г. Хабаровск |
|
02 декабря 2022 г. |
А04-5338/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кляузер М.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области
на решение от 02.09.2022 по делу N А04-5338/2022 Арбитражного суда Амурской области
по заявлению федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный" (ОГРН 1127746756631, ИНН 7702798320) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ИНН 2801150690, ОГРН 1102801004712) о признании незаконными бездействий, обязании освободить земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение Дирекция космодрома Восточный (далее - заявитель, ФКУ Дирекция космодрома Восточный) обратилось в Арбитражный суд Амурской области (с учетом заявленных уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ) с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Амурской области) признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии в собственность Российской Федерации древесины в объеме 10 311,008 м, образованной в результате вырубки при строительстве объекта капитального строительства Строительство аэропортового комплекса. I этап. Площадка 5, в рамках реализации подпрограммы Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный федеральной целевой программы Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы на земельных участках с кадастровыми номерами: 28:27:012700:35, 28:27:012600:33, 28:27:012600:35, 28:27:012700:36, 28:27:012700:39, 28:27:012700:43, 28:27:012700:41 из состава земель промышленности, являющихся федеральной собственностью, предназначенных для размещения объектов космодрома Восточный; обязании в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, реализовав полномочия собственника в отношении образованной в результате вырубки древесины с правом применения по аналогии Правил реализации древесины, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 604, освобождении вышеназванных земельных участков от древесины объемом 10 311,008 м путем организации ее вывоза с территории строительства объектов космодрома Восточный.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-5338/2022. Решением от 02.09.2022 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что полномочия по реализации древесного сырья, полученного в результате использования федеральных земель, не относящихся к землям лесного фонда, за Росимуществом не закреплены. Полагает, что в судебном акте первой инстанции не определен конкретный порядок восстановления нарушенных прав заявителя, в виде права применения для реализации древесины порядка аналогичного правилам реализации древесины, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604. Кроме того, учитывая местонахождение спорной древесины на территории ЗАТО Циолковский, въезд на которую осуществляется по пропускам, а также объем древесного сырья, срок для исполнения решения суда первой инстанции является заведомо недостаточным.
В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 N 1473-с "О космодроме "Восточный" принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома "Восточный", а также определены основные этапы и сроки его создания.
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" в соответствии с распоряжением Правительства РФ N 1546-р от 28.08.2012 является публично-правовым лицом, на которое возложены полномочия по оперативному управлению реализацией подпрограммы "Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (далее - подпрограмма), контроль за ходом выполнения подпрограммы, эффективностью расходования выделенных на ее реализацию средств, а также исполнение функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома "Восточный", то есть учреждению переданы вышеперечисленные государственные функции и полномочия, предусмотренные статьей 6 Закона РФ от 20.08.1993 N 5663-1 "О космической деятельности" (полномочия государственного органа).
В соответствии с пунктом 45 выписки из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности заявителя по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является "Деятельность федеральных органов государственной власти, кроме полномочных представителей Президента Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти", код ОКВЭД 84.11.11.
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" были предоставлены следующие земельные участки:
1) по договору безвозмездного срочного пользования находящегося в государственной собственности земельного участка 1 от 05.02.2013 (далее - договор от 05.02.2013), заключенному между Комитетом администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района (ссудодатель) и ФКУ Дирекция космодрома Восточный (ссудополучатель), ссудодатель предоставил в безвозмездное срочное пользование ссудополучателю, а ссудополучатель принял земельный участок общей площадью 140 439 м, с кадастровым номером 28:27:012700:35, на срок строительства объектов недвижимости Космодром Восточный (до 05.02.2023 года);
2) по договору безвозмездного срочного пользования находящимися в государственной собственности земельными участками от 11.02.2013 (далее - договор от 11.02.2013), заключенному между ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (ссудодатель) и ФКУ Дирекция космодрома Восточный (ссудополучатель), ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное срочное пользование земельные участки с кадастровыми номерами 28:27:012600:33 (447 232 м), 28:27:012600:35 (1 269 283 м), 28:27:012700:36 (12 552 946 м), 28:27:012700:39 (5 317 479 м), 28:27:012700:43 (1 399 804 м), 28:27:012700:41 (13 743 515 м), на срок строительства объектов недвижимости Космодром Восточный.
Указанные земельные участки в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации" отведены под строительство объекта космодрома "Строительство аэропортового комплекса, I этап. Площадка 5" (далее - аэропортовый комплекс), функции застройщика (заказчика) по которому исполняет заявитель.
Земельные участки принадлежат к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения с видом разрешенного использования для размещения объектов космодрома "Восточный".
В соответствии с условиями договоров ссудополучатель принял на себя обязательства по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к категории земель разрешенными способами, не наносящими вред окружающей среде (пункт 2.4 договора от 05.02.2013, пункт 3.4.2 договора от 11.02.2013).
В связи с тем, что на земельных участках с кадастровыми номерами 28:27:012700:35, 28:27:012600:33, 28:27:012600:35, 28:27:012700:36, 28:27:012700:39, 28:27:012700:43, 28:27:012700:41 произрастала древесно-кустарниковая растительность, которая препятствовала использованию земельных участков по их назначению, заявитель силами подрядной организации АО "КРОКУС" осуществил рубку древесно-кустарниковой растительности, находящейся на поверхности вышеназванных земельных участков.
