г. Пермь |
|
22 ноября 2022 г. |
Дело N А60-40621/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии:
от заявителя: Алешина Е.А. - представитель по доверенности от 23.12.2021, диплом, паспорт; Маликов С.И. - представитель по доверенности от 05.10.2022, диплом, паспорт.
от заинтересованного лица: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 сентября 2022 года
по делу N А60-40621/2022
по заявлению акционерного общества "Русатом инфраструктурные решения" (ИНН 7706757331, ОГРН 1117746439480)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41- 12, решения от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русатом инфраструктурные решения" (далее - заявитель, общество, ООО "РИР") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41- 12, решения от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 сентября 2022 года в удовлетворении требований о признании недействительным решения Департамента от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К, отказано. Производство по делу N А60-40621/2022 в части требования о признании недействительным акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12 прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что согласно нормам Закона об энергосбережении и судебно-арбитражной практике, части 9, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определяет совокупность одновременно двух признаков, характерных для организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов: 1. снабжение или передача энергетических ресурсов; 2. наличие сети инженерно-технического обеспечения, имеющей непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно- технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Филиал АО "РИР" в г. Новоуральске не обладает одновременно двумя вышеуказанными признаками, а значит, не является указанной в ч. 9 ст. 13 Закона об энергоснабжении организацией, обязанной осуществлять эксплуатацию ОДПУ.
Согласно представленным дополнениям к апелляционной жалобе, заявитель указывает, что данные, полученные Административным органом в ходе проверки, а также ее результаты, оформленные соответствующим актом, зафиксировавшие по мнению контролирующего органа факт совершения административного правонарушения и обстоятельства его совершения (то есть фактические данные), могут служить одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Полагает, что суд не проверил наличие у Заинтересованного лица предусмотренных законодательством достаточных оснований для проведения проверки Филиала, ограничившись констатацией наличия согласия органов прокуратуры на проведение указанной проверки. В отсутствие предусмотренных п.3 Постановления N 336 оснований действия Департамента по проведению проверки не могут быть признаны законными. Указывает, что суд цервой инстанции вынес неисполнимое решение, не дав оценку отсутствию в Акте проверки четких и ясных указаний о порядке исполнения Филиалом обязанности по эксплуатации прибора учета, установленного в МКЖ N12/1 по ул. Чурина г. Новоуральска, проигнорировал установленный законодательством о теплоснабжении порядок заключения договора и последствия одновременного исполнения соответствующей обязанности Заявителем и Управляющей организацией. Повторно настаивает на том, что согласно ч.12 ст.13 Закона N461-ФЗ, обязанность по эксплуатации установленного в МКД N12/1 по ул. Чурина прибора учета тепловой энергии должна быть возложена на МУП НГО "Водогрейная котельная". Полагает, что суд первой инстанции в нарушение требований ст. 51 АПК РФ не привлек ООО "Привокзальный плюс" и МУП НГО "Водогрейная котельная" в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, игнорируя тот факт, что при вынесении судебного акта права и обязанности и данных лиц были затронуты.
Департамент письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, кроме того ходатайствовал ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к апелляционной жалобе, копии договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде от 10.02.2022, копии договора ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества МКД от 04.02.2019.
Ходатайство рассмотрено судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и удовлетворено частично, дополнение к апелляционной жалобе приобщено к материалам дела, в приобщении копий договоров к материалам дела отказано.
Департамент, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес департамента ГЖИСН поступило обращение, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а именно заявитель указывал на факт нахождения общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в неисправном состоянии в период с сентября 2021 года по март 2022 года.
В рамках рассмотрения обращения департаментом ГЖИСН проведена оценка достоверности изложенных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в порядке, предусмотренном ст. 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По результатам оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям департаментом ГЖИСН установлено подтверждение достоверности указанных сведений, в связи с чем, на основании решения от 06.06.2022 N 29-24-40-19, согласованного прокуратурой Свердловской области, в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: 66221186600002237585).
Документарная проверка проведена в период с 09.06.2022 по 15.06.2022 на предмет деятельности по обеспечению энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1.
В ходе проверки установлено, что 15.09.2021 выявлена неисправность расходомера общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию. Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).
Департаментом ГЖИСН оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении филиала общества "РИР" в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Департаментом ГЖИСН 14.07.2022 вынесено решение N 29-01-64/27534-к об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным и отмене акта внеплановой документарной проверки.
Общество "РИР" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, решения от 14.07.2022 N 29.01.64/27534-К.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения, в отношении акта проверки - прекратил производство по делу.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности установлены Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе в целях соблюдения требовании части 1 статьи 13 названного закона, согласно которому, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее - Правила N 1034) включает в себя: поверку, ремонт и замену приборов учета (п. 17).
В соответствии с частью 12 статьи 13 Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации устранение нарушении установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета надлежит осуществить до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Ресурсоснабжающие организации, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета, и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Указанные положения согласуются с требованиями пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, из которых следует, что порядок применения среднемесячного объема потребления тепловой энергии для начисления платы за коммунальную услугу по отоплению применяется не более 3 расчетных периодов (месяцев), и обеспечивают исполнение части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ в части необходимости обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Заявитель жалобы повторно настаивает на том, что в отсутствие тепловых сетей, присоединенных к сетям многоквартирного дома по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, соответственно ООО "РИР" не обязана приступать в установленном законом порядке к эксплуатации узла учета тепловой энергии.
На основании части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями этой статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 данной статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 указанной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу данного Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Общество "РИР" является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а также является исполнителем коммунальной услуги отопления для собственников помещений в данном многоквартирном доме, начисляет плату за коммунальную услугу отопления.
В силу условий договора оказания услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода) от 24.01.2021 N 1-УГВ/2021/307/11186-Д, заключенного между филиалом общества "РИР" в г. Новоуральске и муниципальным унитарным предприятием Новоуральского городского округа "Водогрейная котельная" (далее - предприятие "Водогрейная котельная") предметом указанного договора является оказание предприятием "Водогрейная котельная" услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде, теплоносителя (вода).
Представленный договор не подтверждает факт отсутствия у общества "РИР" в г. Новоуральске обязанности по эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
При этом часть 9 статьи 13 Закона N 261 не ставит в зависимость принадлежность ресурсоснабжающей организации тепловых сетей непосредственно, присоединенных к сетям многоквартирного дома.
Таким образом, у предприятия "Водогрейная котельная" отсутствует обязанность по эксплуатации узла учета тепловой энергии и обеспечению учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Общество "РИР" в период с 16.04.2022 и по 06.05.2022 не устранило нарушения установленных требований об учете используемых энергетических ресурсов в отношении узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме и не обеспечило последующий допуск узла учета тепловой энергии многоквартирного дома в эксплуатацию.
Арбитражным судом по настоящему делу также установлено, что общество "РИР", зная об отсутствии прибора учета в многоквартирном доме, и тот факт, что управляющая организация после направленного в ее адрес письма, самостоятельно не обеспечила установку приборов учета тепловой энергии и горячей воды, не обеспечило оснащение прибором учета многоквартирный дом.
Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр) утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Анализ фактических обстоятельств по настоящему делу позволил арбитражному суду сделать обоснованный вывод о том, что общество "РИР" не представило надлежащих доказательств отсутствия технической возможности установки соответствующего прибора учета.
Как ранее было указано, учитывая, что для собственников помещений в многоквартирном доме общество является исполнителем коммунальной услуги отопление, соответственно ведет лицевые счета потребителей для оплаты, производит начисление платы за коммунальную услугу, формирует платежные документы, принимает оплату, общество "РИР" неправомерно уклонилось от деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов жителям дома.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции.
Доводы заявителя жалобы об обратном, отклонены судом апелляционной инстанции как основанные на ошибочном толковании положений Федерального закона N 261-ФЗ, прямо предусматривающих наличие соответствующей обязанности при наступлении определенных условий у ресурсоснабжающей организации.
Также заявитель обратился с требованием признать недействительным акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12.
Общество приводит доводы о наличии грубых нарушений, предусмотренных Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Нарушение своих прав, согласно доводам общества, заключается во включении в акт проверки оспариваемого нарушения и составление в отношении должностного лица общества протокола об административном правонарушении.
Принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
Следовательно, административный орган при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, обязан рассмотреть его в установленном порядке.
Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
В силу пункта 3 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
При этом под проверкой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно части 3.2 статьи 10 указанного закона, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 этой статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В силу части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 указанной статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 данной статьи.
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление от 10.03.2022 N 336) установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.
Пунктом 3 Постановления N 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) установлены исключительные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок.
Так, в 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора проводятся исключительно в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав при условии согласования с органами прокуратуры.
Как следует из материалов дела, в адрес Департамента поступило обращение, содержащее доводы о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1, а именно заявитель указывал на факт нахождения общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в неисправном состоянии в период с сентября 2021 года по март 2022 года.
В рамках рассмотрения обращения главным специалистом Департамента Захватошиным А.В. была проведена оценка достоверности изложенных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в порядке, предусмотренном статьей 58 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
По результатам оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям было установлено подтверждение достоверности указанных сведений, в связи с чем, на основании решения заместителя директора Департамента Камышана В.Г. от 06.06.2022 N 29-24-40-19, согласованного прокуратурой Свердловской области, в отношении Филиала АО "РИР" в г. Новоуральске была проведена документарная проверка (учетный номер документарной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий: 66221186600002237585).
Документарная проверка была проведена в период с 09.06.2022 по 15.06.2022 на предмет деятельности по обеспечению энергетической эффективности и оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новоуральск, ул. Чурина, д. 12/1. При этом, в соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ проведение проверки было приостановлено с 09.06.2022 по 14.06.2022 до момента представления запрошенных в требовании документов. Нарушения общего срока проведения проверки судом апелляционной инстанции не установлено.
В ходе проведения документарной проверки было установлено, что 15.09.2021 выявлена неисправность расходомера общедомового прибора учета потребления тепловой энергии. После проведения ремонта общедомового прибора учета тепловой энергии и поверки 17.03.2022 узел учета введен в эксплуатацию. Таким образом, узел учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии с 15.09.2021 по 17.03.2022 (6 месяцев).
В связи с чем, главным специалистом Департамента Захватошиным А.В. был оформлен акт внеплановой документарной проверки, которым в отношении Филиала АО "РИР" в г. Новоуральске установлено нарушение обязательных требований: части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По приведенным основаниям, нарушений которые влекут недействительность проведения проверки и ее результатов, изложенных в акте проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, судом апелляционной инстанции не установлено.
Прекращая производство по делу в части требования о признании недействительным акта проверки от 15.06.2022 N 29-24-41-12, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый акт проверки фиксирует только сведения о результатах проверки и выявленных в ее ходе нарушениях, не возлагает обязанностей и не содержит обязательных для исполнения предписаний, следовательно, не может нарушать права и законные интересы общества "РИР", в связи с чем не является актом ненормативного характера.
Апелляционная коллегия не находит оснований для иных суждений в данной части в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Таким образом, ненормативным актом следует считать документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.
Акт проверки от 15.06.2022 по своей правовой природе является процессуальным документом, в котором изложены установленные в ходе проверки обстоятельства, в том числе факт совершения правонарушения, и служит одним из доказательств. Обжалование процессуальных документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.
Оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для заявителя юридические последствия; не устанавливает и не изменяет обязанности и права заявителя; не определяет меру его ответственности, отражает лишь выявленное нарушение, установленное проверяющим в ходе проверки, а также содержит сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы проверяющего, то есть носит информационный характер, и прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.
Сам по себе этот акт проверки не влечет обязанность нарушителя нести ответственность за совершенные правонарушения, выполняет лишь информационную функцию, констатирует наличие выявленных нарушений и не предполагает указания на способ устранения выявленных правонарушений.
В силу положений статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд вправе оценить законность проведения проверки, в том числе на предмет соблюдения процедуры и сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий при рассмотрении иска о признании незаконными ненормативных правовых актов, принятых по ее результатам, которым является предписание, постановление о привлечении к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Вопреки доводам жалобы, из содержания решения не усматривается, что суд принял решение о правах и обязанностях ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная".
Исходя из заявленных истцом требований, у апелляционного суда отсутствуют основания полагать, что принятый судебный акт по рассматриваемому делу повлиял на права или обязанности ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная" по отношению к одной из сторон спора.
Судом апелляционной инстанции учитывается то, что в ходе рассмотрения настоящего дела заявитель ходатайство о привлечении ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная" к участию в деле в качестве третьих лиц не заявлял.
Также ООО "РИР" не привело доказательств того, что в соответствии с принятым судом решением у ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная" возникли, изменились или прекратились материально-правовые отношения с одной из сторон, возникло право на иск или у сторон появилась возможность предъявления иска к указанному лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная".
В связи с отсутствием предусмотренных статьей 51 АПК РФ оснований для привлечения ООО "Привокзальный плюс", МУП НГО "Водогрейная котельная" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, не допущено.
В этой связи апелляционный суд, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в совокупности и во взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачена в размере 3000 руб., излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 сентября 2022 года по делу N А60-40621/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Русатом инфраструктурные решения" (ИНН 7706757331, ОГРН 1117746439480) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 124758 от 13.09.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40621/2022
Истец: АО "РУСАТОМ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РЕШЕНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