г. Хабаровск |
|
01 декабря 2022 г. |
А73-14093/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.И. Сапрыкиной,
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 14.10.2022 по делу N А73-14093/2022
Арбитражного суда Хабаровского края,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Локомотив-Транзит"
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 153 768,20 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Локомотив-Транзит" (далее - ООО "Локомотив-Транзит", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании пеней в размере 153 768,20 руб.
Решением суда от 14.10.2022, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, просило его отменить.
По мнению апеллянта, судом неправомерно не приняты доводы ответчика о наличии оснований для увеличения сроков доставки груза по железнодорожной накладной N ЭР581515 на сумму 58 838,16 руб. в соответствии с пунктом 6.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.08.2002 N 245 (далее - Правила N 245), по причине устранения коммерческой неисправности, возникшей не по вине перевозчика. Кроме этого, судом первой инстанции необоснованно не приняты доводы об отсутствии оснований для взыскания пени ввиду действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ N 497 от 28.03.2022. Также не согласен с выводами суда об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "Локомотив-Транзит", в соответствии со статьей 55 УЖТ РФ, в целях подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, заключены договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Локомотив-Транзит", примыкающего к железнодорожной станция Угольная ДВЖД N 371 от 28.11.2018 (примыкание N2), N 652 от 27.04.2019(примыкание N1).
В период с 22 мая по 04 июля 2022 года в адрес ООО "Локомотив-Транзит" на указанную станцию по железнодорожным накладным ЭР578043, ЭР628738, ЭР581515, ЭТ775459, ЭТ974923, ЭТ974791, ЭУ028494, ЭУ030891, ЭУ029671, ЭУ029251, ЭУ028270. ЭТ923530, ЭУ02835О, ЭУ344128, ЭУ344374, ЭУ352248, ЭУ352220, ЭТ975037, ЭТ974656, ЭТ975113, ЭТ690893, ЭТ504513, ЭТ93736, ЭУ618641, ЭУ073919, ЭУ267299, ЭУ736681, ЭУ267274, ЭУ736827, ЭУ990409 прибыли порожние вагоны под погрузку и груженые вагоны под выгрузку с просроченным сроком доставки.
Поскольку срок доставки грузов, исчисленный в соответствии с Правилами исчисления сроков, превышен перевозчиком, ООО "Локомотив-Транзит" направило в его адрес претензию от 07.07.2022 с требованием об уплате пеней на основании статьи 97 УЖТ РФ, которая оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим требованием.
Статьей 792 ГК РФ предусмотрено, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу статьи 793 Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам путей необщего пользования для грузополучателей.
За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ.
Удовлетворяя исковые требования в данном случае, суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки груза по спорным железнодорожным накладным с нарушением нормативно установленного срока.
Возражения апеллянта о наличии оснований для увеличения сроков доставки груза по железнодорожной накладной N ЭР581515 на сумму 58 838,16 руб. в соответствии с пунктом 6.2 Правил N 245, по причине устранения коммерческой неисправности, возникшей не по вине перевозчика, отклоняются судом второй инстанции.
Так вагон N 54484498, следовавший по указанной накладной, был задержан на станции Инская Западно-Сибирской железной дороги по причине исправления коммерческой неисправности - превышение допустимой разницы нагрузки тележек. Данное нарушение угрожало безопасности движения поезда. Разница в нагрузке тележек установлена проследованием вагона через весы РТВ-Д.
По указанному факту составлены акты на начало и окончание задержки от 09.05.2022 N N 16/639, 1/482 от 10.05.2022 N 10/1576, 10/1577.
Вместе с тем, при контрольной перевеске вагона разность в нагрузке тележек не подтвердилась.
В соответствии со статьей 20 Устава пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении: вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; контейнеров - грузоотправителями.
В соответствии с железнодорожными накладными, в строке "Сведения о грузе", указано, что погрузка осуществлена средствами отправителя, а вагон не принадлежит перевозчику.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (пункт 1 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации").
Перевозчик обязан доказать, что им осуществлены все обязательные, необходимые и разумные меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, выявленные в пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных действий или бездействия), имели скрытый характер и не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, как верно указал арбитражный суд, учитывая, что при контрольной перевеске вагона разность в нагрузке тележек не подтвердилась, ответчик не представил надлежащих доказательств законных оснований для задержки груза.
С учетом изложенного, требование истца о взыскании неустойки в заявленном размере удовлетворено правомерно.
Также судом второй инстанции отклоняется довод о необоснованном не применении судом первой инстанции статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней), то есть определенной законом или договором денежной суммой, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно положениям статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Как следует из Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки возможных убытков, вызванных нарушением обязательства; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
В силу пункта 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
При рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами; поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам) (пункт 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81).
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в каждом рассматриваемом случае оценивается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и взаимоотношений сторон.
Ответчик заявил ходатайство о снижении неустойки, однако доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства в материалы дела не представил.
Поскольку неустойка (штраф, пени) в соответствии с действующим законодательством носит кроме компенсационной, также и штрафную функцию, то наличие у ответчика неблагоприятных последствий в связи с нарушением им обязательств является следствием применения к нему данного вида гражданско-правовой ответственности.
Указанные выводы не противоречат правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81.
Осуществляя профессиональную экономическую деятельность в области перевозки грузов железнодорожным транспортом, ответчик был осведомлен о размере неустойки, предусмотренной статьей 97 УЖТ РФ за нарушение сроков доставки грузов, в связи с чем, при должной степени заботливости и осмотрительности при исполнении принятых на себя обязательств мог избежать для себя негативных последствий в виде взыскания неустойки в заявленном в иске размере.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также отсутствие доказательств несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ в спорном случае.
Апелляционный довод об отсутствии оснований для взыскания пени за спорный период просрочки ввиду действия моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, также отклоняется.
Исходя из пункта 3 этого Постановления, и учитывая правовую позицию, содержащуюся в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом ВС РФ от 30.04.2020, освобождение должника от ответственности в виде уплаты неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций предусмотрено только за неисполнение или ненадлежащее исполнение им денежных обязательств.
Поскольку в настоящем деле истцом заявлены требования о взыскании неустойки за нарушение сроков доставки груза, то есть за неисполнение ответчиком не денежного обязательства, основания для освобождения ответчика от взыскания неустойки в связи с введением моратория на возбуждение дел о банкротстве отсутствуют.
Учитывая выше установленное, оснований для отмены или изменения судебного решения у второй инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.10.2022 по делу N А73-14093/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14093/2022
Истец: ООО "Локомотив-Транзит"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"