г. Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-213804/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2023 по делу N А40-213804/23
по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Москве
Третьи лица: 1) ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, 2) МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о признании незаконным изложенный в уведомлении от 11.09.2023 отказ
при участии:
от заявителя: |
Гамарц Н.М. по доверенности от 01.03.2023; |
от заинтересованного лица: |
Карпов А.Д. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА" (далее - заявитель, университет, ) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ о признании незаконным решения от 11.09.2023 N КУВД001/2023-21741582/5 об отказе в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимого имущества - здания абонентской части ТП 2312 площадью 19,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лиственничная аллея, влд. 4.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2023 заявленные требования, удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве третьих лиц в деле участвуют территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, представители которых в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От заявителя по делу поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представители заявителя и Управления в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 156, 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в 1990 году Тимирязевской сельскохозяйственной академией, переименованной в дальнейшем в ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - Университет), был построен и введен в эксплуатацию объект недвижимого имущества - здание абонентской части ТП 2312 площадью 19,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лиственничная аллея, влд. 4. Здание абонентской части ТП 2312 находится на принадлежащем Университету на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН N 77-01/05-49/2003- 188 от 01.04.2003) земельном участке с кадастровым номером 77:09:0003005:15 общей площадью 1 065 200 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, влад. 52, вид разрешенного использования - для использования территории под эксплуатацию комплекса учебно-лабораторных зданий и сооружений академии в целях проведения научной, учебной, научно-исследовательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с Уставом.
Согласно выписке из РФИ N 93464/1, здание абонентской части ТП 2312 учтено в составе федерального имущества за реестровым номером В12770109645 от 14.10.2022, правообладателем (балансодержателем) объекта указан Университет.
Объект учтен Университетом в составе нефинансовых активов (инвентарная карточка N 180060 от 15.04.2022).
С момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени здание абонентской части ТП 2312 непрерывно используется Университетом в хозяйственной деятельности, из фактического владения и пользования Университета здание абонентской части ТП 2312 никогда не выбывало, Университет несет бремя содержания объекта.
Для закрепления объекта за Университетом на праве оперативного управления в установленном законом порядке после его постановки на государственный кадастровый учет и осуществления государственной регистрации права федеральной собственности 24.05.2023 ТУ Росимущества в г. Москве выдало сотрудникам Университета доверенность N 77-15/14107 на представление интересов управления в регистрирующем органе по вопросам совершения регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, в т.ч. спорного объекта.
После подготовки необходимого комплекта документов 25.05.2023 ТУ Росимущества в г. Москве в лице сотрудника Университета Полеевой Е.А. обратилось в регистрирующий орган с заявлением N MFC-0558/2023-791101 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права федеральной собственности.
К указанному заявлению представлены подготовленный кадастровым инженером Мисником С.В. технический план на здание от 25.05.2023, выписка из РФИ и доверенность представителя ТУ Росимущества в г. Москве.
Уведомлением от 14.06.2023 N КУВД-001/2023-21741582/1 проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации права приостановлено в связи с наличием в техническом плане на здание недостатков.
16.08.2023 кадастровым инженером Мисником С.В. с учетом указанных в уведомлении от 14.06.2023 N КУВД-001/2023-21741582/1 замечаний был подготовлен технический план на здание, который 24.08.2023 был сдан ТУ Росимущества в г. Москве в регистрирующий орган вместе с заявлением N MFC0558/2023-126914-1 о приеме дополнительных документов.
Уведомлением от 28.08.2023 N КУВД-001/2023-21741582/3 регистрирующий орган указал на неустранение причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Уведомлением от 11.09.2023 N КУВД-001/2023-21741582/5 в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права управлением Росреестра по г. Москве было отказано.
Посчитав отказ Управления Росреестра по г. Москве в проведении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества площадью 19,3 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лиственничная аллея, влд. 4, незаконным, заявитель обратился в суд.
В обосновании принятого решения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве пояснило суду первой инстанции, что представленный технический план не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
Представленная в материалы учетно-регистрационного дела Выписка из реестра федерального имущества подписана ненадлежащим лицом.
В представленной Выписке из реестра федерального имущества неверно заполнен раздел "Документ-основание возникновения права собственности РФ" (не указан номер решения Арбитражного суда).
Таким образом, по мнению Управления Росреестра по г. Москве указанные обстоятельства препятствуют осуществлению заявленных действий, в виду чего 06.06.2023 на основании положений п. 5, 7, 9 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости Управлением было принято решение о приостановлении заявленных действий.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в публично-правовую компанию, указанную в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в многофункциональный центр, в том числе при выездном приеме (далее - личное обращение);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации на основании заключенных органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом регистрации прав соответствующих соглашений (далее - региональные порталы государственных и муниципальных услуг), официального сайта, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте с использованием единой системы идентификации и аутентификации и обеспечивающего хранение ранее направленных в орган регистрации прав заявлений и прилагаемых к ним документов (далее - личный кабинет), или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 27 Закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 214, ст. 294 и 296 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета РФ N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2-3 раздела II приложения 1 к постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1, имущество учреждений, финансирование которых осуществляется из государственного бюджета СССР, отнесено исключительно к федеральной собственности.
Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, имущество высших учебных заведений с 27.12.1991 находится исключительно в федеральной собственности, право собственности Российской Федерации на используемые в деятельности учебного заведения объекты недвижимости возникает у последней в силу закона.
В силу п. 2 ст. 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы государственных и муниципальных образовательных организаций, могут быть закреплены за ними исключительно на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Поскольку право федеральной собственности и производное от него право оперативного управления на спорный объект недвижимого имущества возникли не позднее 27.12.1991 и до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С целью постановки спорного объекта на государственный кадастровый учет и надлежащего оформления прав на него за Российской Федерацией с последующим изданием распорядительного акта о закреплении объекта за Университетом, ТУ Росимущества в г. Москве обратилось с соответствующим заявлением в регистрирующий орган.
Наличие в техническом плане на здание от 25.05.2023 недостатков, указанных в уведомлении от 14.06.2023 N КУВД-001/2023-21741582/1, были в полном объеме устранены техническим планом на здание от 16.08.2023.
При этом технический план на здание от 16.08.2023 соответствует требованиям к техническому плану, утв. Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений".
Отказывая в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, управление Росреестра в г. Москве сослалось на то что выписка из РФИ подписана неуполномоченным лицом, что противоречит фактическим обстоятельствам.
Так, ведение реестра федерального имущества осуществляется Центральным аппаратом Росимущества в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". Выписка из РФИ N 93464/1 подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (сертификат 0х00ВВЕ023ЕВ38А6872162ВF8C4D39894AAF, владелец - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, действителен с 17.07.2023 по 19.10.2024). Кроме того, выписка заверена кадастровым инженером Мисником С.В., одновременно являющегося уполномоченным представителем ТУ Росимущества в г. Москве по доверенности N 77-15/14107 от 24.05.2023.
Выписка из РФИ подписана уполномоченным лицом, иных недостатков в представленных заявителем документах, в т.ч. в техническом плане на здание от 16.08.2023, не имелось, что являлось основанием для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Таким образом, суд первой инстанции счел отказ Управления Росреестра в г. Москве в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта не отвечает требованиям п. 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утв. Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, поскольку из его содержания не представляется возможным понять какие именно недостатки содержат представленные на регистрацию документы, в чем их несоответствие предъявляемым требованиям или каким образом заявителю исправить допущенные ошибки.
Суд правомерно учел, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-240125/2020 подтверждено наличие прав на спорный объект Российской Федерации и Университета как на объект недвижимого имущества.
Данные обстоятельства, установленные судебным актом, и в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственном кадастровом учете, нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.12.2023 по делу N А40-213804/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213804/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - МСХА ИМЕНИ К.А. ТИМИРЯЗЕВА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