г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2022 г. |
Дело N А56-59638/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29997/2022) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2022 по делу N А56-59638/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятому
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган, Управление) от 20.05.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 191/АП-07/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.08.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 15.08.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствует состав вмененного правонарушения.
От Управления в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Новгородской транспортной прокуратурой от 30.03.2022 N 13 в отношении Общества проведена проверка исполнения законодательства в области транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Старая Русса Октябрьской железной дороги.
В ходе осмотра помещений железнодорожного вокзала Прокуратурой выявлены нарушения Обществом Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635, а именно:
- отсутствие видеокамер и иных технических средств в помещении N 21; отсутствие на момент осмотра сертификатов по транспортной безопасности на досмотровое оборудование (рамки металлодетектора) и камер видеонаблюдения; отсутствие подразделения транспортной безопасности; невыполнение досмотровых мероприятий; невыполнение досмотров пассажиров и багажа; отсутствие оборудования для досмотра багажа; неосуществление пропускного режима, пропуска каких-либо видов не выдаются, контрольно-пропускные пункты не оборудованы; отсутствие работников Октябрьской дирекции пассажирских обустройств на вокзале (штатным расписанием дежурный персонал не предусмотрен); отсутствие информирования в наглядной форме физических и юридических лиц о нормативно-правовом регулировании в области обеспечения транспортной безопасности (отсутствие в здании вокзала каких-либо наглядных документов, в том числе информирующих о запрете прохода в зону транспортной безопасности в неустановленных местах, проноса запрещенных предметов и иные).
Указанные нарушения отражены в акте осмотра от 04.04.2022. 27.05.2022.
По факту выявленных нарушений в части неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности Прокуратурой вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.26 КоАП РФ указанное постановление и материалы проверки направлены в Управление для рассмотрения административного дела.
Придя к выводу о том, что Обществом допущены нарушения подпункта "о" пункта 5, подпунктов "д", "е", "ж", "л" пункт 6 Требований N 1635, старшим государственным инспектором Управления вынесено постановление от 20.05.2022 по делу об административном правонарушении N 191/АП-07/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены судебного акта в силу следующего.
ОАО "РЖД" в соответствии с пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является субъектом транспортной инфраструктуры по отношению к ОТИ - вокзал на станции Старая Русса.
Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (часть 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными Федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования N 1635).
Названные требования в силу пункта 4, являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона N 16-ФЗ реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Поскольку сроки на оборудование объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта техническими средствами обеспечения транспортной безопасности Правительством Российской Федерации в настоящее время не установлены, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в части несоблюдения Обществом требований подпунктов "д", "е", "ж" пункт 6 Требований N 1635.
Между тем, согласно подпункту "о" пункта 5 Требовании N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся.
Согласно подпункту "л" пункта 6 Требований N 1635 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 Требований N 1635, обязан силами обеспечения транспортной безопасности обеспечить реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Факт нарушения Обществом подпункта "о" пункта 5, а также подпункта "л" пункта 6 Требований N 1635 установлен административным органом и судом, подтверждается материалами административного дела и Обществом надлежащими доказательствами не опровергнут, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава вмененного правонарушения.
Ссылка Общества на отсутствие вины правомерно отклонена судом первой инстанции.
Как указано выше, согласно подпункту "о" пункта 5 Требований N 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекте транспортной инфраструктуры, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете:
- прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и ее части вне установленных мест прохода (перемещения);
- проноса (провоза) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
- совершения актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования объектов транспортной инфраструктуры или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или угрозу наступления таких последствий.
На момент проведения проверки указанная информация на информационных стендах отсутствовала.
Актуализация указанной информации после выявления правонарушения административным органом не исключает вины Общества в его совершении.
Более того, вопреки ошибочным выводам заявителя, Обществу вменяется не отсутствие подразделения транспортной безопасности на ОТИ - вокзал Старая Русса непосредственно в постоянном режиме, а отсутствие сил обеспечения транспортной безопасности, способных при выявлении нарушений пропускного и внутриобъектового режимов, угроз совершения АНВ незамедлительно отреагировать на такие нарушения в установленном порядке.
Исходя из представленных Обществом документов, в ходе проведения проверки для этих целей никто из обученных и аттестованных работников сил обеспечения транспортной безопасности - собственных или иных не привлечен. Таким образом, положения подпункта "л" пункта 6 Требований N 1635 на ОТИ - вокзал Старая Русса не исполнены.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
Апелляционный суд ввиду отсутствия обстоятельств исключительности совершения правонарушения не усматривает оснований для переоценки данного вывода суда.
Поскольку неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, указанные обстоятельства исключают возможность замены административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. назначено Управлением в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции инкриминируемой статьи с учетом конкретных обстоятельств дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 августа 2022 года по делу N А56-59638/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59638/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги", Октябрьская дирекция пассажирских обустройств
Ответчик: Упраление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта