город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2022 г. |
дело N А32-33960/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Суржикова Т.В. по доверенности от 18.08.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.09.2022 по делу N А32-33960/2022
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж"
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании незаконными и отмене представления от 24.05.2022 N 22-012 в части пунктов 3, 6, 7,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" (далее - заявитель, ГБПОУ КК "КТЭК", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными и отмене представления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 24.05.2022 N 22-012 в части пунктов 3, 6, 7.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 устное ходатайство заявителя о приостановлении действия представления от 24.05.2022 N 22-012 отклонено. Ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле третьего лица отклонено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
ГБПОУ КК "КТЭК" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда в части взыскания суммы в размере 97 200 рублей из требования о возврате 342 000 рублей. Отменить решение арбитражного суда Краснодарского края в части взыскания денежных средств в размере 4 021 200,05 рублей, израсходованных заявителем в рамках финансового обеспечения государственного задания на оплату труда работников общежития за 2020 и 2021 годы.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при подготовке дела к судебному разбирательству 06.09.2022 суд не убедился в направлении истцу отзыва к исковому заявлению, и в связи с этим у истца отсутствовала возможность подготовиться к делу. Заявленное ходатайство о привлечении к рассмотрению дела министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края не было рассмотрено в предварительном судебном заседании и отказ в ходатайстве был оглашен уже перед вынесением решения по делу. АПК РФ не обуславливается, что ходатайства могут быть отклонены, если они не влияют на права и обязанности третьих лиц. Учреждением соблюдено действующее законодательство и правомерно произведена оплата на валку, обрезку и вывоз порубочных отходов за счет двух источников, а именно за счет средств государственного задания и внебюджетной деятельности, а акт и вынесенное в соответствии с ним представление не содержат в себе оснований для запрета оплаты услуг по валке и обрезке деревьев. Учреждение правомерно производило оплату труда таких работников как заведующий общежитием, дежурного по общежитию, воспитателю за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, т.к. указанные работники выполняли функции, связанные с выполнение государственного задания, а именно получения среднего профессионального образования, обучающимися (иногородними). Таким образом, пункт 3 и пункт 6 страницы 2 представления не обоснованы и не состоятельны и подлежит отмене.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От ГБПОУ КК "КТЭК" поступило возражение на отзыв с приложением: инвентарная карта на многолетние насаждения, план ФХД на 2020 и 2021 годы, письма об исполнении госзадания.
Судебная коллегия протокольным определением приобщила представленные документы, учитывая разъяснения п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", как непосредственно связанные с предметом исследования по настоящему спору.
От Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края поступили дополнительные пояснения.
Суд приобщил дополнительные пояснения к материалам дела.
В судебном заседании представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
ГБПОУ КК "КТЭК", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, в рамках осуществления внутреннего государственного финансового контроля уполномоченными должностными лицами департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края была проведена плановая выездная проверка в отношении Учреждения за период с 01.01.2020 по 21.03.2022.
По результатам проверки составлен акт от 12.04.2022 (далее - Акт от 12.04.2022) о выявленных нарушениях требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Акт от 12.04.2022 вручен директору государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж" Мусаевой Е.А. 12.04.2022.
Установленные в рамках проверки факты нарушений, допущенных Учреждением при расходовании средств краевого бюджета, в силу статей 269.2, 270.2 БК РФ стали основанием для вынесения в адрес учреждения оспариваемого представления от 24.05.2022 N 22-012 (далее - представление).
В соответствии с оспариваемыми пунктами (3, 6, 7) представления заявителю было необходимо в срок не позднее 01.09.2022 устранить нарушения, указанные в пунктах 3,6,7 описательной части представления, путем возврата в доход краевого бюджета денежных средств в общей сумме 4 363 200,05 рубля (пункт 1 представления), а также принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1-9 описательной части представления (пункт 2 представления).
Не согласившись с представлением административного органа от 24.05.2022 N 22-012, организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с оспариваемыми пунктами (3, 6, 7) представления учреждению было необходимо устранить следующие нарушения:
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 930 853,76 рублей, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 3).
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346,29 рублей, выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания (пункт 6).
- в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 342 000,00 рублей, выразившееся в оплате услуги по содержанию движимого имущества (многолетних насаждений), а также услуг по содержанию имущества не закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления (пункт 7).
Пунктом 1 статьи 78.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также - БК РФ) и статьей 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) установлено, что финансирование государственных учреждений осуществляется в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам на основании государственного задания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 БК РФ государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) учреждениями субъекта Российской Федерации формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания (вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Краснодарского края и финансовом обеспечении выполнения государственного задания") утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.11.2015 N 1081 (далее - Порядок N 1081).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих государственных услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей государственных услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством государственных услуг (работ) и возможностей государственного учреждения по оказанию государственных услуг (выполнению работ), а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году.
При установлении департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации факта невыполнения государственного задания средства субсидии в объеме, соответствующем показателям государственного задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), подлежат перечислению в краевой бюджет (пункт 40 Порядка N 1081).
В соответствии с Порядком N 1081 в проверяемом периоде государственные задания Бюджетному учреждению утверждались министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края.
Согласно приказу Министерства от 25.12.2019 N 5379 утверждено государственное задание ГБПОУ КК "КТЭК" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы.
В соответствии с государственным заданием на 2020 год ГБПОУ КК "КТЭК" обязано оказать 4 государственные услуги (в редакции Приказа Министерства от 26.11.2020 N 3152), в том числе:
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ;
- защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Между Министерством, в лице начальника управления экономики образования и финансов Бурдейной С.Е., и Учреждением, в лице директора Мусаевой Е.А. заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2019 N 23-БУ (далее - Соглашение от 15.01.2019 N 23-БУ).
