г. Челябинск |
|
06 декабря 2022 г. |
Дело N А34-4066/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Курганские прицепы" на решение Арбитражного суда Курганской области от 27 сентября 2022 года по делу N А34-4066/2022.
В судебном заседании принимает участие представитель Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганской области - Маракуева (паспорт, доверенность от 29.03.2022 N 00ДВ-000019, диплом).
Акционерное общество "Курганские прицепы" (далее - заявитель, АО "Курганские прицепы", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - административный орган, Инспекция) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 01.03.2022 N 450122010005108 в виде административного штрафа в размере 185 087 руб. 25 коп. и признании АО "Курганские прицепы" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Курганской области от 05.05.2022 произведена замена по делу - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану заменена ее процессуальным правопреемником - Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курганской области (далее - УФНС России по Курганской области).
Решение Арбитражного суда Курганской области от 27.09.2022 (резолютивная часть решения объявлена 20.09.2022) по делу N А34-4066/2022 заявленные требования удовлетворены частично, постановление от 01.03.2022 N 450122010005108 признано неподлежащим исполнению в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 49 356 руб. 60 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "Курганские прицепы" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что директор Тупицын Александр Александрович решением Курганского городского суда от 18.05.2022 привлечен к административной ответственности, соответственно юридическое лицо ответственности не подлежало. Общество не имело законных оснований для отказа в трудоустройстве иностранного гражданина по причине отсутствия у него открытого в банке счета, поскольку законодательством установлено право, а не обязанность иностранного гражданина на его открытие, тем самым выплата из кассы общества не образует состава административного правонарушения, тогда как невыплата заработной платы предусматривает ответственность. Необоснованный отказ в приеме на работу мог быть обжалован в суде, а также мог повлечь иную ответственность для общества как работодателя. Общество не одобряло выплату заработной платы наличными денежными средствами и предпринимало все зависящие от него меры для недопущения совершения административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении имеет ошибки (опечатки), которые не исправлены и которые повлияли на законность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В дополнении к апелляционной жалобе общество ссылается на возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением, поскольку АО "Курганские прицепы" является субъектом малого и среднего предпринимательства, включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Состав указанного административного правонарушения является формальным, кроме того отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Административное правонарушение совершено АО "Курганские прицепы" впервые.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей АО "Курганские прицепы".
До начала судебного заседания от УФНС России по Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес заявителя.
В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные УФНС России по Курганской области документы приобщены к материалам дела.
Также до начала судебного заседания от АО "Курганские прицепы" поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе. Представитель УФНС России по Курганской области не возражал против рассмотрения жалобы с учетом представленных дополнений.
Расценивая указанные письменные дополнения в качестве пояснений к ранее заявленным доводам апелляционной жалобы и в отсутствие возражений УФНС России по Курганской области, суд апелляционной инстанции приобщил указанный документ к материалам дела.
Также АО "Курганские прицепы" направлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
Рассмотрев ходатайства заявителя в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений УФНС России по Курганской области апелляционный суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.
Согласно пункту 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видео-конференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
В каждой конкретной ситуации суд, исходя из обстоятельств дела и мнения лиц, участвующих в деле, самостоятельно решает вопрос об отложении дела слушанием, за исключением тех случаев, когда суд обязан отложить рассмотрение дела ввиду невозможности его рассмотрения в силу требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации носят диспозитивный характер и применяются по усмотрению суда.
Суд апелляционной инстанции считает, что невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя заявителя не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.
Позиция апеллянта изложена в апелляционной жалобе, в материалах дела имеются все необходимые доказательства для ее рассмотрения по существу, новых доказательств суду не представлено, апеллянтом не указано, какие процессуальные действия он намеревался совершить в судебном заседании, которые невозможно совершить в его отсутствие.
Также заявитель не был лишён возможности ознакомиться с доводами налогового органа, приведенными в отзыве на апелляционную жалобу, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Следует отметить, что позиция АО "Курганские прицепы" повторяет доводы, изложенные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Обязанности предоставлять письменные возражение на отзыв на апелляционную жалобу процессуальное законодательство не содержит.
Отказ в удовлетворении ходатайств о проведении судебного заседания в режиме онлайн или видеоконференц-связи не является основанием для отложения судебного разбирательства, поскольку у суда отсутствует обязанность в их удовлетворении.
Таким образом, в данном случае суд апелляционной инстанции в рамках своих полномочий считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу, отклонив ходатайство заявителя об отложении судебного заседания в целях недопущения необоснованного затягивания рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель УФНС России по Курганской области против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения АО "Курганские прицепы" валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлено, что АО Курганские прицепы" заключен трудовой договор от 19.11.2020 с гражданином Республики Казахстан, согласно которому иностранный гражданин Гордиенко Евгений Викторович принят на работу слесарем механосборочных работ, по условиям договора установлена обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату.
Согласно сведениям отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Кургану Гордиенко Е.В не имеет вида на жительство в Российской Федерации. Во исполнение обязательств по трудовому договору АО "Курганские прицепы" выплатило работнику нерезиденту заработную плату в наличной форме за период с 11.01.2021 по 01.09.2021 в общей сумме 246 783 руб., что подтверждается расходно-кассовыми ордерами.
В ходе проведения проверки соблюдения резидентом запрета на осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая требования осуществления валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации в отношении индивидуального предпринимателя, установлено нарушение положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), выразившееся в выплате заработной платы работнику нерезиденту из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте Российской Федерации в сумме 246 783 руб.
Выплата в данном случае резидентом - АО "Курганские прицепы" физическому лицу - нерезиденту (гражданину Республики Казахстан) заработной, платы в наличной валюте Российской Федерации резидентом является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Это обстоятельство явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении от 26.01.2022 N 450122010005108.
Постановлением от 01.03.2022 N 450122010005108 АО "Курганские прицепы" привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 185 087 руб. 25 коп.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО "Курганские прицепы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует нормам действующего законодательства.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до 24.07.2022) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона этого правонарушения заключается в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Валютные правоотношения носят комплексный, одновременно публично-правовой и частноправовой характер. Именно такие отношения регулируются Федеральным законом N 173-ФЗ, в статье 2 которого определены права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ нерезидентами признаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей статьи.
Согласно пунктам 6, 7 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ резидентами признаются физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Российская организация вправе выплачивать заработную плату в рублях из кассы (без использования банковских счетов) работнику-иностранцу, постоянно проживающему в России на основании вида на жительство, поскольку в данном случае такая операция не является валютной (подпункт "б" пункт 6 часть 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией (подпункт "а" пункт 7, пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ, абзац 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ)).
В рассматриваемой ситуации привлеченный обществом работник является иностранными гражданами и не имеют вида на жительство на территории Российской Федерации (что установлено административным органом и заявителем не оспаривается), то есть является нерезидентом (документы, подтверждающие наличие вида на жительство заявителем не представлены). При этом заявителем осуществлялась выплата указанному лицу заработной платы в сумме 246 783 руб. наличными денежными средствами.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявитель, являясь резидентом, совершал операции по выдаче (отчуждению) в пользу физического лица - нерезидента валюты Российской Федерации в виде банкнот Банка России.
В этой связи административный орган пришел к правильному выводу о том, что АО "Курганские прицепы" совершило валютные операции, так как под валютной операцией понимается, в частности, отчуждение резиденту в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона N 173-ФЗ).
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которой расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
В частности, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Установленные частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Требование валютного законодательства о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами - резидентами физическим лицам - нерезидентам заработной платы, не противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации.
Факт нарушения указанного нормативного требования заявителем подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, из которых следует, что АО "Курганские прицепы" произвело выплату заработной платы работнику - нерезиденту, не имеющему вида на жительство в Российской Федерации) наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации из кассы в сумме 246 783 руб. Это обстоятельство не оспаривается и подателем апелляционной жалобы.
Нарушение выявлено в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства в порядке, установленном Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным приказом Минфина России от 04.10.2011 N 123н.
В этой связи представленные административным органом в материалы судебного дела доказательства следует признать полученными в рамках законной процедуры.
Следовательно, в действиях заявителя имеется событие, объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина привлекаемого лица, в силу требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должна быть установлена и доказана административным органом при вынесении постановления.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения требования обществом возложенной на него обязанности, а также доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, материалы дела не содержат, следует признать подтвержденной вину заявителя в совершении вмененного ему правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что АО "Курганские прицепы" предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований валютного законодательства, не принимаются судебной коллегией, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение названного обществом не представлено.
Кроме того, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что у заявителя не имелось объективной возможности исполнить требования Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку трудовое законодательство не содержит положений, позволяющих отказать иностранному гражданину в трудоустройстве по причине отсутствия у него счета в банке, от работников-нерезидентов поступили заявления об отсутствии у них открытых счетов в российских банках и выплате заработной платы в наличной форме.
Апелляционный суд обращает внимание, что возможность осуществить такую валютную операцию, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена безусловно.
Также согласно объяснениям, изложенным в Письме Федеральной налоговой службы от 29.08.2016 N ЗН-4-17/15799, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме.
Таким образом, наличие в действиях АО "Курганские прицепы" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждено.
Привлечение к ответственности состоялось в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности инспекцией не допущено.
Доводы общества о том, что в протоколе и в постановлении инспекцией допущены ошибки, которые не были исправлены, отклоняются.
Из материалов дела следует, что в протоколе об административном правонарушении допущена опечатка в указании ИНН общества: вместо номера 4501083781 указан номер 45010837818 (лишняя цифра "8" в конце). Между тем данная опечатка не привела к неправильному определению субъекта административной ответственности или иным ошибочным, незаконным выводам.
Суд первой инстанции не нашел оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным. Оснований для переоценки этого вывода суда первой инстанции не имеется.
Так, согласно статье 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Однако материалы дела не содержат доказательств, указывающих на исключительный характер допущенного обществом правонарушения.
Указание подателя жалобы на то, что административным органом при назначении наказания не учтены требования статьи 26.1 КоАП РФ, в частности не учтены смягчающие обстоятельства и то, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, на момент совершения правонарушения общество было привлечено к административной ответственности, что подтверждается постановлениями по делу об административном правонарушении, в том числе от 01.07.2021 N 1881014521070144040.
Оснований для признания допущенного заявителем правонарушения не создающим существенной угрозы общественным отношениям в сфере валютного регулирования, в условиях осуществления многочисленных валютных операций, минуя счет в уполномоченном банке, у суда не имеется.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, и вывод суда первой инстанции об отсутствии малозначительности в настоящем случае основан на внутреннем убеждении, не противоречит материалам дела и закону.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1). При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (часть 3.3).
В рассматриваемой ситуации административное наказание назначено в размере, соответствующем минимальному размеру санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оснований для уменьшения размера штрафа ни административный орган, ни суд первой инстанции не усмотрели, поскольку размер примененного административного штрафа составил менее ста тысяч рублей. Оснований для учета в целях применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ административных штрафов, назначенных обществу за совершение иных правонарушений не имеется.
Возможность замены административного штрафа предупреждением в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом первой инстанции также оценена и правомерно исключена.
Так, в силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства АО "Курганские прицепы" включено в реестр 10.07.2022 является субъектом малого предпринимательства - "среднее предприятие".
Кроме того, установлено, что директор общества Тупицын А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Применительно к рассматриваемой ситуации возможность применения указанных норм и замены штрафа на предупреждение исключена ввиду отсутствия признака первичности совершения правонарушения (как указано выше, заявителем ранее уже совершались аналогичные правонарушения).
С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о законности и обоснованности оспоренного постановления, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
В то же время, как верно установил суд первой инстанции, Федеральным законом от 13.07.2022 N 235-ФЗ, введенным в действие с 24.07.2022, в часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ внесены изменения в части размера административного наказания.
В частности, предусмотрено, что указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, а на должностных лиц - от 20 до 40 процентов суммы незаконной валютной операции либо суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, но не более тридцати тысяч рублей.
Из системного толкования части 2 статьи 1.7, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 КоАП РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", следует, что после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное правонарушение, иным образом улучшающее положение лица, привлеченного к административной ответственности, неисполненное (полностью или в части) к моменту вступления в силу такого закона постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит.
При этом положения пункта 2 статьи 31.7 КоАП РФ возлагают на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении административного наказания, обязанность совершить соответствующие действия по прекращению исполнения этого постановления независимо от обращения лица, привлеченного к административной ответственности, с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что исполнение оспариваемого постановления в части размера штрафа, превышающего 49 356 руб. 60 коп. (что составляет 20 процентов суммы незаконной валютной операции) является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились и не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27 сентября 2022 года по делу N А34-4066/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Курганские прицепы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4066/2022
Истец: АО "Курганские прицепы"
Ответчик: Инспекция Федеральой Налоговой службы по городу Кургану
Третье лицо: УФНС России по Курганской области