г. Саратов |
|
01 декабря 2022 г. |
Дело N А12-18214/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006831, ИНН 3444173353)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2022 года по делу N А12-18214/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК Ренессанс" (400001, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ОГРН 1093444006831, ИНН: 3444173353)
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
о признании незаконным предписания,
заинтересованные лица: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф. 205,ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787), Аликов Анатолий Александрович (г. Волгоград), общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579),
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ренессанс" (далее - общество, ООО "УК "Ренессанс", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда от 28.01.2022 г. N 35-Р.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2022 года произведена процессуальная замена стороны по делу N А12-18214/2022 с Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" на ее правопреемника - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда". В удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "Ренессанс" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в условиях действия прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией (РСО) требования подпункта д) пункта 3 Правил N 354 к температурному режиму воды в точках водоразбора должны исполняться не управляющей компанией, а РСО - ООО "Концессия теплоснабжения". Ответственность управляющей организации в соответствии с п.2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ ограничивается только ответственностью за техническую готовность (состояние) общедомовых коммуникаций к принятию коммунальных ресурсов, поставляемых РСО. Причина несоответствия температурного режима ГВС в точках водоразбора заключается в отсутствии внешнего циркуляционного трубопровода от теплового пункта до внешней стены дома, обеспечивающего непрерывный подогрев горячей воды. Кроме того, по мнению подателя жалобы, временное доведение РСО температуры ГВС на вводе в дом во время проведения проверки УЖИВ до 60 °С не свидетельствует об обеспечении исполнителем коммунальной услуги надлежащей температуры горячей воды во всех помещениях (точках водоразбора) МКД.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Волгоградской области проверена Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению главы Волгограда от 22,07.2022 N 245-п "О внесении изменения в постановление главы Волгограда от 25.09.2018 N 6-п "Об утверждении структуры аппарата главы Волгограда", постановлению администрации Волгограда от 22.07.2022 N 865 "О внесении изменений в постановление администрации Волгограда от 07.12.2016 N 152 "О структуре и штатной численности департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда", в структуру аппарата главы Волгограда внесены изменения, в соответствии с которыми управление "Жилищная инспекция Волгограда" вошло в структуру департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее - Департамент).
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.07.2022 N 70/1045 "О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 N 13/393 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда" (опубликовано в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград", N 83, 30.07.2022), Департамент является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению региональною государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
С учетом изложенного, суд правомерно, в порядке статьи 48 АПК РФ, произвел замену заинтересованного лица по делу Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) на ее правопреемника - Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливноэнергетического комплекса администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ОГРН 1023403430082, ИНН 3444069673).
Апелляционная жалоба доводов в указанной части не содержит.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления "Жилищная инспекция Волгограда" о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 19.01.2022 N 35-р (т.1 л.д.79-81) должностным лицом Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом (МКД) N 62А по ул. Землячки - ООО "УК "Ренессанс" с целью рассмотрения обращения гражданина Аликова Анатолия Александровича, содержащего информацию о нарушении лицензиатом лицензионных требований в части качества предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям в квартире N 101 многоквартирного дома N 62А по ул. Землячки, работоспособности полотенцесушителя в ванной комнате, технического состояния циркуляционного трубопровода.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки от 28.01.2022 N 35-р (т.1 л.д.85-89).
В ходе мероприятий по контролю установлено, что циркуляционный трубопровод, расположенный в подвальном помещении, находится в работоспособном состоянии.
Вместе с тем, при проведении инструментальных замеров температуры горячей воды в точке водоразбора квартиры N 101 (ванная комната) выявлено, что при сливе воды в течение трех минут температура горячей воды составила +45,0°С, что, по мнению административного органа, является нарушением действующего законодательства.
Одновременно с вышеуказанными контрольными мероприятиями на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 18.01.20222 N 28-р (т.1 л.д.91-94) Управлением проведена проверка в отношении ресурсоснабжающей организации ООО "Концессии теплоснабжения", результаты которой оформлены и отражены в акте проверки от 28.01.2022 N 28-р (т. 1 л.д.100-103).
Информация о замерах, полученных по результатам данной проверки, также содержится в акте проверки ООО "УК "Ренессанс" от 28.01.2022 N 35-р.
