г. Киров |
|
25 ноября 2022 г. |
Дело N А82-13831/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Ю.С.
без участия представителей сторон, третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2022 по делу N А82-13831/2021
по заявлению муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ОГРН: 1087604005532; ИНН: 7604129539)
к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ОГРН: 1027600685320; ИНН: 7604032150)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Ярдорремстрой" (ОГРН: 1027600519539, ИНН: 7602028775), Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля
о признании частично недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее - заявитель, Агентство, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (далее - ответчик, Управление, УФК по ЯО) о признании недействительным представления от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 в части требований:
1) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 2 711 691,78 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 за строительство ливневой канализации по МК N 10-ЭА-20 от 24.04.2020 (в сумме 1 499 292,41 рубль), МК N 19-Е-20 от 08.05.2020 г (в сумме 657 039,46 рублей), МК N 31-Е-20 от 02.09.2020 г (в сумме 554 722,91 рубль) (подпункт 1.1 пункта 1 Представления);
2) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 509 241,83 рубль за принятие к оплате дорожных работ по МК 10-ЭА-20 от 24.04.2020, не входящих в придомовую территорию (подпункт 2.1 пункта 2 Представления);
3) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункта 3 Представления);
4) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункта 4 Представления).
5) признать недействительными выводы Представления о допущенных нарушениях МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" при принятии и оплате актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям, членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год по всем объектам за счет средств федерального бюджета на сумму 154 050 444,83 рублей (пункт 21 мотивировочной части Представления).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по ЯО обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и разрешить вопрос по существу.
В апелляционной жалобе со ссылками на муниципальные контракты и акты выполненных работ Управление указывает на принятие Агентством к оплате работ на объектах, которые не входят в придомовую территорию, а также строительство ливневой канализации, которая не предусмотрена минимальным перечнем работ по комплексному благоустройству дворовой территории. Также УФК по ЯО считает, что заявителем нарушен пункт 19 Правил от 20.01.2020 N 11-п в части принятия актов приемки в эксплуатацию выполненных работ по благоустройству и ремонту дворовых территорий без подписей жителей, членов инициативной группы. В дополнениях к апелляционной жалобе Управление ссылается на наличие оснований для применения мер ответственности к подрядчику за нарушение условий контракта N 24-ЭА-20.
Агентство в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами Управления, просило оставить решение суда в части признания пунктов Представления недействительными в силе, в остальной части - отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.07.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.07.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство неоднократно откладывалось, последний раз с 17.10.2022 на 16 часов 00 минут 21.11.2022.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по пребывания на учебе) дальнейшего участия судьи Бычихиной С.А. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Волкову С.С., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
Стороны, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 12.04.2021 по 30.04.2021 на основании приказа УФК по ЯО от 09.04.2021 N 132 в отношении МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда". Проверяемый период с 01.01.2020 по истекший период 2021 года.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 19.05.2021.
25.06.2021 УФК по ЯО в адрес Агентства выдано оспариваемое Представление, которым на заявителя возложены следующие обязанности:
1. Устранить нарушения, указанные в пунктах 1-9 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения:
1.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом а) пункта 2, пунктом 3, подпунктом в) пункта 8, подпунктом б) пункта 9 Правил от 30.12.2017 N 1710, пунктами 15.1., 15.2. Правил от 20.01.2020 N 11-п, Приложением N 1 Муниципальной программы от 29.12.2017 N 1777 по муниципальным контрактам от 24.04.2020 N МК 10-ЭА-20, от 27.07.2020 N 28-Е-20, от 08.05.2020 N 19-Е-20, от 02.09.2020 N 31-Е-20 принять меры к возмещению средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в сумме 2 894 959,70 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета, в срок до 01.12.2021.
2. Устранить нарушения, указанные в пункте 10 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения:
2.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по муниципальному контракту от 24.04.2020 N МК 10-ЭА-20 принять меры к возмещению средств субсидии, выделенной из федерального бюджета, в сумме 509 241,83 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета, в срок до 01.12.2021.
3. Устранить нарушения указанные в пункте 11 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения:
3.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 34, пунктом 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 10.5 Контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "ЯРДОРРЕМСТРОЙ", по пункту 11 Представления применить меры ответственности об уплате пеней в сумме 27 738,59 рублей к контрагенту в срок до 01.09.2021.
4. Устранить нарушения указанные в пункте 12 настоящего Представления, принять меры по устранению причин и условий их совершения:
4.1. В соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом "б" пункта 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, пунктами 1.2., 2.2., подпункта "б" пункта 10.4 Контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "ЯРДОРРЕМСТРОЙ", по пункту 12 Представления применить меры ответственности об уплате штрафа в сумме 5 000,00 рублей к контрагенту в срок до 01.09.2021.
5. По пунктам 13-21 настоящего Представления рассмотреть информацию об указанных в настоящем Представлении нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их нарушения в случае невозможности их устранения, в срок до 01.09.2021.
МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к УФК по ЯО о признании недействительным представления от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 в части требований:
1) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 2 711 691,78 рублей с последующим перечислением в доход федерального бюджета в срок до 01.12.2021 за строительство ливневой канализации по МК N 10-ЭА-20 от 24.04.2020 (в сумме 1 499 292,41 рубль), МК N 19-Е-20 от 08.05.2020 (в сумме 657 039,46 рублей), МК N 31-Е-20 от 02.09.2020 (в сумме 554 722,91 рубль) (подпункт 1.1 пункта 1 Представления);
2) о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета в сумме 509 241,83 рубль за принятие к оплате дорожных работ по МК 10-ЭА-20 от 24.04.2020, не входящих в придомовую территорию (подпункт 2.1 пункта 2 Представления);
3) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункта 3 Представления);
4) о принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункта 4 Представления).
5) признать недействительными выводы Представления о допущенных нарушениях МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" при принятии и оплате актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям, членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год по всем объектам за счет средств федерального бюджета на сумму 154 050 444,83 рублей (пункт 21 мотивировочной части Представления).
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично: признал недействительным Представление УФК по ЯО в части требований о возмещении средств субсидии, выделенных из федерального бюджета, в сумме 2 711 691,78 рублей (подпункт 1.1 пункта 1 требовательной части Представления); принятии мер ответственности к ООО "Ярдорремстрой" по уплате пеней на общую сумму 27 738,59 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 3.1 пункт 3 требовательной части Представления), по уплате штрафа на общую сумму 5 000 рублей по МК N 24-ЭА-20 от 26.05.2020 (подпункт 4.1 пункт 4 требовательной части Представления), о принятии указанных в пункте 5 требовательной части Представления мер в связи с выявлением нарушения, указанного в пункте 21 мотивировочной части Представления.
Управления Федерального казначейства по Ярославской области, не согласившись с данным судебным актом, обратилось с жалобой в суд апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
В соответствии со статьей 28 БК РФ к принципам бюджетной системы Российской Федерации относятся, в том числе, эффективность использования бюджетных средств, адресность и целевой характер бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа РФ).
Приложением N 15 к названной государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правил N 1710).
Правила N 1710 устанавливают цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
На основании пункта 2 Правил N 1710 субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:
а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;
б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно пункту 3 Правил N 1710 для целей настоящих Правил под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Из пункта 6 Правил N 1710 следует, что субсидии из федерального бюджета предоставляются при соблюдении субъектом Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации государственной программы;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению субсидии из федерального бюджета;
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета).
Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключаемого в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 Правил N 1710).
Как разъяснено в подпункте "в" пункта 8 Правил N 1710 Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, включаемые в государственную программу, должны предусматривать в том числе минимальный перечень работ по благоустройству. При этом расходные обязательства субъекта Российской Федерации по предоставлению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий софинансируются из федерального бюджета при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома;
Постановлением Правительства ЯО от 29.08.2017 N 679/а-п утверждена государственная программа Ярославской области "Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы (далее - Государственная программа ЯО).
Согласно пункту 2 Государственной программы ЯО в состав Государственной программы с 2020 года входит региональная целевая программа "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2020 - 2024 годы (далее - Региональная целевая программа), утвержденная постановлением Правительства области от 20.01.2020 N 11-п "Об утверждении региональной целевой программы "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2020 - 2024 годы".
