г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2022 г. |
Дело N А26-5643/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34557/2022) ф/у Савлучинского А.В. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.09.2022 по делу N А26-5643/2022 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ф/у Савлучинского А.В.
к Прокурору Республики Карелия (Прокуратура Республики Карелия)
3-е лицо: руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Кравченко Инна Васильевна
об отмене определения
УСТАНОВИЛ:
финансовый управляющий Савлучинский Александр Викторович, член Некоммерческого партнерства - Союз Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих "Альянс управляющих" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к прокурору Республики Карелия (далее - ответчик, Прокурор) об отмене определения от 13.07.2022 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Кравченко Инна Викторовна.
Решением суда от 26.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отменить определение Прокурора. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не принято во внимание, что финансовый управляющий действовал в рамках статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", наделяющей его правом запрашивать сведения о должнике у государственных органов, в том числе составляющих налоговую тайну.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2022 по делу N А26-2549/2022 Черемовский Андрей Сергеевич признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден Савлучинский Александр Викторович.
02.06.2022 финансовый управляющий Савлучинский А.В. направил в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия запрос, в котором истребовал в отношении должника (Черемовского А.С.) за период с 11.04.2019 по настоящее время следующие сведения:
1. об открытых и закрытых счетах должника в кредитных организациях в рублях и иностранной валюте;
2. о налоговых обязательствах, страховых взносах, пенях, штрафах, процентах (справка о состоянии расчетов КНД 1160080 на дату ее формирования);
3. справки по форме 2-НДФЛ в отношении должника, представленные всеми налоговыми агентами (при наличии).
Письмом N 33-18/15461@ от 07.06.2022 налоговый орган отказал финансовому управляющему в предоставлении истребуемой информации, ссылаясь на статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации, указав на невозможность предоставления истребуемых сведений в связи с тем, что истребуемые сведения и документы содержат информацию, составляющую налоговую тайну физического лица. Финансовый управляющий Савлучинский А.В.
09.06.2022 направил в Прокуратуру Республики Карелия заявление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением заместителя прокурора Республики Карелии от 13.07.2022 финансовому управляющему отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Кравченко И.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Полагая, что указанное определение является незаконным и нарушает права заявителя, финансовый управляющий Савлучинский А.В. обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого определения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Перечень информации, которую финансовый управляющий имеет право получать от граждан, юридических лиц, от органов государственной власти, органов местного самоуправления определен в статьях 20.3 и 213.9 Закона о несостоятельности (банкротстве) и является исчерпывающим.
При этом указание на возможность финансового управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну, в законе отсутствует.
В силу пункта 10 статьи 213.9 Закона о несостоятельности (банкротстве) сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, а согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранения.
Согласно пункту 1 статьи 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.
К сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне, относятся:
1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статье 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается.
Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Правомерно отклонен судом довод финансового управляющего о том, что инспекция неправомерно отказала в предоставлении сведений, поскольку управляющий действовал в рамках статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве), наделяющей его правом запрашивать сведения о должнике у государственных органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152 -ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положении, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно статье 7 Закона N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 6 закона N 152-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.
Как следует из материалов дела, истребуемые финансовым управляющим сведения содержат данные, относящиеся к персональным данным физических лиц, в том числе сведения о доходах Карелиной Л.П.
Запрос финансового управляющего в силу статьи 6 Закона N 152-ФЗ не относится к числу случаев, допускающих обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Из содержания пункта 1 статьи 102 НК РФ следует, что сведения о доходах и удержанных суммах налогов физического лица, о счетах в кредитных организациях, о налоговых обязательствах не относятся к перечню сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне.
Как правильно указал суд первой инстанции, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, управляющему по его письменному запросу.
В пункте 1 статьи 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) отсутствует указание на возможность управляющего истребовать сведения, составляющие налоговую тайну.
Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
Как разъяснено в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", в силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о несостоятельности (банкротстве) гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о несостоятельности (банкротстве)).
Данное ходатайство предъявляется финансовым управляющим и рассматривается судом по правилам статьи 66 АПК РФ, по результатам его рассмотрения суд может выдать финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
Таким образом, сведения о доходах физического лица являются налоговой тайной, которая в силу положений пункта 2 статьи 102 НК РФ не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Поскольку запрошенные финансовым управляющим сведения в отношении физического лица являются налоговой тайной, и в силу положений статей 102 НК РФ, 20.3 Закона о несостоятельности (банкротстве) не могут быть предоставлены по письменному запросу управляющего, налоговый орган обоснованно отказал финансовому управляющему в предоставлении соответствующей информации, в связи с чем в действиях руководителя УФНС по РК Кравченко И.В. отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах Прокуратура Республики Карелия обоснованно отказала в возбуждении дела об административном правонарушении.
Вышеназванные выводы суда согласуются с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.01.2020 N 302-ЭС19-24500.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26 сентября 2022 года по делу N А26-5643/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу финансового управляющего Савлучинского Александра Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5643/2022
Истец: Финансовый управляющий Савлучинский Александр Викторович
Ответчик: Прокурор Республики Карелия (Прокуратура Республики Карелия)
Третье лицо: руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Кравченко Инна Васильевна