Предметом Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность Сторон при предоставлении Учредителем Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в размере (с изменениями, внесенными дополнительным соглашением от 15.01.2020 N 23-БУ/3 и от 01.12.2020 N 23-БУ/8) в 2020 году - 147 176 400,00 рублей.
Средства субсидии в сумме 147 176 400,00 рублей в соответствии с графиком перечислены Учреждению в полном объеме.
Между Министерством, в лице начальника заместителя министра Бурдейной С.Е., и Учреждением, в лице директора Мусаевой Е.А. заключено соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 15.01.2021 N 23-БУ (далее - Соглашение от 15.01.2021 N 23-БУ).
Предметом Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность Сторон при предоставлении Учредителем Учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) в размере (в редакции дополнительного соглашения от 27.12.2021 N 23-БУ/8) в 2021 году - 147 590 000,00 рублей.
Средства субсидии в сумме 147 590 000,00 рублей в соответствии с графиком перечислены Учреждению в полном объеме.
В ходе выборочной проверки средств, выделенных на оплату труда работникам Учреждения в 2020, 2021 годах установлено следующее.
В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно Соглашению от 15.01.2019 N 23-БУ и Соглашению от 15.01.2021 N 23-БУ Учреждению предоставлена субсидия из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Как указывалось выше, государственным заданием Учреждению установлена обязанность оказывать в 2020, 2021 годах следующие государственные услуги:
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
- реализация образовательных программ среднего профессионального образования - программа подготовки специалистов среднего звена;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ;
- защита прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) установлено, что образовательные программы определяют содержание образования.
В силу статьи 23 Федерального закона N 273-ФЗ и Устава Учреждение относится к профессиональным образовательным организациям, которыми признаются образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
Статьей 23 Федерального закона N 273-ФЗ также установлено, что к основным образовательным программам относятся, в том числе образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно статье 11 Федерального закона N 273-ФЗ образовательное учреждение руководствуется при этом федеральными стандартами, содержащими требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые состоят из требований к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым и иным условиям.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования, к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям.
Из анализа федеральных стандартов, в части государственных услуг, оказываемых Учреждением установлено, что требования к условиям реализации программ подготовки специалистов среднего звена и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих не предусматривают обязательность укомплектования образовательных организаций наряду с педагогическими работниками и иными работниками (раздел Требования к условиям реализации образовательной программы) также работниками общественного питания и работниками общежития.
Часть 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Исходя из содержания приведенных норм к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить субсидию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.
Государственное задание по предметам Соглашений от 15.01.2019 N 23-БУ и от 15.01.2021 N 23-БУ не включает услуги, которые предусматривают содержание общежития.
1.1. (по пункту 3 описательной части представления) Согласно карточкам-справкам, расчетным листкам в 2020 году следующим работникам общежития производились начисления заработной платы за счет средств бюджета, предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:
1) Ерошенко Е.В., заведующий общежитием (трудовой договор от 01.04.2014 N 18/14, приказ о приеме на работу от 01.04.2014 N 28л), размер начислений составил - 358 530,25 рублей;
2) Сафонова Ж.В., дежурный по общежитию (трудовой договор от 29.08.2008 N 48, приказ о приеме на работу от 01.07.2002 N 156), размер начислений составил - 173 003,60 рублей;
3) Генерозова Л.Р., дежурный по общежитию (трудовой договор от 17.01.2019 N 1/19, приказ о приеме на работу от 17.01.2019 N 49л), размер начислений составил - 168 733,30 рублей;
4) Митина М.Н., дежурный по общежитию (трудовой договор от 07.10.2019 N 89/19, приказ о приеме на работу от 07.10.2019 N 268л), размер начислений составил - 167 186,05 рублей;
5) Нерода Е.Б., дежурный по общежитию (трудовой договор от 24.05.2014 N 23/14, приказ о приеме на работу от 24.05.2014 N 51л), размер начислений составил - 51 588,33 рублей;
6) Печевистая Н.Н., дежурный по общежитию (трудовой договор от 25.03.2020 N 13/20, приказ о приеме на работу от 25.03.2020 N 80л), размер начислений составил - 117 724,27 рублей;
7) Губина М.В., воспитатель общежития (трудовой договор от 12.09.2013 N 29/13, приказ о приеме на работу от 10.09.2013 N 89л), размер начислений составил - 449 394,53 рублей.
Согласно Уставу ГБПОУ КК "КТЭК", Учреждение призвано способствовать, в том числе:
- решению задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека с целью подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по отдельным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворению потребностей личности в углублении и расширении образования;
- приобретению лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования;
- удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
- получению образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении.
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, ГБПОУ КК "КТЭК" осуществляет следующие основные виды деятельности:
- реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение питанием учащихся;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образовательных услуг.
Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям (пункт 2.3 Устава), в том числе:
- предоставление услуг проживания, пользования коммунальными и хозяйственными услугами в общежитии Учреждения, в том числе гостиничного типа работникам, обучающимся учреждения, иным гражданам, по договорам, заключенным в установленном порядке.
Как следует из представленной информации от 14.03.2021, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., денежные средства, получаемые Учреждением в виде оплаты услуг общежития, относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Средств от оплаты услуг общежития в 2020 году поступило в сумме 2 271 292,00 рублей.
Данная деятельность, приносящая доход, согласно учредительным документам не относится к основной деятельности Учреждения и не связана с оказанием государственных услуг.
Согласно пункту 1.2 Положения об общежитии, оно содержится, в том числе, за счет средств платы за пользование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что Учреждение за счет средств финансового обеспечения государственного задания неправомерно производило выплаты работникам общежития, которые не связанны с оказанием государственных услуг.
Из расчета от 17.03.2022 N 01-14/456 следует, что:
1) Заведующему общежитием Ерошенко Е.В. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 358 530,25 рублей (в т.ч. НДФЛ - 46 609,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 108 276,14 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Ерошенко Е.В. составил 466 806,39 рублей (358 530,25 рублей + 108 276,14 рублей).
2) Дежурному по общежитию Сафоновой Ж.В. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 173 003,60 рублей (в т.ч. НДФЛ - 22 490,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 52 247,09 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Сафоновой Ж.В. составил 225 250,69 рублей (173 003,60 рублей + 52 247,09 рублей).
3) Дежурному по общежитию Генерозовой Л.Р. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 168 733,30 рублей (в т.ч. НДФЛ - 21 935,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 50 957,46 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Генерозовой Л.Р. составил 219 690,76 рублей (168 733,30 рублей + 50 957,46 рублей).
4) Дежурному по общежитию Митиной М.Н. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 167 186,05 рублей (в т.ч. НДФЛ - 21 734,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 50 490,19 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Митиной М.Н. составил 217 676,24 рублей (167 186,05 рублей + 50 490,19 рублей).
5) Дежурному по общежитию Нероде Е.Б. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 51 588,33 рублей (в т.ч. НДФЛ - 6 706,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 15 579,68 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Нероде Е.Б. составил 67 168,01 рублей (51 588,33 рублей + 15 579,68 рублей).
6) Дежурному по общежитию Печевистой Н.Н. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 117 724,27 рублей (в т.ч. НДФЛ - 15 304,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 35 552,73 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Печевистой Н.Н. составил 153 277,00 рублей (117 724,27 рублей + 35 552,73 рублей).
7) Воспитателю общежития Губиной М.В. выплаты по начислениям заработной платы в 2020 год составили - 449 394,53 рублей (в т.ч. НДФЛ - 58 421,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 131 590,14 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Губиной М.В. составил 580 984,67 рублей (449 394,53 рублей + 131 590,14 рублей).
Согласно приложенных реестров выплаты заработной платы указанным работникам произведены следующими платежными поручениями: от 23.01.2020 N 44054 (реестр от 23.01.2020); от 06.02.2020 N 121320 (реестр от 06.02.2020); от 21.02.2020 N 216744 (реестр от 19.02.2020); от 05.03.2020 N 291973 (реестр от 05.03.2020); от 23.03.2020 N 397436 (реестр от 23.03.2020); ); от 24.03.2020 N 403859 (реестр от 23.03.2020); от 07.04.2020 N 490442 (реестр от 07.04.2020); от 23.04.2020 N 579024 (реестр от 23.04.2020); от 07.05.2020 N 640228 (реестр от 07.05.2020); от 22.05.2020 N 742862 (реестр от 22.05.2020); от 05.06.2020 N 833852 (реестр от 05.06.2020); от 23.06.2020 N 941653 (реестр от 23.06.2020); от 07.07.2020 N 64324 (реестр от 07.07.2020); от 23.07.2020 N 184305 (реестр от 23.07.2020); от 06.08.2020 N 270404 (реестр от 06.08.2020); от 07.09.2020 N 490996 (реестр от 07.09.2020); от 23.09.2020 N 606342 (реестр от 23.09.2020); от 08.10.2020 N 727439 (реестр от 08.10.2020); от 23.10.2020 N 840704 (реестр от 23.10.2020); от 05.11.20 N 919680 (реестр от 05.11.2020); от 23.11.2020 N 67165 (реестр от 23.11.2020); от 07.12.2020 N 177509 (реестр от 07.12.2020); от 23.12.2020 N 315008 (реестр от 23.12.2020); от 28.12.2020 N 385854 (реестр от 28.12.2020);
- НДФЛ перечислен следующими п/п: от 06.02.2020 N 125318; от 05.03.2020 N 290731; от 07.04.2020 N 490415; от 07.05.2020 N 641534; от 05.06.2020 N 833573; от 07.07.2020 N 65519; от 06.08.2020 N 270389; от 07.09.2020 N 491802; от 08.10.2020 N 730073; от 05.11.2020 N 923574; от 07.12.2020 N 179231; от 28.12.2020 N 386649;
- страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС перечислены следующими п/п: от 06.02.2020 N 125045; 05.03.2020 N 290711; от 07.04.2020 N 490405; от 07.05.2020 N 641551; от 05.06.2020 N 833660; от 07.07.2020 N 65527; от 06.08.2020 N 270398; от 07.09.2020 N 491828; от 07.10.2020 N 730070; от 05.11.2020 N 923582; от 07.12.2020 N 179238; от 28.12.2020 N 386669; от 06.02.2020 N 126177; 05.03.2020 N 290713; от 07.04.2020 N 490403; от 07.05.2020 N 641549; от 05.06.2020 N 833588; от 07.07.2020 N 64243; от 06.08.2020 N 270396; от 07.09.2020 N 491809; от 08.10.2020 N 730071; от 05.11.2020 N 923580; от 07.12.2020 N 179236; от 28.12.2020 N 386655; от 06.02.2020 N 126138; 05.03.2020 N 290727; от 07.04.2020 N 490419; от 07.05.2020 N 641537; от 05.06.2020 N 833576; от 06.08.2020 N 270410; от 07.09.2020 N 491833; от 08.10.2020 N 734269; от 05.11.2020 N 921535; от 07.12.2020 N 179242; от 28.12.2020 N 386672.
Таким образом, с учетом положений федеральных образовательных государственных стандартов, разработанных в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, Учреждением, в нарушение пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, пункта 1 статьи 78.1 БК РФ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 1 930 853,76 рублей (1 486 160,33 рублей (оплата труда) + 444 693,43 рублей (страховые взносы)), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных с оказанием государственных услуг, за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.