Совместно с реурсоснабжающей организацией Управлением проведены замеры температуры горячей воды на вводе в многоквартирный дом N 62А по ул. Землячки. На момент проведения замеров работы на наружных и внутренних сетях горячего водоснабжения многоквартирного дома не велись. При сливе воды в течение трех минут температура горячей воды на вводе в указанный многоквартирный дом составила +63,3°С, что соответствует требованиям действующего законодательства, что отражено в акте проведения замеров от 20.01.2022 N 28-р (т.1 л.д.104).
Замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.09, заводской номер 1679042, дата поверки 22.12.2021, действительно до 21.12.2022.
При осмотре полотенцесушителя, находящегося в ванной комнате квартиры N 101 многоквартирного дома N 62А по ул. Землячки, установлено, что его прогрев не осуществляется.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении управляющей организацией пункта 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и, пользователям, помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 84 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания), пункта 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН).
В связи с чем, ООО "УК "Ренессанс" по многоквартирному дому N 62А по ул. Землячки выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.01.2022 N 35-р со сроком выполнения до 15.07.2022 (т.1 л.д.14-15) с указанием с целью обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению в точках водоразбора квартиры N 101 в соответствии с нормативными требованиями, а именно, обеспечить надлежащее качество предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (температурой не ниже +60,0°С) в соответствии с пунктом 5 обязательного приложения N 1 к Правилам N 354, пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21. Для обеспечения благоприятного и комфортного проживания граждан, принять все необходимые меры к восстановлению работоспособности полотенцесушителя квартиры N 101 и его равномерного прогрева в соответствии с пунктом 10 Правил содержания, пунктом 5.2.1 ПиН.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" срок исполнения предписания от 28.01.2022 N 35-р продлен автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Считая, что предписание Управления от 28.01.2022 N 35-р является незаконным, ООО "УК "Ренессанс" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы ООО "УК "Ренессанс" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В силу части 2 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право принимать меры по предотвращению таких нарушений.
Согласно статье 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" (далее - Закон Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД) устанавливает правовые основания для реализации органами местного самоуправления городских округов Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 N 12-ОД органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области переданы государственные полномочия по государственному жилищному надзору, в том числе лицензионному контролю.
На основании постановления администрации Волгограда от 30.12.2015 N 1865 "Об управлении "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда" на территории Волгограда данные полномочия осуществляет Управления "Жилищная инспекция Волгограда".
Следовательно, решение о проведении внеплановой выездной проверки принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий.
Из приведенных норм следует, что предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
В связи с этим предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений, которое проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено, в том числе принятие решения о заключении собственниками помещений в таком доме, действующими от своего имени, договора ресурсоснабжения с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предусмотрено, что при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, коммунальные услуги таким собственникам, предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Собственниками помещений в многоквартирном доме N 62А по ул. Землячки на их общем собрании принято решение о заключении прямого договора теплоснабжения и горячего водоснабжения. В связи с чем, коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению собственникам помещений в данном доме с 01.04.2019 предоставляются ресурсоснабжающей организацией ООО "Концессии теплоснабжения" в соответствии с договорами, заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени.
Согласно сведениям, размещенным на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ) в разделе "Реестр объектов жилищного фонда", функции по управлению многоквартирным домом расположенном по адресу: г. Волгоград, ул. Землячки, д. 62а, в настоящее время осуществляет управляющая организация ООО "УК "Ренессанс" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и договора управления данным многоквартирным домом, заключенным собственниками помещений с ООО "УК "Ренессанс".
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту части 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами N 354, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 определено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В свою очередь, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Материалами дела установлено, что ООО "Концессии теплоснабжения" обеспечило поставку горячей воды с температурой +63,3°С до границ общего имущества в многоквартирном доме (на вводе в многоквартирный дом), то есть исполнителем коммунальной услуги соблюдены нормы пункта 84 СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем, на момент проверки температура горячей воды в точках водоразбора в ванной комнате квартиры N 101 составила +45,0°С.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения не соответствовала установленным нормативам.
Доводы ООО "УК "Ренессанс" в апелляционной жалобе о том, что причина несоответствия температурного режима ГВС в точках водоразбора заключается в отсутствии внешнего циркуляционного трубопровода от теплового пункта до внешней стены дома, обеспечивающего непрерывный подогрев горячей воды, со ссылкой на письмо ООО "Концессия водоснабжения" от 19.02.2018 N КТ/5340-18, копию Адресного перечня МКД по восстановлению циркуляционных трубопроводов ГВС на 2018-2021 годы и ответ на запрос ООО "Концессия водоснабжения" от 17.08.2022 N КТ/13914-22-18 в адрес Инспекции ГОСЖИЛНАДЗОР, апелляционной коллегией отклоняются.
В пункте 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В пунктах 5, 6 Правил N 491 определен состав общего имущества многоквартирного дома, в который среди прочего включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления.
Таким образом, управляющая организация обязана в соответствии с положениями Правил N 354 отвечать за качество предоставляемых коммунальных услуг внутри многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки температура горячей воды на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (на вводе в указанный дом), несмотря на отсутствие наружного циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения составляла +63,0°С, отклонение температуры горячей воды от параметров произошло при прохождении воды по инженерным системам, расположенным внутри данного дома.
Инженерные системы и оборудование, расположенные внутри многоквартирного дома, относятся к зоне эксплуатационной ответственности управляющей организации. Аналогичная позиция отражена в судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N А47-4142/2017.
То есть, ООО "Концессии теплоснабжения" в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил N 354.
Из совокупности условий данных норм следует, что поставка горячей воды с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной ответственности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Однако данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Однако, управляющая компания не приняла со своей стороны все необходимые меры в целях соблюдения требований действующего законодательства, следовательно, у уполномоченного органа имелись основания для выдачи предписания. Доказательства, представленные Управлением, не опровергнуты заявителем по делу.
Довод, заявителя о том, что предоставление услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества произошло ввиду отсутствия циркулярного трубопровода, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку названное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии обязанности управляющей организации соблюдать требования закона.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель, каковым на основании пункта 2 Правил N 354, является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пункт 149 Правил N 354 определяет, что за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность.
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что должно быть обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (утратил силу с 01.03.2021).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21, принятого взамен СанПиН 2.1.4.2496-09, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.
При этом в соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 N АКПИ13-394 не допускается отклонение температуры горячей воды от параметров, установленных техническим регламентом.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности предписания Управления от 28.01.2022 N 35-р в части требования об обеспечении надлежащего качестве предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (температурой не ниже +60°С), вынесенного в целях устранения нарушений законодательства.
Также предписанием Управления от 28.01.2022 N 35-р управляющей организации предписано принять все необходимые меры к восстановлению работоспособности полотенцесушителя квартиры N 101 и его равномерного прогрева в соответствии с пунктом 10 Правил N 491, пунктом 5.2.1 ПиН.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Учитывая пункты 3.8, 3.15, 3.17 и 3.18 (включая примечание) ГОСТ Р 56501-2015, полотенцесушитель, как и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через отдельные помещения, расположенные внутри МКД, являются элементами системы отопления, относящейся к общему имуществу в МКД, по отношению к такому помещению.
Пунктом 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее ПиН), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 5.2.1 ПиН эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчётного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором (пункт 42 Правил содержания).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключённой к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).
Из акта проверки от 28.01.2022 N 35-р следует, что при осмотре полотенцесушителя, расположенного в ванной комнате квартиры N 101 многоквартирного дома N 62а по ул. Землячки, установлено, что его прогрев не осуществляется.
Выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о том, что качество услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества жителям МКД не соответствует требованиям Правил N 491, ПиН что является нарушением требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В данной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям ЖК РФ, Правилам N 491, Правилам N 354, ПиН.
Оспариваемое предписание выдано в пределах полномочий и является исполнимым.
Предписание Управления от 28.01.2022 N 35-р не нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; не возлагает на ООО "УК "Ренессанс" обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Доводы апеллянта о том, что временное доведение РСО температуры ГВС на вводе в дом во время проведения проверки УЖИВ до 60 °С не свидетельствует об обеспечении исполнителем коммунальной услуги надлежащей температуры горячей воды во всех помещениях (точках водоразбора) МКД, являются несостоятельными и не подтвержденными. Доказательства понижения температуры горячей воды, подаваемой РСО на вводе в многоквартирный дом, в иные периоды в материалах дела отсутствуют.
Приведенные заявителем апелляционной жалобы доводы не свидетельствуют об отсутствии обязанности управляющей организации соблюдать требования закона и не исключают ответственность общества в процессе осуществления им деятельности в сфере управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 сентября 2022 года по делу N А12-18214/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18214/2022
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Аликов Анатолий Александрович, ООО " Концессии теплоснабжения"