г. Пермь |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А60-27774/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 ноября 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации Сысертского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 24 августа 2022 года
по делу N А60-27774/2022
по иску акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к Администрации Сысертского городского округа (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - АО "ОТСК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации Сысертского городского округа о взыскании убытков в сумме 2 937 824 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.08.2022 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции приводит в апелляционной жалобе доводы, аналогичные изложенным возражениям по иску, полагает, что истцом не представлено документов и доказательств, подтверждающих, что со стороны администрации имели место нарушения, которые бы находились в причинно-следственной связи с убытками; незаконность действий администрации не доказана, действия администрации не оспаривались; при уточнении размера субсидии МКУ "ИРЦ" и администрация руководствовались нормами действующего законодательства, в том числе подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ, согласно которым одним из условий предоставления субсидии является наличие общедомовых приборов учета (ОДПУ) в МКД, заявка на финансирование была скорректирована с учетом домов без ОДПУ; ЭСО не предоставлены акты невозможности установки ОДПУ. Ссылается, что судом не учтены доводы администрации о непредоставлении АО "ОТСК" актов невозможности установки всех приборов учета по спорным домам.
Указал на необоснованность не привлечения к участию в деле МКУ "ИРЦ" в качестве надлежащего ответчика, Свердловской области в лице Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области - в качестве третьего лица.
При этом, как утверждает заявитель жалобы, установлена возможность установки ОДПУ по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39 (акт обследования от 02.02.2022); в настоящее время приборы учета ХВС, тепловой энергии отсутствуют, указаны необходимые организационно-технические мероприятия для обеспечения установки прибора учета. В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указал, что суд не дал оценки его доводам о том, что представленный истцом акт о невозможности установки приборов учета по указанному адресу является подложным, ранее в администрацию и МКУ "ИРЦ" вместе с заявкой на предоставление субсидии не предоставлялся. Указанное, по мнению ответчика, свидетельствует об уклонении истца как ресурсоснабжающей организации от установки ОДПУ в нарушение пункта 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности". Дополнительно сообщил, что ТСЖ "Сириус", в управлении которого находится спорный МКД, планирует провести общее собрание собственников по вопросу установки ОДПУ.
К дополнению к апелляционной жалобе ответчиком приложены материалы фотофиксации по результатам осмотра МКД на 6 л.
В приобщении указанных документов в качестве дополнительных доказательств по делу судом апелляционной инстанции отказано на основании части 2 статьи 268, статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием к тому соответствующего правового обоснования наличия объективных уважительных причин непредставления этих документов в суд первой инстанции.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец, доводы апелляционной жалобы администрации отклонил со ссылкой на пункт 4 Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП, пункт 12 Постановления Администрации Сысертского городского округа от 14.03.2018 N 648, переписку сторон, и указал на то, что информация по начислениям осуществлялась в порядке инфообмена, определенном вышеуказанным Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 14.03.2018, в направляемых МКУ "ИРЦ" ежемесячных данных о мерах социальной поддержки спорные адреса также присутствовали; Администрация Сысертского городского округа, как властный субъект, направлял список объектов с величиной предоставляемой социальной меры по услуге "отопление", указала на необходимость применения таких мер, в том числе по спорным домам, что в последующем повлекло возникновение убытков у истца в виде отказа в предоставлении субсидии по этим домам; просит обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" в спорный период являлось энергоснабжающей организацией в отношении объектов, находящихся в собственности Муниципального образования Сысертский городской округ.
19.04.2019 в адрес ОАО "ОТСК" поступило письмо от Администрации Сысертского городского округа N 130-01-16/3902 о направлении расчета величины предоставляемой социальной меры по услуге "отопление" с адресными данными.
Расчет произведен Муниципальным казенным учреждением "Информационно-расчетный центр" (далее - МКУ "ИРЦ") в соответствии с Законом Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги".
По указанным адресам в приложении к письму АО "ОТСК" в течении 2020-2021 годов предоставляло субсидии гражданам, рассчитанным МКУ "ИРЦ" в рамках инфообмена с расчетным центром.
21.01.2021 АО "ОТСК", на основании Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП о реализации Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ, обратилось в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении Субсидии из бюджета Сысертского городского округа на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Сысертского городского округа, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в 2020 году, в сумме 8 049 509 руб. 53 коп.
В направленном в адрес АО "ОТСК" соглашении объем субсидии, предоставляемой из бюджета муниципального образования, составил 6 632 500 руб., без учета понесенных обществом затрат, в отношении многоквартирных домов по адресам: с. Патруши, ул. Окружная 1-я д. 39; ул. Центральная д. 8; ул. Центральная д. 9; ул. Российская д. 4.
Сумма недополученных средств за 2020 год составляет 1 417 009 руб. 53 коп.
27.01.2022 АО "ОТСК" также обратилось в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении Субсидии из бюджета Сысертского городского округа на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Сысертского городского округа, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в 2021 году, в сумме 8 341 257 руб. 53 коп.
В направленном в адрес АО "ОТСК" письме Администрации Сысертского городского округа N 130-01-18/1782 от 22.02.2022 в сумме 1 466 814 руб. 61 коп. предоставленных субсидий, в отношении многоквартирных домов по адресам: с. Патруши, ул. Окружная 1-я д. 39; ул. Центральная д. 8; ул. Центральная д. 9; ул. Российская д. 4 отказано.
Ввиду того, что меры социальной поддержки в полном объеме предоставлялись собственникам/пользователям жилых помещений, а Администрация отказала в предоставлении субсидии, у АО "ОТСК" возникли недополученные доходы, которые возникли в связи с тем, что потребителям был рассчитан и предъявлен к оплате заниженный размер платы за коммунальную услугу.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, АО "ОТСК" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу о взыскании убытков, связанных с отказом в компенсации расходов понесенных в связи с предоставлением в 2020 году льготы населению в виде оплаты тепловой энергии в заниженном размере.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, признал требования истца подлежащими удовлетворению, отклонив, в том числе, возражения ответчика, приведенные в отзыве на иск, аналогичные доводам апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению муниципальным образованием. Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать их наступление в виде уменьшения имущества (в данном случае денежных средств), противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденного документами.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, в том числе отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
На основании статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - Основы формирования индексов).
Согласно пункту 10 Основ формирования индексов, применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 49 Основ формирования индексов при принятии решения Правительства Российской Федерации об изменении (пересмотре) индексов по субъектам Российской Федерации и отклонений по субъектам Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано в течение 30 дней со дня вступления указанного решения в силу привести предельные индексы, установленные по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации, в соответствие с измененными (пересмотренными) значениями.
В соответствии с пунктом 50 Основ формирования индексов предельные индексы могут быть изменены (пересмотрены) в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указанное решение об изменении (пересмотре) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону увеличения принимается после согласования проекта акта об установлении предельного индекса с представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации), за исключением случая, указанного в пункте 35(1) настоящего документа.
Срок рассмотрения и согласования (или отказа в согласовании) представительным органом муниципального образования (в городах федерального значения - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации) проекта акта об установлении предельного индекса не может превышать 20 дней со дня его поступления.
Согласно пункту 50 Основ формирования индексов в случае изменения (пересмотра) предельных индексов в течение долгосрочного периода их действия в сторону их уменьшения основанием для выплаты компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемым организациям является пересмотр уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ранее установленных тарифов для регулируемых организаций в сторону снижения.
Выплата указанной компенсации осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 52 Основ формирования индексов установлено, что расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется на основании заявления регулируемой организации, содержащего сведения о регулируемой организации (наименование, местонахождение, адрес электронной почты, контактные телефоны, фамилия, имя, отчество руководителя организации, сведения об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на налоговый учет) и расчет указанной компенсации (далее - заявление).
Решение об определении размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным осуществлять расчет размера компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявления и направляется в регулируемую организацию почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в электронном виде (пункт 55 Основ формирования индексов).
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) вправе рассмотреть вопрос о предоставлении в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнительных мер социальной поддержки потребителя коммунальных услуг в целях соблюдения установленных предельных индексов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Согласно статье 3 указанного Закона, финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Статьей 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ установлено, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги предоставляется гражданам, проживающим на территории Свердловской области, при соблюдении следующих условий: 1) рост платы гражданина за коммунальные услуги превышает установленный Губернатором Свердловской области на соответствующий период предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании, на территории которого проживает гражданин, при сопоставимых перечне коммунальных услуг и объемах потребления коммунальных услуг; 2) многоквартирный дом оснащен коллективными (общедомовыми) приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии) - в случае, если гражданин проживает в многоквартирном доме; 3) жилой дом оснащен индивидуальными приборами учета потребления используемых коммунальных услуг (горячей и холодной воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа) - в случае, если гражданин проживает в жилом доме.
Условия, указанные в подпунктах 2 и 3 части первой настоящего пункта, не применяются при предоставлении меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах или жилых домах, на которые в соответствии с федеральным законодательством не распространяются требования об организации учета используемых коммунальных ресурсов.
На основании статьи 3 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", даны следующие разъяснения. Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Судам необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа был обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы Свердловской областью принят Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ.
Таким образом, при определении объема обязательств исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
В целях фактической реализации указанного Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены:
1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги;
2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги;
3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании.
Согласно пункту 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов.
Утвержденный приведенным Постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - субвенции).
Согласно пункту 2 этого Порядка разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Свердловской области от 15.07.2005 N 70-ОЗ "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", от 25.04.2013 N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется в текущем финансовом году органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании документов, установленных пунктом 5 Порядка предоставления гражданам меры социальной поддержки, утвержденного Постановлением Правительства от 18.12.2013 N 1539-ПП, и предоставленных в январе текущего финансового года.
Постановлением Администрации Сысертского городского округа от 14.03.2014 N 648 "О реализации в Сысертском городском округе законов Свердловской области о мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан от платы за коммунальные услуги" также утвержден порядок по предоставлению субсидий на территории Сысертского городского округа.
Согласно пункту 12 данного Постановления размер платы по каждому из видов коммунальных услуг рассчитывается исходя из объема потребления коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных уполномоченными органами власти, и тарифов на коммунальные услуги, утвержденных в установленном порядке.
Именно орган местного самоуправления рассматривает представленные поставщиками коммунальных услуг документы, с целью определения объема запрашиваемой субвенции и объема подлежащих предоставлению субсидий.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика.
Таким образом, в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком является Администрация, поскольку она установила пониженные тарифы для жителей городского округа и обязана была компенсировать их. В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы о непривлечении МКУ "ИРЦ" к участию в деле в качестве надлежащего ответчика подлежат отклонению. Непривлечение Свердловской области в лице Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области к участию в деле в качестве третьего лица не привело к принятию судом неверного решения по делу, на выводы суда первой инстанции по существу спора не влияет.
Из материалов дела следует, что письмом от 19.04.2019 N 130-01-16/3902 Администрация Сысертского городского округа обратилась к обществу "Объединенная теплоснабжающая компания" с просьбой в первом полугодии 2019 года производить начисление платы по услуге "отопление" жителями сел Патруши и Бородулино категории "население" с учетом прилагаемой величины предоставляемой социальной меры по услуге "отопление".
К данному письму приложен расчет величины предоставляемой социальной меры, содержащий, в том числе, сведения о спорных домах.
В ежемесячных данных о мерах социальной поддержки, направляемых МКУ "ИРЦ", спорные адреса также присутствовали.
Для возмещения затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки населению Сысертского городского округа в 2020 году, и в целях соблюдения порядка, закрепленного в постановлении, истец 07.02.2020 обратился в Администрацию Сысертского городского округа и предоставил необходимые документы. Общая сумма затрат истца на предоставление меры социальной поддержки составила 8 049 509 руб. 53 коп.
Расчет распределения субвенций из областного бюджета на предоставление меры социальной поддержки в разрезе поставщиков коммунальных услуг производился органом местного самоуправления.
Именно орган местного самоуправления рассматривает представленные поставщиками коммунальных услуг документы, с целью определения объема запрашиваемой субвенции и объема подлежащих предоставлению субсидий.
