город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2022 г. |
дело N А53-19470/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Я.А.,
судей Долговой М.Ю., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситдиковой Е.А.Ю
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2022 по делу N А53-19470/2022 о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - заявитель, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Корвита" (далее - ответчик) финансовых санкций по решению о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14.12.2021 N 071S19210026848 в размере 500,00 рублей, от 14.12.2021 N 071S19210026849 в размере 500,00 рублей, от 25.03.2021 N 071S19210004543 в размере 1 500,00 рублей, от 25.03.2021 N 071S19210004542 в размере 1 000,00 рублей, от 29.04.2021 N 071S19210009600 в размере 500,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2022 по делу N А53-19470/2022 иск удовлетворен частично. Взысканы с общества с ограниченной ответственностью "Корвита" (ИНН 6164237916, ОГРН 1056164138799) в пользу Пенсионного фонда Российской Федерации штрафные санкции в размере 1 500,00 рублей за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2020 года (по решению от 25.03.2021 N071S1921000 4543), в размере 1 000,00 рублей за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2020 года (по решению от 25.03.2021 N 071S19210004542), всего взыскано 2 500,00 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжаловало решение от 22.09.2022, просило отменить судебный акт в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судебный акт вынесен при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, вся установленная действующим законодательством процедура привлечения страхователя - общества с ограниченной ответственность "Корвита" к ответственности пенсионным органом соблюдена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Поскольку Управление в апелляционной жалобе указало, что обжалует определение суда только в части отказа в удовлетворении требований, а ответчик не заявил возражений по поводу обжалования определения в соответствующей части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в данной части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью "Корвита" (далее - страхователь) состоит на учете в Государственном учреждении - Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (далее - Управление) в качестве страхователя с присвоением регистрационного номера 071-059-029430.
Пенсионным фондом на основании представленной обществом отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года, февраль 2021 года и апрель 2021 года проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.11.2021 N 071S18210026453, от 11.11.2021 N 071S18210026454, от 11.02.2021 N 071S18210003237, от 11.02.2021 N 071S18210003238, от 22.03.2021 N 071S18210008267.
По результатам рассмотрения указанных актов и других материалов проверки, должностным лицом Пенсионного фонда приняты решения от от 14.12.2021 N 071S19210026848, от 14.12.2021 N 071S19210026849, от 25.03.2021 N 071S19210004543, от 25.03.2021 N 071S19210004542, от 29.04.2021 N 071S19210009600, о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и применении к обществу финансовой санкции, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, размер которой с учетом количества застрахованных лиц и периодов составил 4 000,00 рублей.
Об уплате страхователем финансовой санкции в добровольном порядке Пенсионный фонд выставил требования от 10.01.2022 N 071S01220000091, от 10.01.2022 N 071S01220000090, от 16.04.2021 N 071S012210006579, от 16.04.2021 N 071S01210006578, от 03.06.2021 N 071S01210010143. Названные требования до установленного страхователь не исполнил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно статье 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о изыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
По этой причине в обоснование заявления о взыскании страховых взносов заявителем должны быть представлены в суд документы, подтверждающие основания возникновения обязательства у плательщика, наступление срока его исполнения, а также соблюдение процедуры его взыскания.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ общество является страхователем.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции страхователем 08.09.2021 по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления представлены сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М "дополняющая" за февраль 2021 года, по форме СЗВ-М "дополняющая" за апрель 2021 года, и 23.12.2020 по телекоммуникационным каналам связи в адрес Управления представлены сведения об 1 застрахованном лице по форме СЗВ-М "дополняющая" за ноябрь 2020 года, в связи с чем, Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.11.2021 N 071S18210026453, от 11.11.2021 N 071S18210026454, от 22.03.2021 N 071S18210008267.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Диспозиция статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2 статьи 11, пунктом 2.2. статьи 11 указанного закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Как указано в пункте 39 Инструкции N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Выраженная в пункте 39 Инструкции N 766н данная официальная позиция Минтруда России направлена на соблюдение принципов назначения юридического наказания (виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности), и направлена на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок и более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303- КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц
В актах от 11.11.2021 N 071S18210026453, от 11.11.2021 N 071S18210026454 управление ссылается на установление управлением ошибок в представленных страхователем сведениях, в связи с чем управлением в соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в адрес общества 26.08.2021 по телекоммуникационным каналам связи направлено уведомление об устранении имеющихся расхождений в течение пяти рабочих дней.
Отклоняя данные доводы, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Пенсионным фондом в материалы дела приобщено уведомление о необходимости устранения ошибок в сведениях, представленных страхователем за февраль 2021 года, апрель 2021 года (л.д. 40).
В доказательство направления в адрес страхователя такового уведомления управлением представлен скриншот системы электронного документооборота (л.д. 41), из которого следует, что 26.08.2021 в 17:44 управлением было направлено некое уведомление.
Согласно указанному скриншоту указанное письмо страхователем не получено.
Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (далее - Инструкция N 211н). В пункте 37 Инструкции указано, что контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем в ПФ России индивидуальных сведений осуществляется его территориальными органами в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
Страхователю направляется (вручается) уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях: ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФ России; их несоответствия формам и форматам, установленным ПФ России. Такое уведомление может быть: 1) получено лично страховщиком под расписку; 2) направлено по почте заказным письмом (в данном случае датой вручения уведомления признается 6-й день, считая с даты отправления заказного письма); 3) передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (в данном случае датой получения страхователем уведомления является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя).
Дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.
Именно дата получения уведомления является значимой в целях исчисления пятидневного срока для представления корректировочных данных. Уведомление должно содержать информацию об ошибках и (или) о несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у ПФ России, о несоответствиях таких сведений формам и форматам, установленным ПФ России (протокол проверки). Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа ПФ России о представлении соответствующих исправлений подает в этот орган уточненные индивидуальные сведения (аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2021 по делу N А53-27278/2020).
Таким образом, в данной ситуации суд правомерно исходил из неполучения страхователем уведомления.
В акте от 22.03.2021 N 071S18210008267, решении от 29.04.2021 N 071S19210009600 отсутствует информация о реализации пенсионным фондом положений абзаца 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ об уведомлении страхователя об исправлении ошибок.
Следовательно, поскольку страхователем 08.09.2021 представлены сведения о застрахованных лицах по форме "дополняющая" СЗВ-М за февраль 2021 года, за апрель 2021 года, а 23.12.2020 по форме "дополняющая" СЗВ-М за ноябрь 2020 года в отсутствие уведомления управлением о наличии ошибок, суд правомерно пришел к выводу о самостоятельном обнаружении и исправлении ответчиком ошибок в сведениях по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, за апрель 2021 года, СЗВ-М за ноябрь 2020 года путем направления дополняющих форм.
Довод апелляционной жалобы о том, что установленная действующим законодательством процедура привлечения страхователя - общество с ограниченной ответственность "Корвита" к ответственности пенсионным органом соблюдена, подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2022 по делу N А53-19470/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Я.А. Демина |
Судьи |
М.Ю. Долгова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19470/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области
Ответчик: ООО "КОРВИТА"