г. Чита |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А10-5961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Корзовой Н. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2022 года по делу N А10-5961/2021 по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (ОГРН 1020300975958, ИНН 0323045827) к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (ОГРН 1040302981542, ИНН 0326022754) о признании незаконным решения от 16.07.2021 N56,
при участии в судебном заседании:
от УФНС России по Республике Бурятия: Садовская Л.Н.- представитель по доверенности от 25.10.2022, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Бурятский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - заявитель, ФГБНУ "Бурятский НИИСХ", учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - ответчик, УФНС по РБ, налоговый орган) о признании незаконным решения от 16.07.2021 N 56.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - третье лицо, ТУ Росимущества).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2022 года по делу N А10-5961/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2022 года по делу N А10-5961/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, выводы суда о неиспользовании спорных земельных участков в целях сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственной деятельности не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем применение ставки 1,5% при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам является необоснованным.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором Управление Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.10.2022.
Заявитель представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, учреждение до 25.10.2021 состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, адреса места нахождения:670045, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Третьякова 25 "З". Основной вид деятельности 72.19 Научные исследования и разработка в области естественных и технических наук прочие, применяет общий режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым органом исчислена ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" сумма земельного налога за налоговый период 2020 года в размере 1 359 442 руб. (в т.ч, по ОКТМО 81701000- 1 300 931 руб. и ОКТМО 81622420 - 58 511 руб.). В адрес заявителя направлено сообщение об исчисленной налоговым органом суммы земельного налога от 06.05.2021 N 271091 (направлено по ТКС 15.05.2021, получено согласно квитанции о приеме 24.05.2021).
Налогоплательщиком представлены пояснения N 93 от 27.05.2021 (вх. N 21967 от 28.05.2021), касающиеся уточнения исчисленной суммы земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022601:50, 03:24:023705:18, 03:24:023706:11, 03:24:022213:23, 03:24:022217:70, 03:24:022803:17, 03:24:023707:10, 03:24:023704:11, 03:24:022611:27, 03:24:022801:13, 03:24:023709:12, 03:24:022605:48, 03:24:023714:11, 03:24:022801:14, 03:24:022217:74, 03:24:022803:21, 03:24:022801:15. Так, Учреждением по данным земельным участкам указано о перерегистрации правообладателя с 26.12.2019, вследствие чего обязанность по уплате земельного налога переходит к собственнику земельного участка.
Срок рассмотрения указанных пояснений продлен письмом от 27.06.2021 N 10- 25/11760.
Сообщение о результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов сформировано и направлено 01.09.2021. Согласно данному ответу на пояснения основания для проведения перерасчета по земельному налогу за 2020 год по заявленным основаниям отсутствуют, поскольку 26.12.2019 за МО Городской округ "Город Улан-Удэ" зарегистрировано право собственности, при этом, право постоянного (бессрочного) пользования по указанным в пояснениях земельным участкам у учреждения прекращено в 2020 году (22.01.2020, 06.02.2020 - следовательно, объект налогообложения за период 2020 год имелся, соответственно, земельный налог за 1 месяц 2020 год исчислен правомерно).
Также, налоговым органом самостоятельно проведен перерасчет земельного налога за налоговый период 2020 год, в связи со следующим:
- в части размера налоговой ставки с 1,5% на 0,3% как в отношении "Земли сельскохозяйственного назначения" по земельному участку с кадастровым номером 03:24:023714:96 (вид разрешенного использования - "Для размещения опытной станции"). Уменьшение суммы налога составило 226 руб.;
- в связи с исключением из расчета повышающих коэффициентов периода строительства по земельным участкам с кадастровыми номерами 03:24:023709:13 (вид разрешенного использования - "Для размещения части жилого дома") и 03:24:023712:46 (вид разрешенного использования - "Для строительства малоэтажного многоквартирного жилого дома"). Уменьшение суммы налога составило 4 263 руб. и 5 032 руб. соответственно.
Таким образом, 01.08.2021 налоговым органом произведен перерасчет (уменьшение) земельного налога на сумму 9 521 руб. по ОКТМО 81701000, в связи с уточнением (уменьшением) суммы налога по 3 земельным участкам, итого произведено начисление земельного налога за 2020 год в размере 1 349 921 руб. (в т.ч. по ОКТМО 81701000 - 1 291 410 руб. и ОКТМО 81622420 - 58 511 руб.).
В адрес ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" направлено Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога N 1099832 от 01.08.2021 (направлено по ТКС 02.08.2021, получено согласно квитанции о приеме 02.09.2021).
Также в адрес ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" в соответствии со статьей 69 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от 11.06.2021 N 46286 на общую сумму 964 611,49 руб. (налог - 906 011,79 руб., пени - 58 599.70 руб.) со сроком исполнения требования до 12.07.2021. Требование направлено по ТКС 11.06.2021, получено налогоплательщиком согласно квитанции о приеме 21.06.2021.
В связи с неисполнением учреждением в установленный срок требования налоговым органом на основании статьи 46 НК РФ принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств N 56 от 16.07.2021 в сумме 963 448,49 руб., в т.ч. налог - 904 848,79 руб., пени - 58 599,70 руб. за налоговый период 2020 год.
Не согласившись с решением инспекции в части, учреждение обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением УФНС России по Республике Бурятия от 23.09.2021 N 15-14/12819 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Считая ошибочными выводы налогового органа о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, а также полагая, что у инспекции отсутствовали правовые основания для применения ставки 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:022803:6, 03:08:080202:138, 03:24:023708:22, Учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункту 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченного налога, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в порядке, предусмотренном Кодексом.
С налогового периода 2020 года вступили в силу положения Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", отменяющие обязанность по представлению в налоговые органы налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.
В соответствии с пунктом 5 статьи 397 НК РФ в целях обеспечения полноты уплаты налога налогоплательщиками-организациями составление, передача (направление) налоговыми органами указанным налогоплательщикам-организациям сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога, представление такими налогоплательщиками в налоговые органы пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, рассмотрение налоговыми органами представленных такими налогоплательщиками пояснений и (или) документов и передача (направление) налоговыми органами таким налогоплательщикам уточненных сообщений об исчисленных суммах налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса (глава 28 "Транспортный налог").
Так, согласно положениям подпунктов 4 - 7 статьи 363 НК РФ указанные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога передают налогоплательщикам-организациям в следующие сроки:
1) в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
2) не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за предыдущие налоговые периоды;
3) не позднее трех месяцев со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
Сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Представленные налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснения и (или) документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. В целях получения налоговым органом дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов не более чем на один месяц, уведомив об этом налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение).
О результатах рассмотрения представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию (ее обособленное подразделение) в срок, указанный в абзаце первом пункта 7 статьи 363 НК РФ, а в случае, если по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией (ее обособленным подразделением) пояснений и (или) документов сумма налога, указанная в сообщении об исчисленной сумме налога, изменилась, налоговый орган передает (направляет) налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточнённое сообщение об исчисленной сумме налога в течение десяти дней после составления такого сообщения.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 настоящего Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 НК РФ).
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" является налогоплательщиком земельного налога.
Исчисление и администрирование земельного налога осуществляются налоговыми органами на основании сведений, предоставленных органами Росреестра (регистрирующий орган).
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьями 390, 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (статья 393 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
На основании статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации, от 18.09.2020 N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1482), признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:
- наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
- наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В соответствии с вышеуказанной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов, земли промышленности, земли особо охраняемых объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Применение ставки земельного налога законодательством Российской Федерации о налогах и сборах непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета (письма ФНС России от 19.04.2017 N БС-4- 21/7402@ и Минфина России от 14.04.2017 N 03-05-04-02/22593).
Согласно положениям абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с абзацем 1 подпунктов 1, 2 пунктов 1, 2 статьи 394 НК РФ, а также пункта 4 Положения о земельном налоге на территории г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 2 66-32, и пунктом 3.1 Положения о земельном налоге на территории муниципального образования сельское поселение "Иволгинское", утвержденного решением Совета депутатов МО СП "Иволгинское" от 02.07.2008 N 148, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от категорий земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка и в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, не могут превышать 0,3 процента, и в отношении прочих земельных участков - 1,5 процента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 397 НК РФ налогоплательщику-организации направляется требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 настоящего Кодекса в случае, если выявлена недоимка по результатам рассмотрения налоговым органом представленных налогоплательщиком-организацией пояснений и (или) документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, либо если недоимка выявлена при отсутствии необходимых пояснений и (или) документов.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно вышеуказанным нормам права для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории земель или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах), и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно налоговому сообщению об исчисленной сумме земельного налога от 01.08.2021 N 1099832 налог исчислен на земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами 03:24:023708:22, 03:08:080202:138, 03:24:022803:6.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с применением ставки 1,5% при исчислении земельного налога по спорным земельным участкам, с указанием на то, что они относятся к категории: земли сельскохозяйственного назначения и используется учреждением для сельскохозяйственного производства.
Налоговый орган при исчислении земельного налога на спорные земельные участки пришел к выводу о несоблюдении совокупности условий, предусмотренных статьей 394 НК РФ, в связи с чем, коэффициент 0,3% не применим.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат следующие земельные участки.
Земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:6, площадью 417 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Богданова, д. 11, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения лаборатории.
Категория земель определена в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ, утвержденными решением УланУдэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82.
Из протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 11.02.2021 N 12 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 03:24:022803:6 площадью 417 кв.м. (адрес: г. Улан-Удэ, ул. Богданова. д.11) расположено нежилое одноэтажное деревянное здание лаборатории (с подвалом), на момент осмотра здание заброшено, внутри находится строительный, прочий мусор и старая сломанная мебель, все окна заколочены деревянными досками (стекла разбиты). Других объектов (зданий, строений, сооружений) на земельном участке нет.
Земельный участок с кадастровым номером 03:08:080202:138, площадью 10570 кв.м., по адресу: Республик Бурятия, Иволгинский район, МО СП "Иволгинское", с. Иволгинск, кв-л Юбилейный, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административного здания.
Согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 11.02.2021 N 9 на земельном участке с кадастровым номером 03:08:080202:138 площадью 10570 кв. м (адрес: Иволгинский район, с. Иволгинск, кв-л Юбилейный, б/н) расположено административное здание Учреждения (трехэтажное, кирпичное), длиной и шириной примерно 25 на 12 с вывеской ФГБНУ "БурНИИСХ" "Полевой стационар". На территории перед зданием располагается сельскохозяйственная техника: культиваторы, зерноочистительная машина, комбайн, плуги, сеялки. Слева к административному зданию прилегает деревянный пристрой, где находится трактор и складируются запчасти, шины и сельскохозяйственный инвентарь. Внутри административного здания на первом этаже перед входом находится вахтовая, где сидит сотрудница лаборатории семеноводства (замещает вахтера), занимается ручной обработкой зерна, на втором и третьем этаже все кабинеты пустуют, сотрудники там не работают. Других объектов (зданий, строений, сооружений) на земельном участке нет.
Земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22, площадью 10 000 кв. м., по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Н.Петрова, д. 17, участок находится примерно в 280 м. от ориентира по направлению на юго-запад, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства автогазозаправочной станции.
Согласно протоколу осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 11.02.2021 N 13 на земельном участке с кадастровым номером 03:24:023708:22 (адрес: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Н. Петрова, 17) объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения) отсутствуют, поверхность земельного участка в большей части покрыта остатками различной сорной растительности.
Категория земель определена в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Улан-Удэ, утвержденными решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008 N 817-82.
В материалы дела представлен ответ Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от 10.06.2022 N 11450987 на запрос суда, в котором компетентный орган указал, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:6 расположен в зоне застройки индивидуальными жилищными домами, земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 расположен в зоне спортивно-зрелищного назначения. К ответу приложена карта градостроительного зонирования.
Также в материалы дела представлен ответ Администрации муниципального образования сельское поселение "Иволгинское" Иволгинского района Республики Бурятия от 24.05.2022 N 519 на запрос суда, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 03:08:080202:138 находится в зоне общественно-делового назначения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор).
Согласно классификатору вида разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование определяется как ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Вид разрешенного использования земельного участка - научное обеспечение сельского хозяйства определяется классификатором, как осуществление научной и селекционной работы, ведения сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира; размещение коллекций генетических ресурсов растений, вид разрешенного использования земельного участка - обеспечение сельскохозяйственного производства определяется - размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.
Как указано выше земельный участок с кадастровым номером 03:24:022803:6 расположен в зоне застройки индивидуальными жилищными домами. Согласно классификатору вид разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек.
Земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 расположен в зоне спортивно-зрелищного назначения, вид разрешенного использования земельного участка обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий согласно классификатору предусматривает размещение спортивно-зрелищных зданий и сооружений, имеющих специальные места для зрителей от 500 мест (стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов, ипподромов).
Земельный участок с кадастровым номером 03:08:080202:138 находится в зоне общественно-делового назначения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182, следует, что, поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании представленных в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество спорные земельные участки относятся к категориям земли населенных пунктов, земельные участки не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют иной вид разрешенного использования.
Согласно протоколам осмотров земельные участки в целях сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственной деятельности заявителем не используются. Надлежащих доказательств использования спорных земельных участком для сельскохозяйственного производства ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" в материалы дела не представило.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы общества о том, что из ответа Управления Росреестра по Республики Бурятия от 24.02.2021 N 12/01542-07 следует, что в ходе административных обследований земельных участков признаков нарушения земельного законодательства выявлено не было, апелляционный суд отмечает, что указанные обстоятельства не могут служить бесспорным доказательством использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации доказательств фактического использования земельных участков для сельскохозяйственной деятельности Учреждение не представило, право на льготную ставку не подтвердило.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу о том, что рассматриваемые земельные участки не использовались для сельскохозяйственного производства, в связи с чем у ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" отсутствовало право применять в отношении спорных земельных участков льготную налоговую ставку в размере 0,3 процента.
Довод ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" о том, что в соответствии с письмом ТУ Росимущества право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 у учреждения прекращено на основании решения Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 18.03.2010, также рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен по следующим основаниям.
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования установлены в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации, положения пункта 1 которой предусматривают добровольный отказ землепользователя от права, а пункт 2 регламентирует принудительный порядок прекращения права (изъятия земельного участка).
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 53 Земельного кодекса Российской Федерации отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в недельный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Таким образом, нормами земельного законодательства предусмотрено, что прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляется на основании решения уполномоченного органа с момента регистрации соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости.
Решение ТУ Росимущества, органа осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, в том числе по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования у ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 в материалах дела отсутствует. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования у ФГБНУ "Бурятский НИИСХ" на указанный участок также не содержит.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в спорный период право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 03:24:023708:22 закреплено за заявителем, в связи с чем указанное лицо является плательщиком земельного налога в отношении указанного объекта.
Поскольку оспариваемое решение от 16.07.2021 N 56 соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 августа 2022 года по делу N А10-5961/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
В.А.Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5961/2021
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУРЯТСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по РБ, УФНС России по РБ
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