г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А19-1422/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Кайдаш Н.И., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2022 года по делу N А19-1422/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Рябенко Валерия Валерьевича (ОГРНИП 321385000107220031, ИНН 382104214401) к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115), Администрации г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) о признании недействительным распоряжения,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует индивидуальный предприниматель Рябенко Марина Владимировна (ОГРНИП 316385000096979, ИНН 382101531410),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Рябенко Валерия Валерьевича - Шерстеникина В.А. - представителя по доверенности от 11 февраля 2022 года,
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска - Ильина И.А. - представителя по доверенности от 09 декабря 2021 года,
от индивидуального предпринимателя Рябенко Марины Владимировны - Шерстеникина В.А. - представителя по доверенности от 23 сентября 2022 года,
от Администрации г. Иркутска - не явился, извещён,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рябенко Валерий Валерьевич (далее - заявитель, ИП Рябенко В.В. или предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска или Комитет), Администрации г. Иркутска (далее также - Администрация) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21 "О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует индивидуальный предприниматель Рябенко Марина Владимировна (далее - ИП Рябенко М.В.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2022 года заявленные требования к КУМИ г. Иркутска удовлетворены. Признано недействительным распоряжение КУМИ г. Иркутска от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21 "О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)". В удовлетворении требований к Администрации отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУМИ г. Иркутска обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель КУМИ г. Иркутска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ИП Рябенко В.В. и ИП Рябенко М.В. в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считают обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ИП Рябенко В.В. и ИП Рябенко М.В. в судебном заседании выразил своё несогласие с доводами апелляционной жалобы.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (https://kad.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителей КУМИ г. Иркутска, ИП Рябенко В.В. и ИП Рябенко М.В., проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, что распоряжением КУМИ г. Иркутска от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291.
Не согласившись с распоряжением от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21, ИП Рябенко В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Заинтересованное лицо в силу части 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий, а именно:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части 5 статьи 200 АПК РФ указано, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости Рябенко В.В. является собственником 99/100 доли, а Рябенко М.В. - 1/100 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000024:11053, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291.
В связи с поступлением 11 августа 2021 года вх. N 027-6269/21, 18 августа 2021 года вх. N 504-05- 03081/21 в адрес КУМИ г. Иркутска обращений граждан и.о. начальника управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска Мадаевой Т.Н. вынесено распоряжение от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21 "О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)" Рябенко М.В. по месту фактического осуществления деятельности: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, 291, с кадастровым номером 38:36:000024:6883, на предмет соблюдения требований предусмотренных земельным законодательством.
Распоряжением и.о. начальника управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска Мадаевой Т.Н. от 06 сентября 2021 года N 504-02/2376/21 в распоряжение КУМИ г. Иркутска от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21, в пункты 2, 6 внесены изменения в связи с изменением статуса земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:6883, а именно: снятием данного земельного участка с государственного кадастрового учета 31.08.2021 и образованием земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 путем перераспределения земельного участка 38:36:000024:6883 и земель, находящихся в государственной собственности.
На основании распоряжения КУМИ г. Иркутска от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21 в редакции распоряжения от 06 сентября 2021 года N 504-02-2376/21 главным специалистом отдела по соблюдению земельного законодательства управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска Малгатаевой М.Б., главным специалистом отдела исполнения судебных актов управления муниципального контроля КУМИ г. Иркутска Хаминок М.Е. по адресу земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 (Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская) проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства в отношении Рябенко М.В.
08 октября 2021 года КУМИ г. Иркутска составлен акт проверки N 2280/21, где отражены выявленные нарушения, а именно, нарушения статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в самовольном занятии гр. Рябенко М.В. части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:542 площадью 122 кв.м., земельного участка площадью 78 кв.м., расположенного смежно с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053.
Аналогичным образом, КУМИ г. Иркутска своим распоряжением от 26 августа 2021 года N 504-02-2281/2021 назначил внеплановую выездную проверку соблюдения земельного законодательства в отношении гр. Рябенко В.В. по месту фактического осуществления деятельности: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Байкальская, 291, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000024:6883.
В связи с изменением статуса земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:6883 распоряжением КУМИ г. Иркутска от 06 сентября 2021 года N 504-02/2381/21 отменено распоряжение от 26 августа 2021 года N 504-02-2281/21 "О проведении внеплановой выездной проверки гражданина (физического лица)".
Распоряжением от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21, оспариваемым в настоящем деле, КУМИ г. Иркутска вновь назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении Рябенко В.В. по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053 по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, д. 291.
Основанием для проведения проверки явились те же обращения граждан, по которым проводилась проверка в отношении Рябенко М.В. (от 11.08.2021 вх. N 027-6269/21, от 18.08.2021 вх. N 504-05-03081/21).
Таким образом, КУМИ г. Иркутска проведена единая проверка в целом земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, в том числе: на основании распоряжения от 26 августа 2021 годла N 504-02-2280/21 (в редакции распоряжения от 06 сентября 2021 года N 504-02-2376/21) проверка проводилась в отношении Рябенко М.В., на основании распоряжения от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21 - в отношении Рябенко В.В.
Судом первой инстанции правомерно отклонены как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным по делу, доводы ИП Рябенко В.В. о нарушении надзорным органом моратория на проведении проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2021 годаN 1520 (далее - Постановление N1520).
Материалами дела установлено, что на дату инициирования проверки Рябенко В.В. индивидуальным предпринимателем не являлся (зарегистрирован в данном качестве 08 ноября 2021 года), следовательно, на него не распространялся мораторий, установленный Постановлением N 1520.
Судом первой инстанции установлено, что ИП Рябенко М.В. в судебном порядке оспорены распоряжение от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21 о проведении внеплановой выездной проверки, действия по проведению проверки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 мая 2022 года по делу N А19-20564/2021, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 августа 2022 года, заявленные требования ИП Рябенко М.В. удовлетворены: признаны недействительными распоряжение КУМИ г. Иркутска от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21 (в редакции распоряжения от 06 сентября 2021 года N 504-02-2376/21), а также действия КУМИ г. Иркутска по проведению проверки в отношении ИП Рябенко М.В., выразившиеся в составлении акта проверки управлением муниципального контроля КУМИ г. Иркутска от 08 октября 2021 года N 2280/21.
С учетом установленных обстоятельств суд при рассмотрении дела N А19- 20564/2021 пришел к выводу о том, что КУМИ г. Иркутска нарушены требования к организации и проведению проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являющиеся в силу статьи 20 указанного закона основанием для признания недействительным результатов проверки и распоряжения от 26 августа 2021 года N 504-02-2280/21 в редакции распоряжения от 06 сентября 2021 года N 504-022376/21.
Арбитражный суд по делу N А19-20564/2021 указал, что правомерность издания оспоренного ИП Рябенко М.В. распоряжения и установленные судом обстоятельства по проведению проверки заинтересованным лицом не доказаны, ненормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из оспариваемого распоряжения следует, что проверка проведена КУМИ г. Иркутска в рамках осуществления муниципального земельного надзора в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 12 февраля 2015 года N 45-пп, Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 31 августа 2015 года N 031-06-795/5, Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в границах муниципального образования город Иркутск, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 23 мая 2012 года N 031-06-1054/12 (далее - Административный регламент), а также Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановлением Администрации от 23 мая 2012 года N 031-06-1054/12 утвержден Административный регламент.
Основаниями проведения внеплановой выездной проверки согласно пункту 2.1.2 Административного регламента являются:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания (пункт 2.1.2.1 Административного регламента) мотивированное представление должностного лица уполномоченного органа по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 2.1.2.2 Административного регламента);
приказ (распоряжение) руководителя уполномоченного органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, (пункт 2.1.2.3 Административного регламента).
Пунктом 2.1.3.3 Административного регламента установлены основания для проведения внеплановой проверки органа государственной власти, органа местного самоуправления, гражданина - поступившие в уполномоченный орган обращения и заявления юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, Иркутской области городского округа, муниципального образования город Иркутск, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.
Установленные указанными положениями основания проведения внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства носят исчерпывающий характер (пункт 2.7 Административного регламента) и, как установили суды при рассмотрении дела N А19-20564/2021, исходя из представленных обращений граждан, которые, по мнению КУМИ г. Иркутска, являлись основанием проведения проверки, данные обращениями таковыми не являлись ввиду отсутствия в них сведений о нарушении земельного законодательства, о нарушении чьих-либо имущественных прав допущенных собственниками земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:11053.
Как верно отметил суд первой инстанции, обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А19-20564/2021, имеют для настоящего спора преюдициальное значение, учитывая, что КУМИ г. Иркутска проводилась проверка в отношении одного земельного участка с кадастровым номером 38:36:000024:11053, принадлежащего Рябенко М.В. и Рябенко В.В. на праве долевой собственности, и основания для проведения проверки идентичны - обращения граждан от 11 августа 2021 года вх. N 027-6269/21, от 18 августа 2021 года вх. N 504-05-03081/21.
Незаконность проведения такой проверки в отношении Рябенко М.В. установлена вступившим в законную силу решением суда.
Таким образом, оспариваемое распоряжение КУМИ г. Иркутска от 27 октября 2021 года N 504-02-2798/21 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 сентября 2022 года по делу N А19-1422/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Кайдаш Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-1422/2022
Истец: Рябенко Валерий Валерьевич
Ответчик: Администрация города Иркутска, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска
Третье лицо: Рябенко Марина Владимировна, Шерстеникин Валерий Александрович