1.2. (по пункту 6 описательной части представления) Согласно карточкам-справкам, расчетным листкам в 2021 году следующим работникам общежития производились начисления заработной платы за счет средств бюджета, предусмотренных на для финансового обеспечения выполнения государственного задания:
1) Заведующему общежитием, Ерошенко Е.В. (трудовой договор от 01.04.2014 N 18/14, приказ о приеме на работу от 01.04.2014 N 28л), размер начислений составил - 396 051,56 рублей;
2) Дежурному по общежитию, Сафоновой Ж.В. (трудовой договор от 29.08.2008 N 48, приказ о приеме на работу от 01.07.2002 N 156), размер начислений составил - 16 004,25 рублей;
3) Дежурному по общежитию, Генерозовой Л.Р. (трудовой договор от 17.01.2019 N 1/19, приказ о приеме на работу от 17.01.2019 N 49л), размер начислений составил - 176 333,41 рублей;
4) Дежурному по общежитию, Митиной М.Н. (трудовой договор от 07.10.2019 N 89/19, приказ о приеме на работу от 07.10.2019 N 268л), размер начислений составил - 190 280,42 рублей;
5) Дежурному по общежитию, Гончар А.А. (трудовой договор от 01.03.2021 N 10/21, приказ о приеме на работу от 01.03.2021 N 82л), размер начислений составил - 148 754,52 рублей;
6) Дежурному по общежитию, Печевистой Н.Н. (трудовой договор от 25.03.2020 N 13/20, приказ о приеме на работу от 25.03.2020 N 80л), размер начислений составил - 110 884,05 рублей;
7) Дежурному по общежитию, Дьяченко Л.Д. (дополнительное соглашение от 02.08.2021 к трудовому договору от 18.05.2020 N 15/20, приказ о переводе работника на другую работу от 02.08.2021 N 259л), размер начислений составил - 81 152,65 рублей;
8) Дежурному по общежитию, Кравец А.А. (трудовой договор от 30.04.2021 N 19/21, приказ о приеме на работу от 03.05.2021 N 109л), размер начислений составил - 41 769,84 рублей;
9) Воспитателю общежития, Губиной М.В. (трудовой договор от 12.09.2013 N 29/13, приказ о приеме на работу от 10.09.2013 N 89л), размер начислений составил - 446 740,57 рублей.
Согласно Уставу ГБПОУ КК "КТЭК", Учреждение призвано способствовать, в том числе:
- решению задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека с целью подготовки квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по отдельным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворению потребностей личности в углублении и расширении образования;
- приобретению лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования;
- удовлетворению образовательных и профессиональных потребностей, профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
- получению образования, отвечающего потребностям личности в профессиональном росте и самоопределении.
Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, ГБПОУ КК "КТЭК" осуществляет следующие основные виды деятельности:
- реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение питанием учащихся;
- реализация дополнительных общеразвивающих программ.
Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сфере образовательных услуг.
Учреждение вправе осуществлять следующие виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям (пункт 2.3 Устава), в том числе:
- предоставление услуг проживания, пользования коммунальными и хозяйственными услугами в общежитии Учреждения, в том числе гостиничного типа работникам, обучающимся учреждения, иным гражданам, по договорам, заключенным в установленном порядке.
Как следует из представленной информации от 14.03.2022, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., денежные средства, получаемые Учреждением в виде оплаты услуг общежития, относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Средств от оплаты услуг общежития в 2021 году поступило в сумме 2 470 264,65 рублей.
Данная деятельность, приносящая доход, согласно учредительным документам не относится к основной деятельности Учреждения и не связана с оказанием государственных услуг.
Согласно пункту 1.2 Положения об общежитии, оно содержится, в том числе, за счет средств краевого бюджета, а также платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 2 Порядка N 1081 государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения.
Деятельность по предоставлению услуг общежития не относится к основным видам деятельности Учреждения, а также не связана с государственными услугами, указанными в государственном задании.
Учреждение за счет средств финансового обеспечения государственного задания неправомерно производило выплаты работникам общежития, которые не связанны с оказанием государственных услуг.
Из расчета от 17.03.2022 N 01-14/457 следует, что:
1) Заведующему общежитием, Ерошенко Е.В., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 396 051,56 рублей (в т.ч. НДФЛ - 51 487,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 119 607,57 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Ерошенко Е.В. составил 515 659,13 рублей (396 051,56 рублей + 119 607,57 рублей).
2) Дежурному по общежитию, Сафоновой Ж.В., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 16 004,25 рублей (в т.ч. НДФЛ - 2 081,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 4 427,11 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Сафоновой Ж.В. составил 20 431,36 рублей (16 004,25 рублей + 4 427,11 рублей).
3) Дежурному по общежитию, Генерозовой Л.Р., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 176 333,41 рублей (в т.ч. НДФЛ - 22 923,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 52 614,18 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Генерозовой Л.Р. составил 228 947,59 рублей (176 333,41 рублей + 52 614,18 рублей).
4) Дежурному по общежитию, Митиной М.Н., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 190 280,42 рублей (в т.ч. НДФЛ - 24 736,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 57 464,69 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Митиной М.Н. составил 247 745,11 рублей (190 280,42 рублей + 57 464,69 рублей).
5) Дежурному по общежитию, Гончар А.А., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 148 754,52 рублей (в т.ч. НДФЛ - 19 338,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 44 923,87 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Гончар А.А. составил 193 678,39 рублей (148 754,52 рублей + 44 923,87 рублей).
6) Дежурному по общежитию, Печевистой Н.Н., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 110 884,05 рублей (в т.ч. НДФЛ - 14 410,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 33 474,90 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Печевистой Н.Н. составил 144 358,95 рублей (110 884,05 рублей + 33 474,90 рублей).
7) Дежурному по общежитию, Дьяченко Л.Д., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 81 152,65 рублей (в т.ч. НДФЛ - 10 550,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 24 508,10 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Дьяченко Л.Д. составил 105 660,75 рублей (81 152,65 рублей + 24 508,10 рублей).
8) Дежурному по общежитию, Кравец А.А., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 41 769,84 рублей (в т.ч. НДФЛ - 5 430,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 12 614,49 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Кравец А.А. составил 54 384,33 рублей (41 769,84 рублей + 12 614,49 рублей).
