г. Санкт-Петербург |
|
23 ноября 2022 г. |
Дело N А42-1362/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений": Сарсымьаева Р.С. по доверенности от 22.02.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-31533/2022, 13АП-31535/2022) Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2022 по делу N А42-1362/2022, принятое
по иску муниципального унитарного предприятия "Северный дом" муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в лице конкурсного управляющего Анкундинова Николая Александровича
к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Северный дом" муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района в лице конкурсного управляющего Анкудинова Николая Александровича (ОГРН 1175190002327, ИНН 5106006700; Мурманская область, Ловозерский район, пгт.Ревда, ул.Победы, д.29; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547; Санкт-Петербург, ул.Звенигородская, д.5; далее - Учреждение) в размере 1 316 150 руб. 84 коп., в том числе 1 005 776 руб. 90 коп. основного долга, 310 373 руб. 94 коп. пени, с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033; Москва, ул.Планетная, д.3, к.2, этаж 1, пом.3; далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") в размере 189 181 руб. 17 коп., в том числе 184 307 руб. 76 коп. основного долга, 4 873 руб. 41 коп. пени.
Решением суда от 02.08.2022 исковые требования удовлетворены частично, в пользу Предприятия с Учреждения взыскано 1 005 776 руб. 90 коп. задолженности, 158 649 руб. 69 коп. пени, с ФГАУ "Росжилкомплекс" 184 307 руб. 76 коп. задолженности, 4 873 руб. 41 коп. пени, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 02.08.2022, Учреждение и ФГАУ "Росжилкомплекс" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение, принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Учреждение в жалобе ссылается на то, что государственный контракт на управление жилым домом между сторонами не заключался. Податель жалобы указывает на то, что надлежащим ответчиком является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГАУ "Росжилкомплекс" в жалобе ссылается на то, что право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано в январе 2022 года. Ответчик ссылается на то, что Министерством обороны Российской Федерации не выделены денежные средства на содержание жилого фонда.
Отзыв на апелляционные жалобы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы своей жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района Мурманской области от 31.10.2019 N 257 "О передаче во временное содержание аварийное обслуживание общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул.Комсомольской" Предприятие организовало предоставление услуг и выполнение работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания и аварийного обслуживания общего имущества многоквартирного дома N 1 по ул.Комсомольской в городском поселении Ревда Ловозерского района на период с 01.11.2019 по 31.05.2020. Постановлениями от 05.08.2020 N 105, от 23.12.2020 N 201, от 08.04.2021 N 65 сроки временного содержания продлены (с 01.08.2020 по 31.12.2021).
Указанными постановлениями определены размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения в 2019 году в размере 21,39 руб. за 1 кв.м. (без учета стоимости услуг по вывозу мусора), в последующие периоды - 23,40 руб. за 1 квадратный метр.
В связи с оказанием услуг истцом были составлены договоры от 01.11.2019 с дополнительными соглашениями, которые направлялись в адрес ответчиков.
Ответчики в период с 01.11.2019 по 31.12.2021 не исполнили обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг, что послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Из положений статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Согласно акту приема-передачи от 31.08.2021 Учреждение передало филиалу, в том числе спорные объекты во исполнение приказа директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 29.07.2021 N 1966 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Приказ N 1966).
Указанным приказом на соответствующие объекты недвижимого имущества прекращено право оперативного управления Учреждения; указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс".
Апелляционный суд отклоняет доводы ФГАУ "Росжилкомплекс" о том, что право оперативного управления на спорные помещения зарегистрировано в январе 2022 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 294, 296 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом в соответствии целям своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у учреждения с момента передачи указанного имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника. Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Согласно пункту 4 порядка закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3, эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников.
Таким образом, с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, обладатель права оперативного управления с момента его возникновения обязан нести расходы на содержание общего имущества.
Поскольку ответчик - ФГАУ "Росжилкомплекс" с сентября 2021 года обладал правом оперативного управления на спорные помещения, и именно он в соответствии с положениями статьей 296 ГК РФ несет обязанность по оплате коммунальных услуг.
Как законный владелец имущества ответчики в силу прямого указания закона обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома наравне с другими собственниками (владельцами) помещений в многоквартирном жилом доме, поскольку являются потребителями комплекса услуг и работ, выполненных в процессе технического обслуживания дома, а потому обязаны их оплатить.
Довод о том, что надлежащим ответчиком является ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", отклоняется апелляционным судом, поскольку договор в отношении спорного объекта в рассматриваемый период не заключен. Кроме того, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о прекращении у ответчиков права оперативного управления в отношении спорных помещений.
Факт оказания в спорный период услуг ответчики не опровергли, доказательств, указывающих на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом документах, не представлено.
Доказательств направления истцу в спорный период каких-либо претензий, либо составления акта о непредоставлении услуг или предоставлении услуг ненадлежащего качества, ответчиком не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы Учреждения об отсутствии заключенного между сторонами договора в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку данный закон устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях без учета специфики и конкретных особенностей исполнения договоров в сфере энергоснабжения.
С учетом изложенного, иск в части взыскания основного долга, мотивированный контррасчет которого не представлен, правомерно удовлетворен.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков пени, исчисленных в порядке, предусмотренном частью 14 статьи 155 ЖК РФ, согласно которой установлена обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должников), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Суд первой инстанции правильно пересчитал размер пени с учетом моратория, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Расчет проверен апелляционным судом, признан верным.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по приведенным в них доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2022 по делу N А42-1362/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1362/2022
Истец: Анкундинов Николай Александрович, МУП "Северный дом" муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ, ф-л "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс"