г. Чита |
|
07 декабря 2022 г. |
Дело N А58-7678/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д. В., Луценко О. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акватранс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2022 года по делу N А58-7678/2021 по исковому заявлению государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (ИНН 1435237430, ОГРН 1111435000819) к обществу с ограниченной ответственностью "АкваТранс" (ИНН 1415012982, ОГРН 1121415000662) о взыскании 4 101 423,60 рублей,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)",
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Акватранс" о взыскании 4 101 423,60 руб. необоснованно начисленной и предоставленной субсидии.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2022 года по делу N А58-7678/2021 взыскано с ответчика в пользу истца 4 101 423,60 руб. Взыскана с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 43 507 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2022 года по делу N А58-7678/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, акт проверки N 524/12-12/23 от 13.07.2021 не является надлежащим доказательством, поскольку не подписан лицами, проводившими проверку. Кроме того, указывает на пропуск истцом срока исковой давности.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором истец выводы суда первой инстанции поддержал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 13.09.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Ответчик заявил ходатайство об отложении судебного заседания ввиду невозможности направить представителя для участия в судебном разбирательстве в связи с тяжелым финансовым положением общества. В обоснование ходатайства представлены сведения об открытых банковских счетах в налоговом органе по состоянию на 28.11.2022, а также справка банка об остатке денежных средств на счете.
В данном случае суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку предусмотренные частью 5 статьи 158 АПК РФ основания для этого отсутствуют, суд не признавал явку представителей сторон в судебное заседание обязательной, представленные в распоряжение суда апелляционной инстанции материалы дела позволяют рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчика, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Кроме того, ходатайствуя об отложении судебного разбирательства, обществом не названо ни одной из причин для непосредственного личного участия в судебном заседании. В ходатайстве общество также не указало, о каких новых обстоятельствах оно готово заявить и дать соответствующие пояснения, или какие новые доказательства намерено представить в случае отложения судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Акватранс" в период с января 2018 года по сентябрь 2020 оказывало коммунальные услуги по водоотведению (с промежуточным вывозом автотранспортом) жилищного фонда в количестве 10 многоквартирных домов.
Между ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий", как уполномоченным учреждением по исполнению государственных функций по предоставлению и распределению субсидий организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, и ООО "Акватранс" были заключены соглашения о предоставлении субсидий: соглашение N 95-я от 16.04.2018, дополнительное соглашение N 95-я/1 от 27.06.2018, дополнительное соглашение N 95-я/2 от 23.08.2018, дополнительное соглашение N 95-я/3 от 23.08.2018, дополнительное соглашение N 95-я/4 от 20.09.2018, дополнительное соглашение N 95-яУ5 от 19.10.2018, дополнительное соглашение N 95-я/6 от 26.11.2018, дополнительное соглашение N 95-я/7 от 05.02.2019, соглашение N 53-я от 21.02.2019, дополнительное соглашение N 53-я/1 от 08.08.2019, дополнительное соглашение N 53-я/2 от 18.11.2019, дополнительное соглашение N 53-я/3 от 04.02.2020, соглашение N 86-я от 26.02.2020, дополнительное соглашение N 86-я/1 от 04.08.2020, дополнительное соглашение N 86-я/1 от 26.10.2020.
Во исполнение условий соглашений из средств государственного бюджета ООО "Акватранс" перечислено 9 073 467 руб.
Агентством проведена проверка в отношении ООО "Акватранс" на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. Период проверки 2018-2020 годы.
В результате проверки установлено расхождение по степеням благоустройства по заявленным жилым объектам ООО "Акватранс" с данными поставщика водоснабжения ГУП ЖКХ РС (Я) по 2 адресам.
Проведенной сверкой данных ООО "АкваТранс" и ГУП ЖКХ РС (Я) установлено, что объем водоснабжения меньше объема водоотведения на 17 806,19 м3. Отклонение в объемах обусловлено расхождением в количестве проживающих в жилом фонде и в степенях благоустройства жилого фонда с поставщиком водоснабжения.
На основании изложенного Агентство пришло к выводу о том, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2.4, 3.9, 5.1 Порядка 450- п ООО "Акватранс" для начисления субсидии предъявлены объемы, превышающие фактически реализованные населению, в результате чего необоснованно начисленная и предоставленная субсидия за 2018-2020 г.г. составила 4 101 423,60 руб.
По итогам проверки составлен Акт 524/12-12/23 от 13.07.2021.
ООО "Акватранс", ознакомившись с результатом проверки, представило свои возражения с письмом от 16.06.2021 исх. N 73.
Агентство, рассмотрев возражения, не приняло возражения в части расхождения по степени благоустройства.
03.08.2021 Агентство направило ООО "Акватранс" требование от 02.08.2021 N 524/07-14/б/646, в котором потребовало в течение 30 рабочих дней после получения требования добровольно возвратить сумму излишне выплаченной субсидии в размере 4 101 423,60 руб.
Отсутствие оплаты послужило основанием для обращения истца в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в том числе должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Категории лиц, имеющих право на льготные тарифы на сжиженный газ, электрическую тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение, основания для предоставления льгот и порядок возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям устанавливает Закон Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.12.2013 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.02.2016 N 58 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) определено уполномоченным органом на принятие актов, утверждающих порядок предоставления субсидий по статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я) от 26.09.2017 N 450-п утвержден Порядок предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги (далее - Порядок).
ООО "Акватранс" в 2018-2020 гг. являлось получателем субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с поставкой населению коммунальных ресурсов по льготным тарифам.
Факт перечисления истцом ответчику денежных средств подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом изложенного, неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно: приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне; данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
В соответствии с разделом 5 Порядка (в ред. от 01.06.2021) Агентство, Министерство и органы финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Министерством утверждается Порядок проведения Агентством проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Получатели субсидий несут ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий, за предоставление недостоверных данных и за недостижение значений результатов предоставления субсидий.
Как установлено судом, в отношении ответчика в 2021 году проведена плановая проверка в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов.
Проверкой охвачен период 2018-2020 гг. В указанный период ООО "Аква-Транс" предоставляло услугу вывозной канализации (ВО-ВК) в населенных пунктах Павловск и Хаптагай Мегино Кангаласского улуса РС(Я). Всего домов в обслуживании 11.
В ходе сопоставления данных поставщика водоснабжения ГУП "ЖКХ РС(Я)" и поставщика водоотведения ООО "АкваТранс", выявлены расхождения применяемых нормативов по двум адресам:
N |
Улица |
Период |
Код благоустройства |
Норматив |
Код благоустройства |
Норматив |
ООО "АкваТранс" |
ГУП ЖКХ РС(Я) |
|||||
1 |
с.Павловск, ул. Иванова 10а |
2018 2019 |
10 (ЗСО) |
9,174 |
31 |
6,084 6,610 7,266 |
2020 |
31 (ОСО) |
7,266 |
||||
2 |
с.Хаптагай, ул.Тепличная 3/1 |
2018 2019 |
10 (ЗСО) |
9,174 |
31 |
6,084 6,610 7,266 |
2020 |
31 (ОСО) |
7,266 |
При предоставлении объектом проверки некорректных данных по начислению платы льготной категории потребителей Агентство применяет для расчетов корректные данные в части тарифов, нормативов, численности потребителей в соответствии с нормативно-правовыми актами, которыми утверждены тарифы и нормативы коммунальных ресурсов (услуг), а также технической характеристикой жилого фонда и иными документами содержащими корректные данные.
Водоснабжение из открытой системы теплоснабжения (ОСО) - Горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения (ПТ, зима), горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения в межотопительный период, в виде холодной воды (ПТ,лето). То есть, это услуга, которая предоставляется в определенное время года из систем теплоснабжения.
ГУП "ЖКХ РС(Я)" предоставляет услугу ПТ, зима (код 31) только в отопительный период и ХВС за весь год.
31 код (N 1.3 по постановлению Правительства РС(Я) от 13.10.2012 N446) - канализация, ванна (водоотведение при использовании горячей воды из открытой системы отопления при наличии холодного водоснабжения)
Водоснабжение из закрытой системы теплоснабжения (ЗСО) - Горячее водоснабжение из закрытой системы теплоснабжения (ГВС) и холодное водоснабжение (ХВС). Иными словами, водоснабжение предоставляется независимо от отопительного периода круглогодично.
ООО "Аква-Транс", при предоставлении поставщиком водоснабжения услуги ПТ, зима только в отопительный период, применен при расчете услуги ВО-ВК норматив по услуге ГВС (круглогодичная услуга), тем самым объемы завышены.
10 код (N 1.10 по постановлению Правительства РС(Я) от 13 октября 2012 г. N446) - холодное и горячее водоснабжение, канализация, ванна.
В соответствии с п. 3.1.2. Порядка проведения проверок на соблюдение организациями условий предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение затрат в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 01.06.2018 г. N 223п, при проведении проверки в отношении поставщиков водоотведения осуществляется сопоставление данных поставщика водоотведения с данными поставщиками водоснабжения использованы, предоставленные в ходе проверки по запросу ГКУ РС(Я) "Агентство субсидий", фактические данные ГУП ЖКХ РС(Я).
С учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств, доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о пропуске срока исковой давности также рассмотрены и правильно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Материалами дела подтверждается, что о необоснованном получении субсидии Агентство узнало не ранее проведения проверки и составления акта N 524/12-12/13 от 13.07.2021. С иском истец обратился 26.10.2021, следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Доводы ответчика о недопустимости акта проверки как доказательства также получили надлежащую оценку.
В соответствии с пунктами 2, 3 Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 30.12.2018 N 312 "О Единой системе электронного документооборота" осуществление работы в Единой системе электронного документооборота (далее - ЕСЭД) для государственных учреждений является обязательным. Срок перехода на работу в ЕСЭД для государственных учреждений определен - до 01.07.2019.
Регламент работы в Единой системе электронного документооборота Республики Саха (Якутия) утвержден приказом Министерства инноваций цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) от 14.02.2020 N П-01-24 (далее - Регламент работы в ЕСЭД).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Регламента работы в ЕСЭД при взаимодействии Участников ЕСЭД применяется усиленная квалифицированная и простая электронная подписи.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.
Сотрудники Агентства, в том числе отдела ревизии, осуществляющие контрольные мероприятия в отношении получателей субсидий, являются пользователями ЕСЭД, то есть имеют учетную запись, содержащую персональную информацию, для авторизации в которой используются логин и пароль.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Акт проверки от 13.07.2021 N 524/12-12/23 подписан (согласован) сотрудниками отдела ревизии Агентства и подписан усиленной квалифицированной подписью руководителя Агентства в ЕСЭД, соответствует требованиям Закона об электронной подписи.
На основании установленных обстоятельств, при изложенном правовом регулировании суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июля 2022 года по делу N А58-7678/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.А.Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7678/2021
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий"
Ответчик: ООО "АкваТранс"
Третье лицо: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха Якутия"