Региональная программа "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 29.03.2018 N 196-п "О региональной программе "Создание комфортной городской среды на территории Ярославской области" на 2018 - 2024 годы" (далее - региональная программа), и основные мероприятия "Благоустройство населенных пунктов Ярославской области" и "Благоустройство общественных территорий малых городов и исторических поселений Ярославской области" (далее - основные мероприятия) реализовывались до 31.12.2019.
Ответственным исполнителем Программы и главным распорядителем бюджетных средств, предназначенных для ее реализации, является ДЖКХЭиРТ ЯО. Соисполнители (участники) Программы - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (пункт 1 Региональной целевой программы).
Приложение 1 к Региональной целевой программе N 11-п являются Правила предоставления и распределения субсидии на формирование современной городской среды (далее - Правила N 11-п).
Правила N 11-п разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановлением Правительства области от 04.02.2015 N 93-п "О правилах предоставления субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Правительства области".
Согласно пункту 12.1 Правил N 11-п обязательствами муниципальных образований области - получателей субсидии являются: разработка, утверждение и опубликование порядка общественного обсуждения проекта муниципальной программы, предусматривающего, в том числе, порядок формирования общественной комиссии из представителей органов местного самоуправления, политических партий и движений, общественных организаций, иных лиц для организации такого обсуждения, проведения оценки предложений собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовых территорий, подлежащих благоустройству (далее - заинтересованные лица), а также для осуществления контроля за реализацией муниципальной программы после ее утверждения в установленном порядке.
Согласно пункту 13.4 Правил N 11-п муниципальная программа должна предусматривать: мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, с заключением по результатам инвентаризации с собственниками (пользователями) указанных домов (собственниками (землепользователями) земельных участков) соглашений об их благоустройстве не позднее последнего года реализации регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" в соответствии с требованиями утвержденных в муниципальном образовании правил благоустройства территории.
В разделе 15 Правил N 11-п установлены целевые направления расходования субсидии:
Согласно пункту 15.1 Правил N 11-п реализация мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий с выполнением следующих видов работ:
- из минимального перечня: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям; устройство уличного освещения дворовых территорий; приобретение и установка скамеек; приобретение и установка урн; устройство, ремонт автомобильных парковок (тротуаров); устройство, ремонт пешеходных дорожек;
- из дополнительного перечня: оборудование детских и (или) спортивных площадок; озеленение дворовых территорий; ограждение дворовых территорий; устройство пандусов; устройство контейнерных площадок; устройство иных малых архитектурных форм.
Выполнение работ, включенных в дополнительный перечень, невозможно без выполнения в полном объеме работ, включенных в минимальный перечень, по каждой дворовой территории (по результатам проведенной инвентаризации).
В силу пункта 15.2 Правил N 11-п реализация иных мероприятий по комплексному благоустройству, предусматривающих использование различных элементов благоустройства, а также функциональное разнообразие объекта благоустройства в целях обеспечения привлекательности территории для разных групп населения, с выполнением работ из минимального перечня и дополнительного перечня (за исключением дорожных работ по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям), а также иных работ на следующих типах общественных территорий:
- парк, сквер, бульвар, набережная, пляж;
- территория около общественного здания, памятника;
- пешеходная зона улицы;
- пустырь;
- площадь.
Для обоснования стоимости мероприятий по формированию современной городской среды раздельно формируется сметная документация:
- на дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям;
- на работы по благоустройству;
- на работы с трудовым участием заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 29.12.2017 N 1777 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2024 годы (далее - Муниципальная программа).
В Приложении 1 к Муниципальной программе установлен Минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов с приложением визуализированного перечня образцов элементов благоустройства, предлагаемых к размещению на дворовой территории.
В данный перечень включены следующие работы: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям, устройство уличного освещения дворовых территорий, приобретение и установка скамеек, приобретение и установка урн, устройство, ремонт автомобильных парковок, устройство, ремонт пешеходных дорожек.
Из акта проверки следует, что в таблицах N 2, 4 к Муниципальной программе установлен перечень мероприятий, соисполнителем которых является Агентство:
- организация работ по разработке проектно-сметной документации и получению экспертного заключения;
- ремонт асфальтобетонного покрытия внутриквартальных и дворовых проездов;
- восстановление и создание новых дворовых площадок для отдыха и досуга детей и взрослых;
- озеленение дворовых территорий;
- устройство пешеходных дорожек;
- устройство газонов;
- проведение мероприятий по инвентаризации уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения;
- установка малых архитектурных форм.
