город Томск |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А45-16736/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В.Н. рассмотрел апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (N 07АП-10351/2022) на решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16736/2022 (судья Галкина Н.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интекко-сити" (ИНН 5402046759), г. Новосибирск к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН 5406418091), г. Новосибирск о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интекко-сити" (далее - заявитель, общество, ООО "Интекко-сити") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным отказа от 17.03.2022 N 30/05.4/05291 в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе; обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности; обязании выдать обществу разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 54:35:000000:41522 площадью 4 кв. м с координатами обозначения точек границ земельного участка, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для размещения нестационарного объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, на срок 20 лет.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26.09.2022 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН 5406418091) от 17.03.2022 N 30/05.4/05291 в выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения нестационарного объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе; суд обязал Департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (ИНН 5406418091) устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Интекко-сити" (ИНН 5402046759) путем рассмотрения заявления о выдаче разрешения на использование земельного участка для размещения объекта связи по адресу: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, в течение двух недель с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что размещение указанного заявителем объекта согласно прилагаемой схеме границ, предполагаемых к использованию земель приведет к невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования; при решении вопроса о размещении нестационарного объекта на озелененной территории приоритет должен отдаваться соблюдению экологических требований, предъявляемых к данной территории, в том числе требования о необходимости сохранения расположенных на ней зеленых насаждений.
ООО "Интекко-сити" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, общество 06.03.2022 направило в Департамент заявление N 6Р-3П от 02.03.2022 о выдаче разрешения на использование земельного участка площадью 4 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 54:35:000000:41522, местоположение: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, для размещения иного сооружения связи - опоры двойного назначения, высотой до 30 м, с приложением, в том числе, схемы размещения земельного участка на топооснове.
Департамент письмом от 17.03.2022 N 30/05.4/05291 отказал обществу в выдаче испрашиваемого разрешения на использование земельного участка со ссылкой на подпункты 3, 8 пункта 10 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п "Об установлении порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", со ссылкой на подпункт 2.2.5.4 правил благоустройства территории города
Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469.
Общество, полагая, что отказ является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания, предусмотренные подпунктом 8 пункта 10 постановления N 269-п, для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К таким объектам в силу пункта 4 Перечня отнесены элементы благоустройства, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 N 269-п "Об установлении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 269-п) в заявлении должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части; вид размещаемого объекта в соответствии с перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 и наименование.
В соответствии с подпунктами 2 и 8 пункта 10 постановления N 269-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если в заявлении указан вид объекта, не предусмотренный перечнем; размещение объекта не соответствует правилам благоустройства территории поселения, городского округа.
В силу пункта 2.2.5.4 Правил благоустройства не допускается размещение нестационарных объектов: в охранной зоне инженерных сетей и коммуникаций без согласования с правообладателями данных сетей и коммуникаций.
Из пункта 3.28 постановления мэрии города Новосибирска от 07.07.2020 N 2005 "О положениях о структурных подразделениях департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, положении о комитете рекламы и информации мэрии города Новосибирска" усматривается, основной функцией Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии является выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 4 постановления N 269-п, заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 8 постановления N 269-п уполномоченный орган в течение 8 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы и не позднее дня окончания указанного срока направляет заявителю способом, указанным в заявлении, уведомление о выдаче разрешения или решение об отказе в выдаче разрешения.
Согласно материалам дела, вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - земельные участки (территории) общего пользования (12.0) - объекты улично-дорожной сети; объекты благоустройства территории.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка, Департамент ссылается на то, что размещение указанного заявителем объекта согласно прилагаемой схеме приведет к невозможности использования испрашиваемого земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования, будет нарушено право неограниченного круга лиц на свободное перемещение и использование спорного земельного участка, расположенного в границах территории общего пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее - классификатор).
Примечанием N 2 к классификатору установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Примечание N 2 к классификатору следует понимать, как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Как верно отметил суд первой инстанции, федеральным законом иные правила по сравнению с примечанием 2 к классификатору не установлены, что означает допустимость размещения антенно-мачтовых сооружений связи на земельных участках с любыми видами разрешенного использования, перечисленными в классификаторе.
Доказательства несоответствия планируемого к размещению объекта, указанного обществом, видам объектов, утвержденным постановлением N 1300, а также невозможности использования спорного земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием, Департаментом не представлены.
С учетом изложенного, оснований для отказа обществу в предоставлении земельного участка на основании подпункта 3 пункта 10 постановления N 269-п не имелось.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу о неправомерности отказа на основании подпункта 8 пункта 10 постановления N 269-п.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка на основании указанной нормы, департамент указал, что размещение объекта не соответствует подпункту 2.2.5.4 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - Правила благоустройства) - не допускается размещение объекта на газоне; - испрашиваемые земли расположены в границах тротуара, оставшаяся часть ширины которого будет составлять менее 2,25.
Как следует из представленного заявления N 6Р-3П от 02.03.2022, общество указало в заявлении вид объекта и его наименование, а именно: иное сооружение связи - опоры двойного назначения, высотой до 30 м, площадь испрашиваемого участка, срок разрешения, адрес объекта, испрашиваемый участок не находится в охранной зоне коммуникаций, размещение объекта не нарушает требования подпункта 2.2.5.4 Правил благоустройства. К заявлению общества приложена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, по которой объект сооружения связи планируется разместить на испрашиваемом земельном участке.
Исходя из норм Правил благоустройства и Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденных решением от 29.04.2015 N 1336 Совета депутатов города Новосибирска, суд первой инстанции пришел к верному выводу об установлении запрета на размещение нестационарного объекта на газоне только для нестационарных торговых объектов, в связи с чем, ссылка в оспариваемом решении на пункт 2.2.5.4 Правил благоустройства несостоятельна.
Кроме того, указание в отказе на то, что испрашиваемые земли находятся в границах тротуара, противоречит указанию Департамента на то, что размещение объекта предполагается на газоне, и материалам дела. Из представленной заявителем схемы не усматривается, что размещение объекта предполагается на тротуаре, этого не следует и из представленных заинтересованным лицом фотоматериалов.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, ввиду отсутствия законных оснований, в силу которых заявителю могло быть отказано в выдаче разрешения на использование земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных подпунктом 8 пункта 10 постановления N 269-п, для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усмотрел.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16736/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16736/2022
Истец: ООО "Интекко-сити"
Ответчик: Депртамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд