г. Челябинск |
|
05 декабря 2022 г. |
Дело N А76-17942/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Дополнительного профессионального образования "Центр специальной подготовки "Витязь" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2022 по делу N А76-17942/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Центр специальной подготовки "Витязь" - Париенко П.Н. (директор на основании решения единственного участника от 14.04.2022 и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 02.12.2022);
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области - Керопян С.Г. (доверенность N Д-23 от 14.01.2022, диплом).
Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования "Центр специальной подготовки "Витязь" (далее - заявитель, организация, АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении N 74ЛРР074120522000068, которым заявитель привлечен к ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2022 (резолютивная часть решения объявлена 17.10.2022) в удовлетворении требований заявителя отказано.
АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" не согласилось с указанным решением и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы организация ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает вмененное в вину заявителю правонарушение неподтвержденным ввиду получения доказательств с нарушением требований закона. Ссылается на проведение проверки с нарушением пункта 69 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия" (далее - Административный регламент) ввиду отсутствия согласования даты и времени проведения проверочного мероприятия с заявителем. Также указывает на проведение проверки с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части срока уведомления о проверке и в части порядка составления акта проверки (несовпадение количества проверяющих должностных лиц, указанных во вводной части акта с количеством должностных лиц, подписавших акт, при том, что одно из подписавших акт должностных лиц значится в протоколе изъятия оружия, составленном в этот же момент в ином населенном пункте). Помимо этого оспаривает вывод административного органа о допущенном нарушении положений подпунктов "ж" и "ж.3" пункта 15 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила N 814) (по мнению подателя жалобы, при передаче спортивного оружия ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" на основании договора временного хранения от 23.12.2021 при наличии разрешения на временное хранение организацией нарушения не допущено, при этом в соответствии с договором временного хранения, именно ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" обязуется обеспечить надлежащее хранение оружия и патронов к нему), а также полает малозначительным допущенное нарушение, заключающееся в хранении нечищенного оружия (обращает внимание на то, что из 155 единиц оружия нарушение обнаружено только в отношении 1 единицы оружия, а также ссылается на тяжелое материальное положение заявителя и отсутствие существенной угрозы общественным отношениям).
В судебном заседании представитель АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Управления - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1187400001656 и на основании лицензии от 28.09.2018 N 14285 осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей и взрослых по месту своего нахождения в г. Магнитогорске. Для осуществления указанной деятельности в закрытом стрелковом клубе по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, пер. Исторический д.8, Центром лицензионно-разрешительной работы Управления организации выдано разрешение на хранение и использование оружия от 07.12.2021 серии РФ N 0084574.
10.03.2022 должностными лицами Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Керопяном С.Г., Серебренниковым С.К. и Петровым Д.В., в соответствии с требованиями статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон N 150-ФЗ), пунктов 19.5, 67.4, 72, 73, 74, 75, 76 Административного регламента, проведена проверка условий обеспечения хранения (сохранности) оружия и боеприпасов АНО ДПО "Витязь". Проверкой установлено, что АНО ДПО "Витязь" допущены следующие нарушения: 1) в нарушении статьи 22 Закона N 150-ФЗ, пунктов 15 и 55 Правил N 814, осуществлялось хранение огнестрельного спортивного оружия с нарезным стволом (CZ-75 Shadow SP-01 N B 065854, CZ-75 Shadow-2 N B 998220, CZ-75 TS N B 737465, CZ-75 Shadow SP-01 N A 946746, доп. ствол CZ-75 Shadow SP-01 N B 522956) не в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в отсутствие разрешения на хранение и использование оружия по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д.76; 2) в нарушении статьи 25 Закона N150-ФЗ, пункта 51 Правил N814, пункта 163 Инструкции по организации работы по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 N288 (далее - Инструкция N288), гражданское огнестрельное спортивное оружие с нарезным стволом CZ-75 KADET NА501757 хранится нечистым, несмазанным в комнате хранения оружия по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, пер. Исторический, д. 8.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 10.03.2022 с приложением фотоматериалов (акт составлен в г. Магнитогорске в присутствии директора организации, его копия вручена директору организации). Также в ходе проверки 10.03.2022 Серебренниковым С.К. в присутствии двух свидетелей в г. Челябинске, по месту нахождения ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" составлен протокол изъятия оружия, боеприпасов и патронов к оружию. 10.03.2022 Управлением получены объяснения руководителя организации.
Письмом от 18.03.2022 руководитель организации приглашен в административный орган 23.03.2022 для участия в составлении по фактам выявленных нарушения протокола об административном правонарушении. Письмо вручено представителю организации 19.03.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка на копии письма.
23.03.2022 Управлением в присутствии директора организации составлен протокол об административном правонарушении N 74ЛРР074220322000046 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ. Копия протокола вручена директору общества 23.03.2022, о чем свидетельствует соответствующая отметка на протоколе.
Повесткой, врученной руководителю организации 29.04.2022 уполномоченный представитель АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" приглашен в административный орган 12.05.2022 для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением от 12.05.2022 по делу об административном правонарушении N 74ЛРР074120522000068, вынесенным с участием директора и заместителя директора заявителя, АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 руб. (с учетом отягчающего ответственность обстоятельства - повторности совершения правонарушения).
Не согласившись с этим постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в области оборота оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.
Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица, ответственные за обеспечение соблюдения правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.
Объективную сторону правонарушения образуют деяния субъекта, связанные с нарушением правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Нарушение АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь" требований указанных правил установлено Управлением по итогам проведения в отношении организации проверки условий обеспечения хранения (сохранности) оружия и боеприпасов.
Заявитель полагает, что при проведении проверки допущены грубые нарушения Административного регламента и положений Закона N 294-ФЗ ввиду несогласования с ним даты и времени проверки и неизвещения его о проведении проверки.
В силу статьи 28 Закона N 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского (к числу которого в силу статьи 3 этого Закона относится в том числе оружие для занятия спортом) и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. Предметом контроля за оборотом оружия является соблюдение юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере оборота оружия. Порядок осуществления федерального государственного контроля за оборотом оружия определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: 1) производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения, ношения, использования, сертификации, проведения испытаний, а также в служебных помещениях органов, уполномоченных осуществлять контроль за его оборотом; 2) безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях; 3) требовать от юридических лиц и граждан представления оружия для осмотра, документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций; 4) при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; 5) обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензии и (или) разрешения, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры. В ходе федерального государственного контроля за оборотом оружия проводятся следующие мероприятия: 1) проверка лиц в целях установления оснований для предоставления им права либо лишения их права владения оружием; 2) оценка соблюдения владельцами оружия законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 3) проверка у владельцев оружия действительности документов, предоставляющих им право на владение оружием, и соответствия таких документов фактическим данным об оружии, для подтверждения права на владение которым они выданы; 4) осмотр оружия и патронов к нему на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 5) проверка мест, в которых осуществляется оборот оружия или предусматривается осуществление оборота оружия, на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 6) учет, в том числе с использованием информационных систем, лиц, которым предоставлено право на владение оружием, а также лиц, обратившихся за предоставлением им такого права; 7) регистрация и учет оружия и патронов к нему; 8) изъятие оружия и патронов к нему, а также документов, предоставляющих право на владение оружием, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области оборота оружия; 9) аннулирование документов, предоставляющих право на владение оружием; 10) выявление и пресечение правонарушений в области оборота оружия; 11) выдача документов (за исключением лицензий и разрешений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выдаваемых в рамках предоставления государственных услуг), предоставляющих право на совершение определенных действий в сфере оборота оружия, в пределах компетенции органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля за оборотом оружия. Мероприятия федерального государственного контроля за оборотом оружия осуществляются на основании предъявления должностным лицом служебного удостоверения, подтверждающего его принадлежность к органу, уполномоченному на осуществление такого контроля.
В соответствии с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 (далее - Положение), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
На основании пункта 5 названного Положения Росгвардия осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии", войска национальной гвардии уполномочены, в частности проверять места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверять объекты, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием или его использования; согласовывать требования к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием; устанавливать порядок проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации, и участвовать в проверке таких знаний и навыков в этих организациях; проводить проверки мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; по результатам проверок выдавать гражданам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил оборота оружия, боеприпасов, патронов к оружию и специальных средств; изымать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, основные части к ним и специальные средства; ограничивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные федеральным законодательством; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V классов.
Административный регламент определяет порядок осуществления Росгвардией и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в области оборота оружия.
Согласно подпункту 19.5 пункта 19 Административного регламента, осуществление государственного контроля (надзора) включает в себя административную процедуру - проверку обеспечения условий хранения (сохранности) оружия.
Порядок проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия (включая основания и предмет проверки, а также порядок фиксации ее результатов) установлен пунктами 67-77 Административного регламента.
В силу специфики правоотношений, на указанную административную процедуру положения Закона N 294-ФЗ не распространяются, что также следует из письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 11.02.2013 N 76/2-121-2013.
В этой связи довод заявителя о допущенных проводившими проверку должностными лицами Управления нарушениях Закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании закона.
В силу пункта 69 Административного регламента должностным лицом органа государственного контроля (надзора) в течение 2 рабочих дней со дня возникновения оснований для начала административной процедуры, указанных в пункте 67 настоящего Административного регламента, совместно с гражданином или уполномоченным представителем юридического лица по телефону либо по электронной почте (при наличии) определяются дата и время проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов.
Заявитель обращает внимание на то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации такого согласования не проводилось, проверка проведена внезапно.
Материалы дела действительно не содержат доказательств предварительного согласования Управлением с организацией даты и времени проведения проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов. В то же время, само по себе это обстоятельство (в отсутствие доказательств его существенности и влияния на результаты проверочного мероприятия) нельзя признать достаточным основанием для признания полученных в ходе мероприятия доказательств ненадлежащими, поскольку такое последствие нарушения требований пункта 69 Административного регламента в этой регламенте прямо не оговорено.
Оформление акта проверки от 10.03.2022 первоначально произведено двумя из трех проводивших проверку должностных лиц Управления (как обоснованно указывает податель апелляционной жалобы, подпись участвовавшего в проведении проверки инспектора Петрова Д.В. в переданной представителю организации копии акта отсутствует). Впоследствии акт подписан также инспектором Петровым Д.В., что подтверждается содержанием копии акта, представленной управлением с материалами дела об административном правонарушении. Однако, более позднее подписание акта проверки одним из трех проводивших проверку должностных лиц нельзя признать нарушением процедуры проверки.
Таким образом, каких-либо нарушений при оформлении результатов проверки, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая отсутствие существенных нарушений процедуры проверочного мероприятия, полученные по его итогам доказательства следует признать надлежащими.
В соответствии со статьей 25 Закона N 150-ФЗ, правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 22 этого же Закона, требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию определяются Правительством Российской Федерации.
Такие требования установлены Правилами N 814.
В соответствии с пунктом 51 Правил N 814, субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2-7 статьи 10 Федерального закона "Об оружии", и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в документах учета оружия и патронов, формы и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 55 Правил N 814, юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Согласно пункту 168 Инструкции N 288, оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
В ходе проведенного Управлением проверочного мероприятия установлено, что заявителем осуществляется хранение огнестрельного спортивного оружия с нарезным стволом CZ-75 Shadow SP-01 N B 065854, CZ-75 Shadow-2 N B 998220, CZ-75 TS N B 737465, CZ-75 Shadow SP-01 N A 946746, доп. ствол CZ-75 Shadow SP-01 N B 522956 не в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, не имея разрешение на хранение по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, д.76.
Указанный адрес является адресом расположения стрелкового объекта (закрытый стрелковый тир) ФГАОУ ВО "ЮУрГУ", которое имеет разрешение на хранение и использование оружия от 01.12.2021 сери РФ N 0054573. Оружие передано заявителем этому юридическому лицу на основании договора безвозмездного временного хранения оружия и патронов от 23.12.2021 на период проведения тренировочных мероприятий и участия заявителя в спортивных соревнованиях по практической стрельбе (что следует из пункта 1.1 договора).
Случаи передачи оружия перечислены в пункте 15 Правил N 814, которым установлено, что оружие и патроны могут передаваться: а) в органы внутренних дел - должностными лицами государственных органов, лицами, подлежащими государственной защите, военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций, находящимися на пенсии, лицами, награжденными оружием, и гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов (на время отпуска, командировки, лечения и т.п.); а.1) в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - частными охранными организациями для хранения, проведения ремонтных работ и технического обслуживания; б) в организации, ведущие охотничье хозяйство, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов перед проведением охоты либо по ее завершении на основании записи в книгах приема и выдачи оружия, которые ведутся указанными организациями; в) в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел - для проверки технических характеристик и соответствия криминалистическим требованиям; г) в органы по сертификации, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации, в испытательные лаборатории (станции) - для проведения сертификационных испытаний; д) экспертам по культурным ценностям, уполномоченным Министерством культуры Российской Федерации, - для проведения государственной экспертизы (историко-культурной или искусствоведческой экспертизы) ввозимого в Российскую Федерацию и (или) вывозимого из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, коллекционируемого оружия, имеющего культурную ценность, а также изъятого и конфискованного оружия и патронов, в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации; е) юридическим лицам, уставами которых предусмотрено осуществление перевозки оружия и патронов, - для перевозки оружия и патронов в установленном порядке; ж) спортивным организациям, имеющим помещения для хранения оружия и патронов, оборудованные согласно требованиям, установленным настоящими Правилами (далее - помещения для хранения оружия и патронов), на стрелково-стендовых объектах, - гражданами Российской Федерации для обеспечения сохранности оружия и патронов по месту проведения тренировочных стрельб и соревнований; ж.1) в наградные фонды - для формирования наградных фондов оружия и патронов к нему; ж.2) в музеи и иные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - для коллекционирования и (или) экспонирования оружия и патронов к нему; ж.3) в спортивные организации и образовательные организации в системе одного вида спорта, связанного с использованием огнестрельного оружия, а также спортсменам - членам спортивных сборных команд Российской Федерации, членам спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации для временного использования - общероссийскими и региональными спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации по видам спорта, связанным с использованием огнестрельного оружия; ж.4) гражданам Российской Федерации, имеющим разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, а также иной документ, подтверждающий право на хранение и ношение оружия, либо при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных пунктами 2-4 и 9 части двадцатой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб; ж.5) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам на стрелковых объектах государственных военизированных организаций - спортивными и образовательными организациями государственных 6 военизированных организаций для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия, а также для получения гражданами Российской Федерации начальных знаний в области обороны, их военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы; ж.6) гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам - спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия; ж.7) сотрудникам служб авиационной безопасности для воздушной перевозки; ж.8) в органы внутренних дел - для производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом; ж.9) юридическим лицам, имеющим лицензии на производство оружия, - гражданами Российской Федерации и юридическими лицами для ремонта оружия, в том числе приведения его в рабочее состояние путем устранения неисправностей деталей или их замены, а также восстановления внешнего вида и элементов художественной отделки оружия; ж.10) юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю оружием и патронами, - гражданами Российской Федерации или юридическими лицами для комиссионной продажи принадлежащих им оружия и патронов к нему после уведомления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориального органа по месту учета данного оружия о принятом решении продать оружие и патроны к нему; ж.11) юридическим лицам, имеющим лицензии на осуществление деятельности по предоставлению работ (услуг) по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия и (или) хранение патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов, - гражданами Российской Федерации или юридическими лицами для хранения; з) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Пунктом 110 Инструкции N 288 предусмотрено, что юридические лица (спортивные организации и образовательные учреждения) и граждане Российской Федерации могут передавать имеющиеся у них на законных основаниях оружие и (или) патроны, используемые ими для занятий спортом и охоты, на ответственное хранение юридическим лицам, получившим разрешение органов внутренних дел на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Оружие и (или) патроны передаются при наличии договора об их временном хранении, заключенного владельцем оружия и (или) патронов со спортивной организацией или образовательным учреждением, после внесения соответствующих записей о модели, калибре, номере оружия и количестве, типе и калибре патронов в книгу временного хранения оружия и патронов с указанием паспортных данных представителя соответствующей организации и реквизитов разрешения, имеющегося на сдаваемое для временного хранения оружие (патроны), включая серию, номер, дату выдачи данного разрешения и наименование органа внутренних дел, его выдавшего.
Как следует из представленного заявителем договора, принадлежащее ему оружие передано им в ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" на период проведения тренировочных мероприятий и участия заявителя в спортивных соревнованиях по практической стрельбе. Это же обстоятельство подтверждено полученными Управлением объяснениями должностных лиц организации.
В материалы дела также представлены выкопировки из книги учета оружия, боеприпасов и патронов, принятых на временное хранение ФГАОУ ВО "ЮУрГУ", в которых спорное оружие отражено, равно как отражены и все необходимые сведения, поименованные в пункте 110 Инструкции N 288.
То есть, нормативно установленные требования в части оформления передачи принадлежащего заявителю спорного огнестрельного оружия на временное хранение другому юридическому лицу материалами дела подтверждено.
Также, вопреки изложенному в оспоренном постановлении выводу административного органа, получившее оружие на ответственное хранение юридическое лицо - ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" имеет разрешение на хранение огнестрельного оружия, включая спортивное оружие по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76 (разрешение от 20.09.2020 серии РХ N 0098017).
Административный орган в отзыве по делу указал на то обстоятельство, что на стрелковом объекте ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 76, каких-либо охотничьих, спортивных и иных мероприятий с участием заявителя в период с 19.01.2022 по10.03.2022 не проводилось, работники заявителя командировались для участия в соревнованиях в г. Екатеринбург, в г. Магнитогорск, а также в г. Челябинск по адресу: ул. Коммуны,98А стрелковый клуб ЧРО "Динамо".
Между тем, основания передачи огнестрельного имущества на ответственное хранение другому юридическому лицу не регламентируются Правилами N 814 и Инструкцией N 288, а потому доводы Управления в этой части не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание.
Отклоняя позицию заявителя в указанной части, суд первой инстанции отметил, что наличие договора безвозмездного временного хранения оружия и патронов не может преодолевать установленные федеральным законодательством требования. Однако, в чем именно выразилось несоответствие поведения организации нормативно установленным требованиям суд первой инстанции не указал.
Из содержания оспоренного постановления следует, что по рассматриваемому эпизоду заявителю вменено в вину именно хранение оружия по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 78 (сведений о конкретных нарушениях условий хранения оружия по указанному адресу материалы административного дела не содержат). Однако, поскольку порядок передачи оружия на ответственное хранение ФГАОУ ВО "ЮУрГУ" заявителем соблюден, оснований для признания его нарушившим нормативные требования в этой части у суда не имелось.
То есть, нарушение требований статьи 22 Закона N 150-ФЗ, пунктов 15 и 55 Правил N 814 по рассматриваемому эпизоду вменено в вину заявителю в отсутствие законных оснований. Доводы апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции принимаются.
Также заявителю вменено в вину нарушение требований статьи 25 Закона N 150-ФЗ, пункта 51 Правил N 814, пункта 163 Инструкции N 288 ввиду осуществления хранения гражданского огнестрельного спортивного оружия с нарезным стволом CZ-75 KADET N А501757 в нечистом, несмазанном виде в комнате хранения оружия по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, пер. Исторический, д. 8.
Пунктом 163 Инструкции N 288 предусмотрено, что оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов.
Проведенным Управлением проверочным мероприятием установлен факт нахождения в оружейной комнате организации на хранении гражданского огнестрельного спортивного оружия с нарезным стволом CZ-75 KADET N А501757 в нечистом, несмазанном виде, что отражено в акте проверки с приложением соответствующих фотоматериалов.
Факт указанного нарушения заявителем по существу не оспаривается.
Деяние заявителя в этой части образует событие и объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Поскольку сведений о наличии у заявителя объективных препятствий для соблюдения нормативных требований в указанной части материалы дела не содержат, информации о принятии организацией всех возможных мер для недопущения нарушения не представлено, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении правонарушения.
Таким образом, наличие состава правонарушения в настоящем случае подтверждено.
Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности не установлено.
Заявитель указывает на возможность признания допущенного правонарушения малозначительным.
Этому доводу организации судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Так, в силу статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Однако, материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного обществом правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Между тем фактические обстоятельства совершения правонарушения, степень общественной опасности правонарушения (несоблюдение нормативных требований, предъявляемых к хранению огнестрельного оружия, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), свидетельствуют о создании существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и исключают возможность признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, на что обратил внимание и суд первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции принимает также во внимание то обстоятельство, что признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, и вывод суда первой инстанции об отсутствии малозначительности в настоящем случае основан на внутреннем убеждении, не противоречит материалам дела и закону, должным образом аргументирован.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения в указанной части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Оспоренное постановление принято Управлением в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности.
Наказание назначено заявителю в пределах санкции части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, с учетом установленного отягчающего ответственность обстоятельства - повторность правонарушения (решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2022 по делу N А76-32438/2021 изменен размер административного штрафа по части 1 статьи 20.8 КоАП РФ, назначенного постановлением управления от 24.08.2021 N 74ЛРР074240821000129 за нарушение, совершенное 06.08.2021).
Установленная административным органом повторность правонарушения исключает также возможность замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и уменьшения административного штрафа до размера менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В этой связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для отмены оспоренного постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2022 по делу N А76-17942/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации Дополнительного профессионального образования "Центр специальной подготовки "Витязь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-17942/2022
Истец: АНО ДПО "Центр специальной подготовки "Витязь", АНО ДПО "ЦСП Витязь"
Ответчик: Управление Росгвардии по Челябинской области, ЦЛРР Управления Росгвардии по Челябяинской области