Согласно пояснениям ответчика в апелляционной жалобе, уменьшение истребуемой суммы субвенции из областного бюджета произошло в результате исключения из ранее согласованной заявки спорных объектов, не оснащенных ОДПУ, в связи с тем, что мера социальной поддержки по частичному освобождению от оплаты коммунальных услуг может быть предоставлена гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме лишь в случае оборудования такого дома общедомовыми приборами учета потребления используемых коммунальных услуг.
Вместе с тем, истцом в материалы дела представлены соответствующие акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета на спорных объектах, согласно которым такая возможность отсутствует, то есть условия, указанные в подпунктах 2, 3 части 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 25.04.2013 N 40-ОЗ о наличии приборов учета, не распространяются на спорные объекты (отсутствие технической возможности).
При этом о том, что представленные истцом в обоснование заявленных исковых требований доказательства являются ненадлежащими, ответчик в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде первой инстанции не заявлял, в том числе в отношении акта о невозможности установки ОДПУ по МКД по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39, в связи с чем несет риск несовершения процессуальных действий (статьи 65, 41, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка апеллянта на иной акт обследования от 02.02.2022 о возможности установки приборов учета по адресу: с. Патруши, ул. 1-ая Окружная, 39, в данном случае не может быть признана значимой, выводы суда первой инстанции не опровергает, поскольку не подтверждает наличие такой возможности в спорный период. Кроме того, арбитражным судом в данной части принято во внимание то обстоятельство, что именно Администрация Сысертского городского округа направляла список объектов с величиной предоставляемой социальной меры по услуге "отопление", указывая на необходимость применения таких мер, в том числе, по спорному дому.
Вопреки позиции ответчика, факты недополучения истцом доходов по причине возникновения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, причинно-следственная связь между неполученными доходами и действиями ответчика, установившего размер цены за коммунальные услуги ниже экономически обоснованного, а также противоправность его действий, выразившихся в нарушении права истца на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с реализацией коммунальных услуг для населения ООО "ОТСК", подтверждены имеющимися в материалах дела надлежащими доказательствами (статьи 71, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Акт об установлении тарифа ниже экономически обоснованного может быть принят органом публично-правового образования исходя из предельных минимальных и максимальных уровней тарифов, предельных индексов изменения тарифов либо других ограничивающих размер тарифов обязательных показателей (далее - обязательные показатели), которые установлены органом иного публично-правового образования.
Публично-правовое образование, органом которого принят акт об установлении тарифа, вправе возражать против иска о компенсации потерь, вызванных межтарифной разницей, ссылаясь на то, что оно направляло публично-правовому образованию, утвердившему обязательные показатели, предложение об их установлении или обращалось за согласованием своего решения об утверждении тарифов на уровне выше или ниже обязательных показателей с целью предотвратить возникновение межтарифной разницы.
Если такое предложение не учтено или в согласовании решения отказано, либо подобное обращение не предусмотрено действующим законодательством, надлежащим ответчиком является публично-правовое образование, орган которого утвердил обязательные показатели. Применительно к части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлекает такое публично-правовое образование к участию в деле в качестве соответчика.
Таким образом, в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком является Администрация Сысертского городского округа, поскольку она установила пониженные тарифы для жителей городского округа и обязана была компенсировать их.
Фактические расходы истца по предоставлению льгот в связи с указанными обстоятельствами и решением Администрации Сысертского городского округа подтверждены материалами дела, ответчикам и третьими лицами не опровергнуты, доказательства возмещения расходов на заявленную в иске сумму не представлены, спор между сторонами по количеству и составу лиц, которым должны быть предоставлены льготы, по иным основаниям (помимо возможности установки ОДПУ) отсутствует.
При таких обстоятельствах исковые требования к Администрации Сысертского городского округа правомерны и обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенного, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку законности и обоснованности выводов суда первой инстанции по существу рассмотренного иска не опровергают, не содержат юридически значимых обстоятельств, которые не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, представленных в дело доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 августа 2022 года по делу N А60-27774/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27774/2022
Истец: ОАО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА