город Томск |
|
08 декабря 2022 г. |
Дело N А45-21382/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (N 07АП-9806/2022) на решение от 23.09.2022 (резолютивная часть, полный текст от 29.09.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21382/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Рубекина И.А.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (630007, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Серебренниковская, дом 19/1, ОГРН 1025402470389, ИНН 5406103101) к обществу с ограниченной ответственностью "ТРАНСМАШ НК" (630108, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Широкая, дом 1А, офис 315А, ОГРН: 1195476090028, ИНН: 5404097822) о взыскании финансовых санкций в размере 3 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года, декабрь 2021 года.
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о взыскании с акционерному обществу "ТРАНСМАШ НК" (далее - Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года, декабрь 2021 года в размере 3 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 23.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф в размере 1 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М (исходная) за октябрь 2021 года, декабрь 2021 года. В остальной части требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 571 рубля.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 29.09.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года по форме СЗВ-М (дополняющие) и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на пункт 2.2 статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, Приказ Минтруда России от 14.06.2018 N 385н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н", указывает на то, что Обществом за пределами установленного законом срока представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющие) за отчетные периоды декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года еще на 1 застрахованное лицо, сведения о котором ранее не представлялись; страхователь не исправил свои ошибки и не уточнил сведения, представленные ранее, а представил новые сведения за пределами сроков, установленных законом.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в оспариваемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Кемеровской области в пределах доводов апелляционной жалобы Пенсионного фонда.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене в оспариваемой части по следующим основаниям.
Из заявления Пенсионного фонда следует, что Общество посредством почтового отправления направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года, указанные сведения приняты Пенсионным фондом.
18.05.2020 Обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года на 1 застрахованное лицо.
Пенсионный фонд по результатам проведенной проверки, полагая нарушенным срок предоставления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года, составил акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.05.2020 N 064S18200014567 (за декабрь 2019 года), от 19.05.2020 N 064S18200014570 (за январь 2020 года), от 19.05.2020 N 064S18200014568 (за февраль 2020 года), от 19.05.2020 N 064S18200014572 (за март 2020 года), от 19.05.2020 N 064S18200014571 (за апрель 2020 года).
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверки, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 29.06.2020 N 064S19200018326 (за декабрь 2019 года), от 29.06.2020 N 064S19200018328 (за январь 2020 года), от 29.06.2020 N 064S19200018327 (за февраль 2020 года), от 29.06.2020 N 064S19200018330 (за март 2020 года), от 29.06.2020 N 064S19200018329 (за апрель 2020 года) в виде штрафа в общем размере 2 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 29.07.2020 N 064S01200017768 (за декабрь 2019 года), от 29.07.2020 N 064S01200017770 (за январь 2020 года), от 29.07.2020 N 064S01200017769 (за февраль 2020 года), от 29.07.2020 N 064S01200017772 (за март 2020 года), от 29.07.2020 N 064S01200017771 (за апрель 2020 года) об уплате финансовых санкций до 18.08.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в общем размере 2500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющие формы СЗВ-М, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М "дополняющая" за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года в отношении 1 застрахованного лица.
Пенсионным фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года в установленный законом срок.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за указанные периоды (декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года), являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций в общем размере 2500 рублей за декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом за пределами установленного законом срока представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющие) за отчетные периоды декабрь 2019 года, январь, февраль, март, апрель 2020 года еще на 1 застрахованное лицо, сведения о котором ранее не представлялись; страхователь не исправил свои ошибки и не уточнил сведения, представленные ранее, а представил новые сведения за пределами сроков, установленных законом, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В связи с изложенным, оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.09.2022 (резолютивная часть, полный текст от 29.09.2022) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21382/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21382/2022
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ТРАНСМАШ НК"