г. Киров |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А28-4541/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя - Кашиной О.В., действующей на основании доверенности от 29.07.2022; Кисляковой М.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2022
по делу N А28-4541/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал"
(ОГРН 1124307000608; ИНН 4307015614)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области
(ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - заявитель, Общество, ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Кировской области суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, ГЖИ Кировской области, Инспекция) о признании недействительным предписания от 16.02.2022 N 20/Ц/31/2022П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Водоканал" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество настаивает на незаконности оспариваемого предписания Инспекции. Общество указывает на отсутствие с его стороны нарушений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Как указывает податель жалобы, жилое помещение N 3 д. 10 по ул. Азина г. Вятские Поляны оборудовано одним индивидуальным прибором учета в состав которого входят два средства измерения (на холодное и горячее водоснабжение), таким образом, в связи с выходом из строя одного из них ООО "Водоканал" правомерно при начислении платы исходило из положений пункта 60 Правил N 354.
Также заявитель указывает, что ООО "Водоканал" не оказывает потребителю услугу по горячему водоснабжению. Общество определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования городского округа Вятские Поляны Кировской области деятельность по холодному водоснабжению.
Более подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.10.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.10.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители заявителя поддержали занятую по делу позицию.
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, в период с 07.02.2022 по 16.02.2022 на основании решения исполняющего обязанности заместителя начальника ГЖИ Кировской области от 27.01.2022 N Ц/31/2022 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Общества, на основании поступившего обращения граждан от 28.12.2021 N В-8945, содержащего информацию о нарушении порядка начисления платы за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, г. Вятские Поляны, ул. Азина, 10 (далее - МКД N 10), а также мотивированного представления ГЖИ Кировской области от 26.01.2022 N 20/В-8945/2022. В пункте 13 названного решения установлен подлежащий представлению Обществом перечень документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий. Заявителю направлено требование от 27.01.2022 о предоставлении документов и уведомление от 31.01.2022 о проведении проверки.
В ходе проверки установлено следующее.
Между ООО "Водоканал" и собственником квартиры N 3 в МКД N 10 заключен договор о предоставлении коммунального ресурса (холодная вода) от 30.08.2018. В жилом помещении 21.02.2019 установлен индивидуальный прибор учета горячей воды N 37575442, дата очередной поверки 31.01.2025 (акт ввода в эксплуатацию ИПУ коммунальной услуги горячее водоснабжение от 21.02.2019), индивидуальный прибор учета холодной воды N 14910480, дата поверки которого наступила 01.10.2020 (акт от 07.10.2014).
Начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) по жилому помещению N 3 МКД N 10 за сентябрь 2021 в сумме 364 рубля 12 копеек произведено по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента в связи с выходом из строя индивидуального прибора учета холодной воды.
Инспекцией установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) по жилому помещению N 3 МКД N 10 за сентябрь 2021 по показаниям индивидуального прибора учета горячей воды составляет 36 рублей 34 копейки. Излишне начисленный размер платы составил: 327 рублей 79 копеек= 364 рубля 13 копеек - 36 рублей 34 копейки, что является нарушением пункта 42 Правил N 354, пунктов 1, 22 приложения N 2 к Правилам N 354.
Указанные нарушения отражены в акте документарной проверки от 16.02.2022 N 20/Ц/31/2022А.
По итогам проверки Инспекция выдала Обществу обязательное для исполнения предписание от 16.02.2022 N 20/Ц/31/2022П, указав на необходимость произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) в жилом помещении N 3 МКД N 10 за сентябрь 2021 года. Срок исполнения предписания - 18.04.2022. Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписания продлен автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Не согласившись с указанным предписанием ГЖИ Кировской области, Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Установив, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено Инспекцией по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний не имеется, выяснению подлежит наличие у заявителя обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности данного требования Инспекции на основании следующего.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги устанавливают Правила N 354.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что индивидуальный прибор учета - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82, решением Верховного Суда РФ от 03.12.2012 N АКПИ12-1326 разъяснено, что объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. В случае, если один коммунальный ресурс используется и для предоставления соответствующего вида коммунальной услуги, и для производства и предоставления другого вида коммунальной услуги, объем ресурса, затраченного на каждый вид коммунальной услуги, фиксируется отдельно.
Согласно подпункту "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
ГЖИ Кировской области выявлено, что Обществом начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) по жилому помещению N 3 МКД N 10 за сентябрь 2021 в сумме 364 рубля 12 копеек произведено по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента в связи с выходом из строя ИПУ холодной воды (срок окончания поверки ИПУ холодной воды 01.10.2020). По мнению заявителя, так как Общество является гарантирующей организации, осуществляющей на территории муниципального образования городского округа Вятские Поляны Кировской области деятельность по холодному водоснабжению и не осуществляющей деятельность по горячему водоснабжению, то в связи с тем, что помещение N 3 в МКД N 10 оборудовано одним ИПУ, в состав которого входит два средства измерения (на холодное и горячее водоснабжение), то при выходе из строя одного из средства измерения (ИПУ холодной воды), ИПУ горячей воды также непригоден для коммерческого учета.
Материалами настоящего дела подтверждается, что в квартире N 3 в МКД N 10 в спорный период были установлены индивидуальный прибор учета холодной воды (N 14910480 со сроком поверки 01.10.2020) и индивидуальный прибор учета горячей воды (N 37575442 со сроком поверки 31.01.2025), то есть два самостоятельных прибора учета, которые учитывают объемы потребления разных коммунальных ресурсов (холодная вода и горячая вода), поступающих в квартиру по отдельным вводам.
В связи с тем, что индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения находился в рабочем состоянии (доказательств иного в материалы настоящего дела не представлено), расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) по жилому помещению N 3 МКД N10 за сентябрь 2021 года должен быть произведен по показаниям индивидуального прибора учета горячей воды.
Таким образом, расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (компонент холодная вода) по жилому помещению N 3 МКД N10 за сентябрь 2021 года произведен заявителем с нарушением пункта 42 Правил N 354, пунктов 1, 22 Приложения N 2 Правил N 354.
Доводы подателя жалобы об обратном были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте. Судом первой инстанции правомерно учтено, что доказательств выхода индивидуального прибора учета горячего водоснабжения из строя не имеется как в материалах проверки Инспекции, так и в материалах настоящего дела.
Таким образом, оспариваемое предписание ответчика соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы заявителя, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Решение суда первой инстанции, основанное на конкретных обстоятельствах настоящего дела, следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 13.10.2022 N 845 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 15.09.2022 по делу N А28-4541/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1124307000608; ИНН 4307015614) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 13.10.2022 N 845.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4541/2022
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области