9) Воспитателю общежития, Губиной М.В., выплаты по начислениям заработной платы в 2021 год составили - 446 740,57 рублей (в т.ч. НДФЛ - 58 076,00 рублей). Страховые взносы начислены в сумме 132 740,11 рублей.
Общий объем использованных бюджетных средств, связанных с оплатой труда Губиной М.В. составил 579 480,68 рублей (446 740,57 рублей + 132 740,11 рублей).
Согласно приложенных реестров выплаты заработной платы указанным работникам произведены следующими платежными поручениями: от 22.01.2021 N 40292 (реестр от 22.01.2021); от 05.02.2021 N 121048 (реестр от 05.02.2021); от 18.02.2021 N 217487 (реестр от 18.02.2021); от 26.02.2021 N 252371 (реестр от 26.02.2021); от 04.03.2021 N 294796 (реестр от 04.03.2021); от 23.03.2021 N 406060 (реестр от 23.03.2021); от 07.04.2021 N 497534 (реестр от 06.04.2021); от 23.04.2021 N 625058 (реестр от 23.04.2021); от 29.04.2021 N 679559 (реестр от 29.04.2021); от 21.05.2021 N 791305 (реестр от 21.05.2021); от 07.06.2021 N 898394 (реестр от 07.06.2021); от 23.06.2021 N 2154 (реестр от 23.06.2021); от 07.07.2021 N 95516 (реестр от 07.07.2021); от 22.07.2021 N 203753 (реестр от 22.07.2021); от 27.07.2021 N 229956 (реестр от 27.07.2021); от 30.07.2021 N 256196 (реестр от 30.07.2021); от 05.08.2021 N 297961 (реестр от 05.08.2021); от 23.08.2021 N 408444 (реестр от 23.08.2021); от 07.09.2021 N 501635 (реестр от 07.09.2021); от 23.09.2021 N 614726 (реестр от 23.09.2021); от 07.10.2021 N 713892 (реестр от 06.10.2021); от 22.10.2021 N 833660 (реестр от 22.10.2021); от 08.11.21 N 907421 (реестр от 29.10.2021); от 23.11.2021 N 44571 (реестр от 22.11.2021); от 08.12.2021 N 152417 (реестр от 07.12.2021); от 23.12.2021 N 291625 (реестр от 23.12.2021); от 24.12.2021 N 306976 (реестр от 23.12.2021);
- НДФЛ перечислен следующими п/п: от 05.02.2021 N 120751; от 04.03.2021 N 295041; от 07.04.2021 N 497551; от 29.04.2021 N 680062; от 07.06.2021 N 899023; от 07.07.2021 N 101665; от 05.08.2021 N 300372; от 07.09.2021 N 506516; от 07.10.2021 N 717761; от 08.11.2021 N 907963; от 08.12.2021 N 152412; от 24.12.2021 N 306947;
- страховые взносы перечислены следующими п/п: 05.02.2021 N 121175; от 04.03.2021 N 294566; от 07.04.2021 N 497538; от 30.04.2021 N 686739; от 07.06.2021 N 899010; от 07.07.2021 N 101655; от 05.08.2021 N 300319; от 07.09.2021 N 506505; от 07.10.2021 N 717755; от 08.11.2021 N 907957; от 08.12.2021 N 152406; от 24.12.2021 N 306953; 05.02.2021 N 120931; от 04.03.2021 N 294617; от 07.04.2021 N 497540; от 30.04.2021 N 686741; от 07.06.2021 N 899012; от 07.07.2021 N 101657; от 05.08.2021 N 300321; от 07.09.2021 N 506507; от 07.10.2021 N 717757; от 08.11.2021 N 907959; от 08.12.2021 N 152408; от 24.12.2021 N 306951; от 05.02.2021 N 121026; от 04.03.2021 N 294619; от 07.04.2021 N 497542; от 30.04.2021 N 686743; от 07.06.2021 N 899014; от 07.07.2021 N 102240; от 05.08.2021 N 300323; от 07.09.2021 N 506509; от 07.10.2021 N 717759; от 08.11.2021 N 907961; от 08.12.2021 N 152410; от 24.12.2021 N 306949; от 05.02.2021 N 121158; от 04.03.2021 N 294621; от 07.04.2021 N 497544; от 30.04.2021 N 686745; от 07.06.2021 N 899016; от 07.07.2021 N 101659; от 05.08.2021 N 300325; от 07.09.2021 N 506511; от 07.10.2021 N 717742; от 08.11.2021 N 907945; от 08.12.2021 N 152428; от 24.12.2021 N 306965.
В соответствии со статьей 306.4. БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, с учетом положений федеральных образовательных государственных стандартов, разработанных в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, Учреждением, в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 2 090 346,29 рублей (1 607 971,27 рублей (оплата труда, в том числе НДФЛ) + 482 375,02 рублей (страховые взносы)), выразившееся в оплате труда работников общежития, не связанных непосредственно с оказанием государственных услуг, за счет средств финансового обеспечения государственного задания.
Согласно пункту 2.1.2 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, размер Субсидии определяется на основании норматива затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных Учреждению, органом, осуществляющим полномочия учредителя.
Выборочной проверкой целевого использования средств краевого бюджета на содержание имущества установлено, что подпунктом 5.4 "Обоснования (расчеты) расходов на содержание имущества" пункта 5. "Обоснования (расчеты) плановых показателей выплат по статье 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"" раздела 2 "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг" плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - План ФХД) на 2020 год запланированы мероприятия, в том числе по обрезке деревьев за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в сумме 342 000,00 рублей. Указанный раздел подписан главным бухгалтером Лобановой Е.П.