Вследствие рубки объем деловой древесины, обладающей потребительскими свойствами, предполагающими возможность ее последующей реализации, составил 10 311,008 м; стоимость древесины по минимальным ставкам определена заявителем в размере 1 310 277,98 рублей.
Древесина складирована подрядчиком АО "КРОКУС" на строительной площадке Аэропортового комплекса в границах вышеуказанных земельных участков и заказчик вынужден обеспечивать ее сохранность за счет собственных средств.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ к государственной собственности Российской Федерации отнесено имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в частной или муниципальной собственности.
Из содержания статей 20, 45 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на древесину, образовавшуюся в результате рубок лесных насаждений при строительстве объектов, принадлежит Российской Федерации.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что спорное имущество - древесина, образованная в результате рубок при строительстве капитального объекта космодрома "Строительство аэропортового комплекса, I этап. Площадка 5", является собственностью Российской Федерации.
ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" письмом от 01.03.2022 исх. N 381/551 обратился в ТУ Росимущества в Амурской области с просьбой принять по акту приема-передачи древесину объемом 930,262 куб.м., образованную в результате рубки древесно-кустарниковой растительности, находящейся на поверхности земельных участков с кадастровыми номерами 28:27:012700:35, 28:27:012600:33, 28:27:012600:35, 28:27:012700:36, 28:27:012700:39, 28:27:012700:43, 28:27:012700:41; вывезти древесину с территории вышеуказанных земельных участков в течение 15 дней с даты подписания акта.
Ответом от 19.05.2022 N 28-04/1845 на письмо ответчик сообщил, что полномочия по реализации древесного сырья, полученного в результате использования федеральных земель, за Росимущества не закреплены.
09.06.2022 заявитель направил в ТУ Росимущества в Амурской области письмо N 381/1721 с требованием принять по акту приема-передачи древесину общим объемом 9 380,746 кв.м., образованную в результате рубки древесно-кустарниковой растительности, находящейся на поверхности земельных участков с кадастровыми номерами 28:27:012700:35, 28:27:012600:33, 28:27:012600:35, 28:27:012700:36, 28:27:012700:39, 28:27:012700:43, 28:27:012700:41; вывезти древесину с территории вышеуказанных земельных участков в течение 15 дней с даты подписания акта.
Ответ на данное письмо заявителю не поступил.
Таким образом, сложилась ситуация при которой ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", будучи ссудополучателем земельных участков из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения с видом разрешенного использования для размещения объектов космодрома "Восточный" (федеральная собственность), предоставленных в целях строительства аэропортового комплекса, не имеет возможности распорядиться древесиной, образованной в процессе вырубки древесно-кустарниковой растительности на указанных выше участках, поскольку законодательством не урегулирован вопрос о возникновении у ссудополучателя права собственности в отношении такой древесины и не определен по рядок ее реализации.
Неоднократные попытки урегулировать вопрос по согласованию вопросов передачи древесины в оперативное управление заявителя и его реализации, а также по передаче древесины ТУ Росимущества в Амурской области, у ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" не получилось.
Вместе с тем, как следует из Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (пункт 1 Положения).
В соответствии с пунктом 5.3 Положения Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 5.4 Положения установлено, что Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже.
Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 Положения).
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества независимо от его назначения, за исключением того имущества, право распоряжения которым в силу прямого указания закона предоставлено соответствующим государственным органам.
В этой связи довод ответчика об отсутствии у него соответствующих полномочий по реализации древесины противоречит Положению.
Соответственно, Росимущество, будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным государством осуществлять полномочия собственника в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, обязано реализовать полномочия собственника в отношении древесины, полученной в результате вырубки лесных насаждений на земельных участках с кадастровыми номерами 28:27:012700:35, 28:27:012600:33, 28:27:012600:35, 28:27:012700:36, 28:27:012700:39, 28:27:012700:43, 28:27:012700:41 из состава земель промышленности, являющихся федеральной собственностью, предназначенных для размещения объектов космодрома "Восточный".
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для признания незаконным бездействия ТУ Росимущества в Амурской области, выразившееся в непринятии в собственность Российской Федерации древесины в объеме 10 311,008 м.
При обращении в арбитражный суд заявитель просил в качестве способа устранения допущенных нарушений обязать ТУ Росимущества в Амурской области в месячный срок устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, реализовав полномочия собственника в отношении образованной в результате вырубки древесины с правом применения по аналогии Правил реализации древесины, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 604, освобождении вышеназванных земельных участков от древесины объемом 10 311,008 м путем организации ее вывоза с территории строительства объектов космодрома Восточный.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Рассматривая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан устранить допущенное нарушение, суд посчитал разумным и достаточным месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено каких-либо надлежащих доказательств объективной невозможности осуществления необходимых действий для выполнения возложенной на него обязанности в вышеуказанный срок.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Амурской области и обязал исправить данную нарушение, приведенным в решении способом.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о правомерности позиции ответчика, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.
С учетом изложенного принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены либо изменения решения суда, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2022 по делу N А04-5338/2022 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5338/2022
Истец: ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
Ответчик: ТУ Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Амурской области