Согласно пункту 1.1 требовательной части Представления на Агентство возложена обязанность устранить нарушения, указанные в пунктах 1-9 настоящего Представления. Пунктами 1-9 Представления зафиксированы нарушения, выразившиеся в принятии к оплате не выполненных подрядчиком работ (пункты 1, 2, 4, 5) и принятии к оплате работ по строительству не предусмотренной минимальным перечнем работ ливневой канализации на объектах (пункты 3, 6, 7, 8, 9).
Признавая недействительным пункт 1.1 требовательной части Представления, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не доказано, что выполнение капитального ремонта исключает устройство ливневой канализации. Между тем суд не учел следующее.
Как следует из минимального перечня работ, установленного муниципальной программой, и Региональной целевой программы, реализация мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий осуществляется с выполнением работ из минимального перечня: дорожные работы по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов и проездов к дворовым территориям.
Под дворовой территорией подразумевается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Таким образом, минимальный перечень работ включает в себя, помимо прочего, проведение ремонта тротуаров и автомобильных дорог, прилегающих к МКД.
В соответствии с пунктом 3.24 "ГОСТ Р 59611-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию", утвержденным приказом Росстандарта от 05.08.2021 N 689-ст, ливневая канализация - это канализация закрытая, обеспечивающая сбор и отведение дождевых и сточных вод.
В силу пункта 3.1 "ГОСТ Р 56195-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Росстандарта от 27.10.2014 N 1447-ст, закрытые системы дождевой канализации (гидроизолированные дождеприемные и смотровые колодцы, водоотводящие трубы-коллекторы) предназначены для обеспечения нормативного отвода дождевых, талых и грунтовых вод.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 3.15 "СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85", утвержденного приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 272, водоотвод дорожный - это комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.
Из пунктов 7.29, 7.30 "ГОСТ 33100-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог", утвержденного приказом Росстандарта от 31.08.2015 N 1205-ст, следует, что система дорожного водоотвода - ряд сооружений и конструктивных мероприятий, предназначенных для отвода поверхностных и подземных (грунтовых) вод и обеспечения устойчивости земляного полотна, и дорожной одежды на проектируемой автомобильной дороге.
Для отвода поверхностных вод и защиты от них необходимо предусматривать следующие мероприятия: боковые канавы (кюветы), отводящие дождевые воды с поверхности дороги и прилегающей к ней территории; водоотводящие канавы для выпуска воды из кюветов или находящихся около дороги котлованов; нагорные канавы, служащие для перехвата воды, стекающей по склону к дороге, и для отвода к водопропускным сооружениям, в пониженные места; испарительные бассейны; прикромочные, дождеприемные и поперечные водосбросные лотки, ливневая канализация применяются для отвода воды с поверхности проезжей части и разделительной полосы на автомобильных дорогах I категории; водопропускные сооружения (мосты и трубы) в местах пересечения автомобильными дорогами водотоков, суходолов и оврагов; сооружения подземного водоотвода: дренажи глубокого заложения, дренажные прорези, дренажи мелкого заложения, подкюветные дренажи и т.д. обеспечивают перехват и отвод грунтовых вод, снижая их негативное воздействие на дорожные конструкции.
Из приведенных нормативных положений следует, что ливневая канализация и очистные сооружения не являются неотъемлемыми составными элементами (частями) улично-дорожной сети.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что строительство ливневых канализаций прямо не предусмотрено минимальным перечнем работ по комплексному благоустройству дворовой территории за счет средств федерального бюджета, требования пункта 1.1 требовательной части Представления следует признать законными.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Требования пункта 2.1 требовательной части Представления обусловлены тем, что Агентство по муниципальному контракту от 24.04.2020 N 10-ЭА-20 приняло к оплате дорожные работы ООО "Яравтодор" по капитальному ремонту, ремонту дворовых проездов к дворовым территориям по ул. Корабельная, д. 14,16,18, включающие работы по ремонтам проезда у д.3 по ул. Дружная, тротуара от д.3 по ул. Дружная до д. 8/10 по ул. Театральной, не входящие в придомовую территорию по ул. Корабельная, д. 14,16,18.
Доводы заявителя о том, что указанные дома имеют общий внутриквартальный проезд, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонены им по причине отсутствия соответствующих доказательств. Как указано в решении, въезд со стороны ул. Корабельная к жилым домам N N 14,16,18 действительно производится за счет движения по ул. Дружной. Однако между домами N 3 по ул. Дружной и домами по ул. Корабельной устроены два параллельных междомовых проезда (согласно карте города и исполнительной схеме производства работ), один из которых не является общим проездом для спорного дома и МКД.
Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств апелляционный суд не усмотрел.
Согласно пунктам 11, 12 Представления Агентство в нарушение условий контракта от 26.05.2020 N 24-ЭА-20, заключенного с ООО "Ярдорремстрой", не применило к подрядчику меры ответственности в виде направления требования об оплате неустойки (пени), штрафа.
В силу части 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пункта 6 названных Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Как следует из материалов дела, 26.05.2020 между МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" (заказчик) и ООО "Ярдорремстрой" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 24-ЭА-20 на сумму 13 009 877 рублей 98 копеек, в том числе НДС (пункт 2.1 контракта).
В силу пунктов 1.2, 2.2 контракта N 24-ЭА-20 объем выполняемых работ по Контракту определяется сметной документацией (Приложение N 1 к Контракту) и Контрактом. Стоимость работ определяется на основании сметной документации (Приложение N 1 к Контракту), составленной в базисных ценах с применением индекса изменения сметной стоимости для пересчета в текущие цены с учетом понижающего коэффициента.
На основании пункта 10.4 контракта N 24-ЭА-20 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10 000 рублей, если цена Контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100 000 рублей, если цена Контракта превышает 100 млн. рублей;
Согласно пункту 10.5 контракта N 24-ЭА-20 пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком, обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных подрядчиком.
В акте проверки от 19.05.2021 зафиксировано, что контракт N 24-ЭА-20 исполнен подрядчиком по состоянию на 16.11.2020 на сумму 11 928 207 рублей 60 копеек. Не выполнены работы на сумму 1 081 670 рублей 38 копеек.
МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" не соблюдены требования о применении мер ответственности в случае нарушения подрядчиком условий контракта, а именно: не предъявлена подрядчику пеня за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом N 24-ЭА-20 на сумму 27 738 рублей 59 копеек, в том числе:
- на сумму неисполненных обязательств 830 242 рубля 78 копеек в период с 01.10.2020 по 30.04.2021 за 212 дней размер пени составляет 25 280 рублей 89 копеек;
- на сумму неисполненных обязательств 251 427 рублей 60 копеек в период с 01.10.2020 по 08.12.2020 за 69 дней размер пени составляет 2 457 рублей 70 копеек.
Кроме того МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" подрядчику ООО "Ярдорремстрой" не предъявлен штраф в размере 5 000 рублей за выполнение непредвиденных работ стоимостью 251 427 рублей 60 копеек в период с 26.05.2020 по 30.09.2020 при отсутствии локального сметного расчета и внесения изменений в сводный сметный расчет, что подтверждается актом приемки выполненных работ (ф. КС-2) 08.12.2020 N 1/1.
Также в акте от 19.05.2021 указано, что соглашение о расторжении контракта N 24-ЭА-20, предусмотренное частью 8 статьи 95 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работы стоимостью 830 242 рубля 78 копеек заказчик признал не подлежащими исполнению, в связи с чем вина исполнителя и сам факт нарушения срока выполнения работ, отсутствуют.
Между тем соглашение о расторжении контракта N 24-ЭА-20 подписано Агентством и ООО "Ярдорремстрой" лишь 11.05.2021. Пунктом 2 соглашения от 11.05.2021 предусмотрено, что подрядчиком оказаны услуги на сумму 12 179 635 рублей 20 копеек, в том числе НДС. Обязательства в оставшейся части на сумму 830 242 рубля 78 копеек, в том числе НДС, стороны прекращают.
Как разъяснено в абзаце 1 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", разрешая споры, связанные с расторжением договоров, суды должны иметь в виду, что по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора (например, отгружать товары по договору поставки, выполнять работы по договору подряда, выдавать денежные средства по договору кредита и т.п.). Поэтому неустойка, установленная на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности, начисляется до даты прекращения этого обязательства, то есть до даты расторжения договора.
Таким образом, до даты подписания соглашения о расторжении контракта N 24-ЭА-20 подрядчик обязан был исполнить требования названного контракта в полном объеме, а заказчик в свою очередь вправе был применить меры ответственности в случае нарушения ООО "Ярдорремстрой" условий контракта в виде начисления неустойки.
Также апелляционный суд находит обоснованным вывод Управления о нарушении ООО "Ярдорремстрой" пунктов 1.1, 2.1 контракта N 24-ЭА-20 в связи с выполнением в период с 26.05.2020 по 30.09.2020 работ при отсутствии локального сметного расчета и внесения изменений в сводный сметный расчет.
Вопреки выводам суда сам по себе факт завершения работ по контракту 30.09.2020 не свидетельствует о соответствии действий подрядчика условиям контракта.
При таких обстоятельствах Агентству следовало применить меры ответственности к подрядчику в связи с нарушением им условий контракта в виде штрафа. Оснований для признания пунктов 3.1, 4.1 требовательной части Представления недействительными у суда первой инстанции не имелось.
Согласно пункту 19 Правил N 11-п перечисление из областного бюджета субсидий бюджету муниципального образования осуществляется Управлением Федерального казначейства по Ярославской области в соответствии с переданными ему полномочиями получателя средств областного бюджета по перечислению субсидий в порядке, установленном Управлением Федерального казначейства по Ярославской области, после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования (после проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета муниципального образования), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Для перечисления субсидии муниципальное образование представляет в департамент заявку на перечисление субсидии по форме согласно приложению 2 к Правилам, подписанную лицом, имеющим право действовать от имени руководителя органа местного самоуправления, в электронном виде и на бумажном носителе.
К заявке на перечисление субсидии помимо прочего прилагается акт приемки выполненных работ с подписью жителей (по дворовым территориям), членов инициативной группы (по общественным территориям).
Пунктом 21 Представления Агентству в вину вменено принятие к оплате для формирования заявок на перечисление субсидии актов приемки выполненных работ без подписей жителей (по дворовым территориям), членов инициативной группы (по общественным территориям) за 2020 год.
Удовлетворяя требования Агентства о признании пункта 5 требовательной части Представления недействительным, суд первой инстанции учел следующее.
Форма указанного акта Постановлением N 11-п не утверждена. К заявкам на перечисление денежных средств прилагались акты комиссионной приемки в эксплуатацию выполненных работ по благоустройству и ремонту дворовых и общественных территорий, подписанные представителями Департамента городского хозяйства, Территориальной администрации, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" и подрядной организации, а также акты приемки проекта инициативного бюджетирования - благоустройство дворовой территории или общественной (рекреационной) зоны. Указанные акты приемки проекта инициативного бюджетирования содержат описание объекта после реализации проекта, фактический состав и стоимость проекта, сведения об источниках финансирования.
Указанные обстоятельства не противоречат материалам дела.
Однако требования пункта 19 Правил N 11-п являются императивными, следовательно, порядок перечисления субсидий подлежит соблюдению. Отсутствие установленной формы акта, по убеждению апелляционного суда, не влияет на законность пункта 21 Представления.
Из формулировки пункта 5 требовательной части Представления в части, касающейся актов без подписей жителей, членов инициативных групп (пункт 21 Представления), не следует, что на Агентство незаконно возложены какие-либо обязанности (например, по возврату средств субсидии).
Представление Управления в названной части содержит требование рассмотреть информацию о нарушениях и принять меры по устранению причин и условий нарушений, в связи с чем является законным и реально исполнимым.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые Агентством в рамках настоящего споры пункты Предписания соответствуют положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания Представления в части названных пунктов недействительным.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, обжалуемое решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.06.2022 по делу N А82-13831/2021 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
"В удовлетворении заявления муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 25.06.2021 N 71-14-02/34/2048 отказать".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13831/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля
Ответчик: Управление федерального казначейства по Ярославской области
Третье лицо: Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, ООО "Ярдорремстрой"