г. Чита |
|
12 декабря 2022 г. |
Дело N А10-7998/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Луценко О. А., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Чукреева Андрея Альбертовича (ОГРНИП 316032700068985, ИНН 032300664502) к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500, ИНН 0326501651) о признании недействительным решения N 15/21 от 01.10.2021 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия выплатить заявителю субсидию в размере 6 396 рублей, о взыскании 15 000 рублей -судебных расходов на оплату юридических услуг, о взыскании 300 рублей - судебных расходов на оплату государственной пошлины
при участии в судебном заседании:
от Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия: Данзанова С.Н.- представитель по доверенности от 22.12.2021, представлен диплом о наличии высшего юридического образования,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Чукреев Андрей Альбертович (далее - заявитель, ИП Чукреев А.А., предприниматель) обратился в арбитражный суд с уточненным заявлением к Министерству промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия (далее - ответчик, Минпромторг РБ, министерство) о признании недействительным решения N 15/21 от 01.10.2021 об отказе в предоставлении субсидии, об обязании Министерства промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия выплатить заявителю субсидию в размере 6 396 рублей, о взыскании 15 000 рублей - судебных расходов на оплату юридических услуг, о взыскании 300 рублей - судебных расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Чукреев Андрей Альбертович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, действующим порядком, не предусмотрено первоначальное заполнение согласия на бумажном носителе, для его последующего преобразования из ранее составленного документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России. Полагает, что требование о предоставлении в Министерство вместо письменного согласия в виде распечатанного содержимого XML - файла с квитанцией ФНС о приеме указанного документа, согласия как документа формате pdf является неправомерным в связи с тем, что данный документ представляет собой не копию согласия направленного в электронном виде в налоговый орган по ТКС в установленном формате, а является визуальный образом документа по форме Приложения 1 к Приказу, представление которого не предусмотрено Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 года N 333.
В материалы дела поступил письменный отзыв, в котором заинтересованное лицо выводы суда первой инстанции поддержало, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.10.2022.
Заявитель представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Представитель министерства в судебном заседании, возражая доводам апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20 сентября 2021 года в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 года N 333 ИП Чукреевым А.А. подана заявка на получении субсидии из республиканского бюджета как индивидуальному предпринимателю, ведущему деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы в Центр "Мой бизнес" в бумажном виде.
19 октября 2021 года ИП Чукреевым А.А. по электронной почте получено уведомление Минпромторга РБ (N 12-07-01-06-И3961/21 от 07.10.2021) об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат по оплате заработной платы работникам по следующим основаниям: представленные документы не соответствуют требованиям Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.07.2021 N 333, а именно: нет согласия в налоговую.
01 октября 2021 года и.о министра промышлености, торговли и инвестиций Республики Бурятия принято решение N 15/21, в том числе об отказе в предоставлении государственной поддержки ИП Чукрееву А.А.
ИП Чукреев А.А., не согласившись с решением в части отказа в предоставлении ему субсидии N 15/21 от 01.10.2021, обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии счастью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания оспариваемого акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 2 июля 2021 года N 333 утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, на возмещение затрат по оплате заработной платы работникам (далее - Порядок N 333).
Порядок N 333 устанавливает цели, порядок и условия предоставления в 2021 году из республиканского бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения экономической ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Бурятия (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия) и деятельность которых ограничена указом Главы Республики Бурятия от 13.03.2020 N 37 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019)", указом Главы Республики Бурятия от 24.06.2021 N 183 "О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019)" (пункт 1.1 Порядка N 333).
Согласно пункту 1.3 Порядка N 333 в целях настоящего Порядка получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июня 2021 г.
Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет предоставление субсидий в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в текущем финансовом году на цели, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (пункт 1.4 Порядка N 333).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка N 333 требованиями для предоставления субсидии, которым должен соответствовать заявитель на 1 июня 2021 года, являются:
1) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2021 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка;
3) заявители - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность участника отбора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а участники отбора - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
4) не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.
Пунктом 2.4 Порядка N 333 предусмотрено, что для получения субсидий заявитель направляет в Центр "Мой бизнес" не позднее 15 октября 2021 г. следующие документы:
1) заявку по форме согласно приложению (далее - заявка);
2) заверенную руководителем организации копию документа о назначении руководителя юридического лица; заверенную руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность руководителя или индивидуального предпринимателя;
3) утратил силу. - Постановление Правительства РБ от 13.07.2021 N 366;
4) сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15.04.2021 N 103п, подписанные руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и главным бухгалтером (при наличии), с оттиском печати заявителя (при наличии), с отметкой о принятии Пенсионного фонда Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, по состоянию на 1 июня 2021 г.;
5) для юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, - копии списков (реестров) о зачислении заработной платы на счета работников, осуществляющих трудовую деятельность за месяцы, в которые были установлены ограничения, установленные пунктом 1.2 Порядка, регламентированные положениями Банка России, заверенные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным в установленном порядке лицом и главным бухгалтером (при наличии), с оттиском печати заявителя (при наличии) либо иные кассовые документы, подтверждающие выплату заработной платы работникам, осуществляющим трудовую деятельность за месяцы, в которые были установлены ограничения, установленные пунктом 1.2 настоящего Порядка, оформленные в соответствии с указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства";
6) копии письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@;
7) описи входящих в состав заявки документов.
Как указано в пункте 2.5 Порядка N 333 документы представляются в Центр "Мой бизнес" в бумажном виде, прошитыми, скрепленными печатью (при наличии) и (или) подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, с описью документов. Поданные документы не возвращаются.
Документы могут быть направлены в адрес Центра "Мой бизнес" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручены через законного представителя под расписку уполномоченному представителю Центра "Мой бизнес".
Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью, выданной авторизованным удостоверяющим центром, могут быть направлены через личный кабинет предпринимателя на едином информационном портале "Работающая Бурятия".
Центр "Мой бизнес" принимает и регистрирует заявку в день поступления в Центр "Мой бизнес" в Журнале регистраций и на следующий день направляет на рассмотрение Комиссии при Министерстве промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства о предоставлении государственной поддержки (далее - Комиссия).
Состав, функции и порядок работы Комиссии утверждаются приказами Министерства.
Комиссия в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем подачи заявки, рассматривает заявки субъектов малого и среднего предпринимательства и по результатам рассмотрения составляет мотивированное заключение, которое носит рекомендательный характер.
В течение 5 календарных дней с даты составления заключения Комиссия направляет указанное выше заключение министру либо лицу, его замещающему, для принятия решения о предоставлении государственной поддержки либо об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается в течение 5 календарных дней министром, либо лицом, его замещающим (пункт 2.7 Порядка N 333).
Пунктом 2.8 Порядка N 333 предусмотрено, что Министерство в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет заявителю письменное уведомление по адресу электронной почты, указанному в заявке.
Уведомление должно содержать следующую информацию:
- в случае предоставления субсидии - дату и место заключения соглашения о предоставлении субсидии;
- в случае отказа в ее предоставлении - основания для отказа.
В соответствии с пунктом 2.9 Порядка N 333 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие представленных заявителем документов требованиям и условиям, определенным пунктом 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;
- установление факта недостоверности, представленной заявителем информации;
- несоответствие заявителя категории лиц, установленной пунктами 1.1, 1.5 настоящего Порядка, несоответствие заявителя условиям и требованиям, установленными пунктами 2.1, 2.2 настоящего Порядка;
- использование в полном объеме бюджетных ассигнований, выделенных в текущем финансовом году;
- заявка подана по истечении срока, установленного пунктом 2.4 настоящего Порядка.
Приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. N ММВ-7-17/615@ "Об утверждении формы, формата согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, порядка заполнения формы, а также порядка его представления в налоговые органы" утверждены форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение N 1 к приказу), формат представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными в электронной форме (приложение N 2 к приказу), порядок заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными согласно (приложение N 3 к приказу).
Согласно пункту 2 Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными форма Согласия заполняется рукописным способом чернилами черного, фиолетового или синего цвета либо с использованием соответствующего программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Согласия вывод двумерного штрих-кода, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика в электронной форме.
Все поля Согласия подлежат обязательному заполнению, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком. Каждому показателю соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест (пункт 3).
Для указания даты используются последовательно три поля: день (поле из двух ячеек), месяц (поле из двух ячеек) и год (поле из четырех ячеек), разделенные знаком "." (точка) (пункт 4).
Не допускается двусторонняя печать Согласия на бумажном носителе и скрепление листов Согласия, приводящее к порче бумажного носителя, а также исправление ошибок с помощью корректирующего и иного аналогичного средства (пункт 5).
После заполнения Согласия налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле "Стр." Порядковый номер страницы указывается в определенном для нумерации поле слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа, например, для первой страницы - "001", для двенадцатой - "012" (пункт 10).
Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. N ЕД-7-2/448@ "Об утверждении порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" утвержден Порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, согласно приложению к настоящему приказу (далее Порядок направления и получения документов).
В соответствии с пунктом 1 Порядка направления и получения документов указанный Порядок определяет общие положения организации электронного взаимодействия по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - УКЭП):
1) при направлении и получении в электронной форме документов, предусмотренных:
Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
уведомления, указанного в пункте 10 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 2, ст. 188; 2020, N 17, ст. 2769);
2) при представлении в налоговые органы документов:
по требованиям налоговых органов;
указанных в пунктах 2.1, 2.2, 3.2, 7 статьи 23, пункте 6 статьи 24.2, пункте 4 статьи 25.14, подпункте 11 пункта 1 статьи 32, пункте 5.1 статьи 84, подпункте 1 пункта 1 статьи 102, пункте 2 статьи 105.16, пункте 4 статьи 105.16-2, пункте 4 статьи 105.16-3, пункте 3.10, 16 статьи 165, пункте 3 статьи 187.1, пункте 11 статьи 198, подпункте 3 пункта 11, подпункте 2 пункта 13, подпункте 1 пункта 14, подпункте 3 пункта 15, подпункте 3 пункта 20, подпункте 3 пункта 21, подпункте 3 пункта 25, подпункте 5 пункта 28 статьи 201, пункте 15 статьи 226.1, пункте 1.1 статьи 346.51, пункте 3 статьи 361.1, пунктах 3.1, 3.4 статьи 362, пунктах 5, 6 статьи 363, статье 366, пунктах 4.1, 8 статьи 382, пункте 10 статьи 396, пункте 5 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Документы, указанные в настоящем пункте, а также прилагаемые к ним документы далее в настоящем Порядке именуются Документами.
Направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи допускается при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63- ФЗ "Об электронной подписи" (пункт 6 Порядка). Документ налогового органа в электронной форме составляется по формату, утвержденному ФНС России (пункт 11 Порядка).
Документ плательщика составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо формируется путем преобразования из ранее составленного Документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России (пункт 12 Порядка).
Отправитель формирует Документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота. При этом отправитель фиксирует дату отправки такого документа (пункт 13 Порядка).
Оператор электронного документооборота, получив Документ в электронной форме, в течение одного часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня - подтверждение даты отправки электронного документа (пункт 14 Порядка).
Отправитель, получив подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота извещение о получении электронного документа.
Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем Документа в электронной форме направляет получателю Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, подписанное УКЭП оператора электронного документооборота.
Получатель, получив Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота два соответствующих извещения о получении электронного документа (пункт 15 Порядка).
При получении Документа в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме электронного документа, подписывает ее УКЭП и направляет ее оператору электронного документооборота.
Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем (пункт 16 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для отказа в предоставлении субсидии ИП Чукрееву А.А. явилось несоответствие представленных заявителем документов требованиям и условиям, определенным пунктом 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов, а именно не представлена копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.
Согласно позиции заявителя, изложенной также в апелляционной жалобе, в составе заявки представлена копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, а именно - документ в формате XML-файла (пункт 3 описи) (л.д. 96), а также представлена квитанция о приеме от МРИ ФНС N 1 по Республике Бурятия в электронном виде документа "Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (КНД 1110058) (пункт 4 описи) (л.д. 97).
Отклоняя указанные доводы заявителя, апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что ИП Чукреев А.А. не исполнил требования, установленные пунктом 2.4 Порядка N 333, а именно не представил копию письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7- 17/615@.
Так, из представленного документа в формате XML-файла невозможно установить, что указанный документ является именно согласием на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленного в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@. Форма "Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными" установлена приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. N ММВ-7-17/615@ в приложении N 1.
Доводы апелляционной жалобы о том, что существует только электронный вид подачи Согласия в налоговый орган подлежит отклонению, поскольку как уже было ранее указано, Приложением N 2 Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) предусмотрено два способа заполнения Формы согласия: рукописный способ (бумажный вид) либо с использованием программного обеспечения, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика (электронный вид).
Заполненной формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, по форме, предусмотренной приказом Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2016 г. N ММВ-7-17/615@, ИП Чукреев А.А. в составе заявки не представил.
Довод заявителя о том, что в Минпромторг РБ представлена форма заявления в виде документа в формате XML-файла в том виде, как было представлено в налоговый орган в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. N ЕД-7- 2/448@, также проверен судом первой инстанции и отклонен как основанный на неверном толковании закона.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июля 2020 г. N ЕД-7-2/448@ утвержден порядок направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, который предусматривает формат передачи документов налоговыми органами, операторами электронного документооборота, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами, их представителями в электронном виде с применением квалифицированной электронной подписи.
При этом приказ от 16 июля 2020 г. N ЕД-7- 2/448@ четко определяет, что документ плательщика составляется в электронной форме по формату, утвержденному ФНС России, либо формируется путем преобразования из ранее составленного документа на бумажном носителе в электронную форму путем сканирования с сохранением его реквизитов по формату, утвержденному ФНС России.
Саму форму согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, определяет приказ ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@ в приложении N 1.
Кроме того, из анализа Порядка заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными следует, что форма согласия заполняется рукописным способом либо с использованием соответствующего программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании согласия вывод двумерного штрих-кода, либо через сервис Личный кабинет налогоплательщика в электронной форме, все поля согласия подлежат обязательному заполнению, также необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц.
Из указанного следует вывод, что согласие представляет собой документ, установленной формы, имеющей определенный требования к заполнению.
Таким образом, представленный в составе заявки документ в формате XML-файла не соответствует форме и требованиям, установленным приказом ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.
Кроме того, апелляционный суд соглашается с доводами Министерства, что представленный заявителем в пакете заявки визуальный образ документа - XML-файла не содержит визуализацию электронной подписи, отсутствует фраза "Документ подписан электронной подписью", номер сертификата ключа электронной подписи, фамилия, имя, отчество владельца сертификата, срок действия сертификата ключа электронной подписи, что подтверждает ошибочность доводов заявителя относительно того, что данный документ является копией электронного документа - Согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, которое при выводе его на печать или преобразование на бумажный носитель имеет отметку об электронной подписи.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, из представленной ИП Чукреевым А.А. квитанции о приеме от МРИ ФНС N 1 по Республике Бурятия в электронном виде документа, согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными не представляется возможным оценить, что представлена именно копия письменного согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, направленная в налоговый орган в соответствии с требованиями приказа ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@.
Довод ИП Чукреева А.А. о том, что согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными подано в налоговый орган через сервис "Сфера" также рассмотрен и отклонен судом первой инстанции, поскольку указанный сервис предусматривает возможность сохранения файла (исходного документа) в том числе в PDFформате (глава 6.6 пункт 3 руководства).
Также заявитель в ходе судебного разбирательства пояснял, что не воспользовался возможностью заполнения формы согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными и отправки ее в личном кабинете на сайте ФНС России, поскольку такой способ является финансово нецелесообразным.
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционный суд полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что решение Минпромторга РБ N 15/21 от 01.10.2021 соответствует нормам закона и не нарушает права и законные интересы ИП Чукреева А.А. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а потому требования заявителя обоснованно признаны не подлежащими удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 августа 2022 года по делу N А10-7998/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
О.А.Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7998/2021
Истец: Чукреев Андрей Альбертович
Ответчик: Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Бурятия