город Ростов-на-Дону |
|
28 ноября 2022 г. |
дело N А01-70/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Димитриева М.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракитянской А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Приозерное": представитель Серая Н.А. по доверенности от 22.11.2022, представитель Зайцева В.А. по доверенности от 22.11.2022;
от Межрайонной ИФНС России по Южному Федеральному округу: представитель Серебрянская Т.А по доверенности от 15.11.2022,
посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции:
от УФНС России по Республике Адыгея: представитель Атажахова А.Д.Д. по доверенности от 01.02.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Республике Адыгея от 14.09.2022 по делу N А01-70/2022 об удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Приозерное" к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о признании недействительными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Приозерное" (далее - общество, ООО "Приозерное") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее - Управление, налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа по исчислению земельного налога по ставке 1,5 процента в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "Приозерное", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", выраженных в письме исх. N 03-11/08509 от 13.10.2021 и сообщении об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1151813 от 23.08.2021.
Решением Арбитражного суда Республике Адыгея от 14.09.2022 по делу N А01-70/2022 признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея по исчислению земельного налога по ставке 1,5 процента в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "Приозерное", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", выразившиеся в сообщении об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1151813 от 23.08.2021. В части требования о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС N 3 по Республике Адыгея по исчислению земельного налога по ставке 1,5 процента, выразившихся в письме исх. 03-11/08509 от 13.10.2021, производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республике Адыгея от 14.09.2022 по делу N А01-70/2022, уполномоченный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Податель жалобы указал, что общество не использует земельные участки по целевому назначению, значащемуся в реестре государственного учета, то есть фактически не осуществляет жилищное строительство на землях, которые имеют вид разрешенного использования "для ИЖС". В связи с этим налоговый орган направил в адрес общества сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год с применением налоговой ставки 1,5%. Согласно доводам апеллянта, ограничение в виде наличия газопровода на спорных земельных участках носит неустранимый характер, а срок эксплуатации подземных газопроводов устанавливается на длительное время, что может являться основанием для проведения градостроительных мероприятий и изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков в порядке, установленном положениями Градостроительного кодекса. Податель жалобы считает, что в рассматриваемом случае положения пункта 15 статьи 396 НК РФ применению не подлежат. Общество является юридическим лицом и относится к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, в связи с этим принадлежность земельных участков на праве собственности коммерческой организации предполагает его использование в предпринимательской деятельности и поэтому обуславливает его налогообложение по налоговой ставке 1,5 %. Общество не подтвердило факт использования земельных участков для удовлетворения личных бытовых потребностей, в связи с этим, условия, необходимые для применения пониженной налоговой ставки, не исполнены. Доказательства, подтверждающие обоснованность применения данной ставки к спорным земельным участкам при расчете земельного налога за 2020 год, не представлены. По мнению налогового орган, тот факт, что земельные участки непосредственно в предпринимательской деятельности в 2020 году не были использованы, не имеет правого значения в целях налогообложения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Приозерное" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республике Адыгея от 14.09.2022 по делу N А01-70/2022 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 153 земельных участков с видом разрешенного использования под ИЖС, расположенных по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, х. Суповский, ул. Ленина, 88/а, (бывшие земли колхоза "Дружба" секция XI бригада N 1).
Право собственности ООО "Приозерное" на указанные земельные участки подтверждается выпиской из ЕГРН, выданной 24.11.2017 N 23/237/006/2017-7243 Управлением Росреестра по Республике Адыгея.
06.09.2021 ООО "Приозерное" получило сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год N 1151813 от 23.08.2021, в соответствии с которым произведен перерасчет земельного налога в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "Приозерное", с видом разрешенного использования под ИЖС, исходя из ставки 1,5 процента.
13.09.2021 общество направило в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея возражения. На указанное обращение налогоплательщика инспекция направила ответ N 03-11/08509 от 13.10.2021, из которого следует, что исчисление земельного налога для участков с видом разрешенного использования под ИЖС в размере ставки 1,5 процента является правомерным.
Решением Межрегиональной инспекции ФНС по Южному Федеральному округу от 26.01.2022 N 07-10/18 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
С действиями налогового органа по исчислению земельного налога в отношении земельных участков общества с видом разрешенного использования под ИЖС, исходя из ставки 1,5 процента, изложенными в письме N 03-11/08509 от 13.10.2021 и сообщении об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1151813 от 23.08.2021, заявитель не согласился и обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил заявленное ООО "Приозерное" требование, обоснованно приняв во внимание нижеследующее
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях эти муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Начиная с отчетности за 2020 год налоговая декларация по земельному налогу налогоплательщиками - организациями не представляется (часть 9 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой орган по месту нахождения земельного участка формирует сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога рассчитанном на основании имеющихся у территориальных налоговых органов сведений.
Сообщение формируется в целях обеспечения полноты уплаты налогов и включает сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога.
Межрайонная ИФНС России N 3 по Республике Адыгея направила в адрес ООО "Приозерное" сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога за 2020 год от 23.08.2021 N 1151813 с применением налоговой ставки 1,5 процента.
Согласно абзацу 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении прочих земельных участков предельная налоговая ставка по налогу установлена в размере 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации).
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования "Энемское городское поселение" Тахтамукайского района Республики Адыгея от 25.09.2019 N 21-3 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Энемское городское поселение" (с изменениями и дополнениями) в 2020 году установлена ставка земельного налога на земельные участки, приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства - в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости (подпункт 18 пункта 5).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса).
При этом законодатель с достаточной степенью определенности установил в пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации правовые последствия отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости: повышающие коэффициенты к ставке налога 0,3 процента. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка.
Таким образом, определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Кроме того, для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", а именно, запрета применять пониженную ставку налога коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства и не используемых в предпринимательской деятельности, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Данный вывод следует также из пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных взиманием земельного налога", определений Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432, от 24.06.2022 N 310-ЭС22-2242.
Налоговый орган не представил доказательства использования обществом спорных земельных участков с видом разрешенного использования под ИЖС по нецелевому назначению.
Сам по себе факт наличия у налогоплательщика статуса коммерческой организации не является доказательством использования земельных участков по нецелевому назначению, в иных предпринимательских целях.
В качестве подтверждения факта неиспользования спорных земельных участков в предпринимательских целях и отсутствия прибыли общество представило в материалы дела налоговую отчетность за трехлетний период, а также выписку о движении денежных средств по расчетному счету, согласно которым поступления от предпринимательской деятельности отсутствуют.
Дав правовую оценку доводам ООО "Приозерное", положенным в основу заявленного требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что требование общества о признании незаконными действий налогового органа - Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Адыгея по исчислению земельного налога за 2020 год по ставке 1,5 процента в отношении земельных участков, принадлежащих ООО "Приозерное", с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", выраженных в сообщении об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога от 23.08.2021, подлежит удовлетворению.
В отношении письма налогового органа исх. N 03-11/08509 от 13.10.2021 производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что письмо управления не отвечает критериям ненормативного правового акта государственного органа, который может быть обжалован в арбитражном суде.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования по данному спору и имеющие существенное значение для дела; доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены; выводы суда сделаны, исходя из конкретных обстоятельств дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм права, регулирующих спорные отношения. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопреки доводам апеллянта, в пункте 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" разъясняется, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 394 НК РФ.
Учитывая изложенное, исчисление земельного налога в отношении земельного участка, приобретенного юридическим лицом на условиях осуществления на нем жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, и установленных п. 15 ст. 396 НК РФ коэффициентов.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, вид разрешенного использования спорных земельных участков, отсутствие доказательств использования земельных участков не по целевому назначению, в коммерческой деятельности, суд правомерно признал незаконными действия налогового органа по исчислению земельного налога по ставке 1,5 процентов.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Адыгея от 14.09.2022 по делу N А01-70/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
М.А. Димитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-70/2022
Истец: ООО "Приозерное"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, УФНС России по РА
Третье лицо: МИФНС N3 по Республике Адыгея, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Южному федеральному округу