Между ГБПОУ КК "КТЭК", в лице директора Мусаевой Е.А. и ООО "Акация", в лице генерального директора Кропотова А.Н., (далее - Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 26.03.2020 N 19 (далее - Договор N 19).
Согласно пункту 1 Договора N 19, Исполнитель обязуется выполнить услуги по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов (далее - Услуги) по адресам:
- 350075, г. Краснодар, ул. Стасова, 177;
- 350020, г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307;
- 350033, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3.
Цена Договора N 19 составляет 500 000,00 рублей.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 14.04.2020 N 1 по унифицированной форме N КС-3 стоимость выполненных работ по объектам составила:
- г. Краснодар, ул. Стасова, 177 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 2 по унифицированной форме N КС-2);
- г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307 - 200 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 1 по унифицированной форме N КС-2);
- г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 3 по унифицированной форме N КС-2).
Общая стоимость выполненных работ составила - 500 000,00 рублей. Акты по форме КС-2 и справка по форме КС-3 подписаны директором Учреждения Мусаевой Е.А.
Указанные Услуги оплачены платежными поручениями:
- от 22.04.2020 N 574667 в сумме 342 000,00 рублей из средств, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (тип средств 50.00.00);
- от 22.04.2020 N 574668 на сумму 158 000,00 рублей из средств, полученных от приносящей доход деятельности (тип средств 20.00.00).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 1081 объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным учреждением Краснодарского края или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению Краснодарского края органом, осуществляющим полномочия учредителя, на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.
Пунктом 54 инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом министерства финансов России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) установлено, что аналитический учет основных средств должен вестись на инвентарных карточках, открываемых на соответствующие объекты (группу объектов) основных средств. Аналитический учет основных средств ведется в разрезе видов имущества, объектов основных средств и (или) инвентарных групп, инвентарных номеров, местонахождений инвентарных объектов (адресов, мест хранения), ответственных лиц.
Инвентарная карточка учета основных средств открывается на каждый инвентарный объект основных средств.
Инвентарная карточка группового учета основных средств открывается на комплекс объектов основных средств.
Нематериальные и непроизведенные активы также необходимо учитывать в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (пункты 68, 82 Инструкции N 157н).
Таким образом, при учете нефинансовых активов обязательным является оформление инвентарных карточек.
Приказом министерства финансов России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Указания N 52н) регламентировано, что инвентарная карточка (ф. 0504031) применяется для индивидуального учета объектов основных средств, непроизведенных и нематериальных активов.
Данная инвентарная карточка открывается при признании (принятии к бухгалтерскому учету) объекта имущества инвентарным объектом нефинансового актива, а закрывается при прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) инвентарного объекта нефинансового актива.
Инвентарная карточка (ф. 0504031) заполняется на основании:
- первичных учетных документов по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива;
- акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
- приходного ордера на приемку нефинансовых активов (ф. 0505207);
- технической и иной документации, характеризующей объект, принимаемый к учету.
Принятые в эксплуатацию многолетние насаждения, согласно пункту 43 Инструкции N 157н, являются основными средствами.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Остальные вещи относятся к движимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, многолетние насаждения, хотя и связаны с землей, можно перемещать без несоразмерного ущерба их назначению (пересадить), следовательно, объекты многолетних насаждений должны учитываться в составе движимого имущества Учреждения.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 1951 объект - Многолетние насаждения по адресу местонахождения: г. Краснодар, ул. Стасова, 177, отнесены к виду объекта - иное движимое. Первоначальная стоимость объекта составляла 8 213,40 рублей, остаточная - 0,00 рублей.
Также в инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 1951 указан номер счета 07040000000000244.4.101.38.310.
В соответствии с рабочим планом счетов, приложение N 2 к Учетной политике, счет 101.30 - "Основные средства - иное движимое имущество учреждения".
В ходе проверки Учреждению направлен запрос от 18.03.2022, с требованием представить пояснения, в том числе по вопросу:
- принадлежности указанного имущества (деревья, указанные в договоре от 26.03.2020 N 19) ГБПОУ КК КТЭК, с привязкой к земельным участкам.
Из пояснений директора Учреждения от 18.03.2022 N 01-14/477 следует, что многолетние насаждения состоят на учете с 01.01.2008. Деревья, указанные в договоре от 26.03.2020 N 19 состоят на учете не в полном объеме.
Так согласно представленной Учреждением оборотно-сальдовой ведомости по дебету счета 101.38 по строке Многолетние насаждения отражено сальдо на начало и на конец 2020 года в сумме 8 213,40 рублей.
Также из пояснений директора Учреждения от 18.03.2022 N 01-14/477 следует, что согласно акта обследования зеленных насаждений от 02.03.2020 и порубочного билета от 02.03.2020 N 318 валка и обрезка деревьев произведена в границах земельных участков:
- с кадастровым номером 23:43:0205019:18 по адресу: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307;
- с кадастровым номером 23:43:0403015:19 по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 177;
- с кадастровым номером 23:43:0304060:8 по адресу: г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3.
Межевые планы по данным адресам отсутствуют.
Документы, свидетельствующие о наличие в составе основных средств многолетних насаждений по адресам: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 в Учреждении также отсутствуют.
Из изложенного следует, что при расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания в норматив затрат не включены затраты на содержание движимого имущества, закрепленного за Учреждением, к которому относится имущество (многолетние насаждения) расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 177.
В тоже время расходы на оплату услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов в отношении многолетних насаждений, расположенных по адресам: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 произведены в отсутствие документов (инвентарная карточка, первичный учетный документ по поступлению (созданию) объекта нефинансового актива и т.д.), свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения (либо в составе имущества закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления).
В соответствии со статьей 306.4. БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Условия предоставления бюджетному учреждению субсидий в соответствии с положением статьи 78.1 БК РФ за счет бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которыми условия, включая цели представления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии (далее - Соглашение).
Использование бюджетным учреждением средств субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 342 000,00 рублей, выразившееся в оплате услуги по содержанию движимого (многолетних насаждений), не отнесенного к особо ценному, имущества, а также услуг по содержанию имущества не закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.
Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что расходы на оплату труда сотрудников общежития произведены в целях и согласно условиям предоставления субсидии на госзадание, поскольку:
- объем финансового обеспечения выполнения госзадания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за госучреждением КК или приобретаемого им за счет средств, выделенных госучреждению КК органом, осуществляющим полномочия учредителя;
- планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения предусмотрены затраты на выплаты вспомогательному персоналу структурного подразделения учреждения;
- учреждение, в соответствии с законодательством РФ, обеспечивает обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъекта РФ стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях;
- общежитие не является источником доходов учреждения.
Пунктом 2.2.1. Устава учреждения предусмотрено, что оно осуществляет основной вид деятельности - реализация образовательных программ среднего профессионального образования и основных программ профессионального обучения.
В ЕГРЮЛ в разделе "Сведения о видах деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" отражены сведения о том, что основным видом деятельности учреждения является "85.21 Образование профессиональное среднее", остальная деятельность учреждения относится к дополнительным и отражена в разделе "Сведения о дополнительных видах деятельности".
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (статья 51 ГК РФ).
Содержание образования определяют образовательные программы (ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ).
Часть 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ устанавливает, что в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Исходя из содержания приведенных норм в их системном единстве, к иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции, на оплату труда которых субъект Российской Федерации обязан предоставить субсидию, необходимо относить работников, выполняющих обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательной деятельности, санитарно-бытовых условий, включая обслуживание оборудованных гардеробов, а также по соблюдению требований охраны здоровья.
Предметом Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ являются взаимные обязательства и ответственность сторон при предоставлении уполномоченным органом учреждению субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Государственным заданием на 2021 год установлено выполнение государственной услуги по реализации образовательных программ среднего профессионального образования.
Государственное задание по предмету Соглашения от 15.01.2021 N 23-БУ не включает услуги, которые предусматривают содержание общежития.
Как следует из представленной информации от 14.03.2022, подписанной главным бухгалтером Лобановой Е.П., денежные средства, получаемые Учреждением в виде оплаты услуг общежития, относятся к источникам поступления собственных доходов Учреждения. Средств от оплаты услуг общежития в 2021 году поступило в сумме 2 470 264,65 рублей.
Данная деятельность, приносящая доход, согласно учредительным документам не относится к основной деятельности Учреждения и не связана с оказанием государственных услуг.
Согласно пункту 1.2 Положения об общежитии, оно содержится, в том числе, за счет платы за использование общежитием и других средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Необходимо отметить, что государственная услуга "Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно расчетам (обоснования) плановых выплат на "Социальное обеспечение и иные выплаты" в плане ФХД, включает в себя:
- денежную компенсацию на питание детям-сиротам;
- пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей;
- обмундирование детям-сиротам при выпуске;
- единовременное денежное пособие выпускникам сиротам;
- обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и обмундированием;
- обеспечение детей-сирот бесплатным проездом.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что учреждение за счет средств финансового обеспечения государственного задания неправомерно производило выплаты работникам общежития, которые не связанны с оказанием государственных услуг.
Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что базовый норматив затрат на общехозяйственные нужды на оказание госуслуги включаются, в том числе, затраты на прочие общехозяйственные нужды. Многолетние насаждения находятся в границах территории образовательного учреждения, расходы произведены в соответствии с планом ФХД учреждения и в пределах средств на содержание имущества в связи с чем, по мнению заявителя, затраты на их валку и обрезку, по мнению заявителя, соответствуют расходам, произведенным за счет средств госзадания.
Однако, многолетние насаждения, расположенные по адресам: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления не числятся, следовательно, расходы на оплату услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов в отношении многолетних насаждений, по указанным адресам произведены в отсутствие документов, свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения.
Согласно пункту 3.1 Учетной политики объектами бухгалтерского учета Учреждения, в том числе, являются активы.
Пунктом 5.1 Учетной политики установлено, что все операции, проводимые Учреждением, оформляются первичными документами по перечню, утвержденному Инструкцией N 174н.
Согласно пункту 5.2 Учетной политики для ведения бухгалтерского учета применяются перечень унифицированных форм первичных документов и перечень регистров бухгалтерского учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели, установленные Инструкцией N 52н.
В соответствии с пунктом 5.3 Учетной политики, данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются за текущий месяц, в том числе, в регистре бухгалтерского учета "Журнал операций N 8 по выбытию и перемещению нефинансовых активов".
В соответствии с пунктом 7 приказа Минфина России от 31.12.2016 N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее также - приказ Минфина РФ N 257н) группами основных средств являются, в том числе, многолетние насаждения (подпункт "е").
Согласно пункту 8 приказа Минфина РФ N 257н объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала и в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, учитываются на забалансовых счетах Рабочего плана счетов субъекта учета (Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета), утвержденного в рамках учетной политики субъекта учета или единой учетной политики при централизации учета (далее соответственно - учетная политика, забалансовый учет). Информация о таких объектах основных средств, подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с пунктом 9 приказа Минфина РФ N 257н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Критерии признания объекта основных средств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Стандарта, должны применяться к инвентарному объекту в целом. Каждому инвентарному объекту основных средств присваивается инвентарный номер в установленном порядке. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Для отражения на забалансовом счете, также необходимо наличие первичных учетных документов, которые у Учреждения отсутствуют.
Из представленных Учреждением документов следует, что в отношении деревьев расположенных, по адресам: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307 и г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 отсутствуют первичные учетные документы (акт о результатах инвентаризации, в случае установления излишков по итогам инвентаризации), а также регистры бухгалтерского учета (инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов, ведомость расхождений по результатам инвентаризации, инвентарная карточка учета нефинансовых активов, инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов).
Апелляционной коллегией не принимается довод учреждения о том, что зеленые насаждения, расположенные в границах земельного участка по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 177 закреплены за учреждением в составе имущества, в связи с чем, по его мнению, валка и обрезка деревьев и вывозу порубочных отходов по указанному адресу произведена учреждением правомерно.
Согласно пункту 2.1.2 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, размер субсидии определяется на основании норматива затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению, органом, осуществляющим полномочия учредителя.
Принятые в эксплуатацию многолетние насаждения, согласно пункту 43 Инструкции N 157н, являются основными средствами.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Остальные вещи относятся к движимому имуществу (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, многолетние насаждения, хотя и связаны с землей, можно перемещать без несоразмерного ущерба их назначению (пересадить), следовательно, объекты многолетних насаждений должны учитываться в составе движимого имущества Учреждения.
Согласно инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 1951 объект - Многолетние насаждения по адресу местонахождения: г. Краснодар, ул. Стасова, 177, отнесены к виду объекта - иное движимое. Первоначальная стоимость объекта составляла 8 213,40 рублей, остаточная - 0,00 рублей.
Также в инвентарной карточке учета нефинансовых активов N 1951 указан номер счета 07040000000000244.4.101.38.310.
В соответствии с рабочим планом счетов, приложение N 2 к Учетной политике, счет 101.30 - "Основные средства - иное движимое имущество учреждения".
Согласно представленной учреждением оборотно-сальдовой ведомости по дебету счета 101.38 по строке Многолетние насаждения отражено сальдо на начало и на конец 2020 года в сумме 8 213,40 рублей.
Согласно акту обследования зеленных насаждений от 02.03.2020 и порубочного билета от 02.03.2020 N 318 валка и обрезка деревьев произведена, в том числе, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403015:19 по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 177. Межевой план по данному адресу отсутствует.
При расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания в норматив затрат не включены затраты на содержание движимого имущества, закрепленного за Учреждением, к которому относится имущество (многолетние насаждения) расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Стасова, 177.
Многолетние насаждения, расположенные по адресам: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 в составе имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, не числятся, следовательно, расходы на оплату услуг по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов в отношении многолетних насаждений, по указанным адресам произведены в отсутствие документов, свидетельствующих о наличие указанного имущества в составе основных средств Учреждения.
При расчете финансового обеспечения выполнения государственного задания в норматив затрат также не включены затраты на содержание имущества, не закрепленного за Учреждением, а именно многолетние насаждения:
с кадастровым номером 23:43:0205019:18 по адресу: г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307;
с кадастровым номером 23:43:0304060:8 по адресу: г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3.
Между ГБПОУ КК "КТЭК", в лице директора Мусаевой Е.А. и ООО "Акация", в лице генерального директора Кропотова А.Н., (далее - Исполнитель) заключен договор на оказание услуг от 26.03.2020 N 19 (далее -Договор N 19).
Согласно пункту 1 Договора N 19, Исполнитель обязуется выполнить услуги по валке, обрезке деревьев и вывозу порубочных отходов (далее - Услуги) по адресам:
350075, г. Краснодар, ул. Стасова, 177;
350020, г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307;
350033, г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3. Цена Договора N 19 составляет 500 000,00 рублей.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 14.04.2020 N 1 по унифицированной форме N КС-3 стоимость выполненных работ по объектам составила:
г. Краснодар, ул. Стасова, 177 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 2 по унифицированной форме N КС-2);
г. Краснодар, ул. Бабушкина, 307 - 200 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 1 по унифицированной форме N КС-2);
г. Краснодар, ул. Дмитриевская дамба, 3 - 150 000,00 рублей (акт о приемке выполненных работ от 14.04.2020 N 3 по унифицированной форме N КС-2).
Указанные Услуги оплачены платежными поручениями:
от 22.04.2020 N 574667 в сумме 342 000,00 рублей из средств, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (тип средств 50.00.00);
от 22.04.2020 N 574668 на сумму 158 000,00 рублей из средств, полученных от приносящей доход деятельности (тип средств 20.00.00).
В соответствии со статьей 306.4. БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
Условия предоставления бюджетному учреждению субсидий в соответствии с положением статьи 78.1 БК РФ за счет бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (включая определение условий и целей предоставления субсидии) устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с которыми условия, включая цели представления субсидии, а также порядок ее предоставления, могут устанавливаться соглашением о предоставлении указанной субсидии (далее Соглашение).
Использование бюджетным учреждением средств субсидии не в соответствии с условиями и целями ее предоставления, установленными Соглашением, может повлечь наступление ответственности для учреждения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в нарушение пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 2.3.1 Соглашения от 15.01.2019 N 23-БУ, учреждением допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 342 000,00 рублей, выразившееся в оплате услуги по содержанию движимого (многолетних насаждений), не отнесенного к особо ценному, имущества, а также услуг по содержанию имущества не закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления.
Довод апелляционной жалобы о не направлении учреждению копии отзыва опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: отчетом об отправке электронного документа на официальный адрес электронной почты учреждения (ktek.krasnodar@mail.ru) от 01.09.2022.
Кроме того, изучив материалы дела, 06.09.2022 суд первой инстанции признал дело подготовленным к рассмотрению, счел возможным завершить предварительное судебное заседание и перейти к судебному разбирательству в данном судебном заседании, заявитель против перехода к судебному разбирательству не возражал.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заявленные требования о признании недействительным представления от 24.05.2022 N 22-012 в части пунктов 3, 6, 7 не подлежат удовлетворению, так как оспариваемое представление является исполнимым, вынесено уполномоченным органом, кроме того, заявитель не доказал, каким образом нарушены его права и законные интересы.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2022 по делу N А32-33960/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33960/2022
Истец: ГБПОУ КК Краснодарский торгово-экономический колледж, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский торгово-экономический колледж"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края