г. Санкт-Петербург |
|
13 декабря 2022 г. |
Дело N А56-69370/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Вохмяниным Д.А.,
при участии:
от заявителя: Заведеева С.Ю. по доверенности;
от ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу: Хромов В.Ю. по доверенности;
от ОНД и ПР Центрального района Управления по Центральному району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35697/2022) ПАО Росбанк на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2022 по делу N А56-69370/2022, принятое
по заявлению публичного акционерного общества Росбанк
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района Управления по Центральному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
3-е лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
об оспаривании предписания в части,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество Росбанк (далее - Общество, заявитель, ПАО Росбанк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района Управления по Центральному району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Отдел), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление) о признании недействительными пунктов 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11 предписания от 18.02.2022 N 43-1-33/2 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2022 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ПАО Росбанк подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, в соответствии с актом проведенной проверки и протоколом осмотра от 09.02.2022 Отделом были выявлены только нарушения N 2 и N 6. Факт нарушений, установленный пунктами N N 1, 7, 8, 9, 10, 11 оспариваемого предписания материалами проверки не подтвержден; относительно нарушения N 7 контрольным органом не уточняется какие именно лестничные площадки и на каком этаже Объекта не соответствуют требованиям, предъявляемым к пределам их огнестойкости. Кроме того, Общество также ссылается на неисполнимость вынесенного предписания, поскольку занимаемое банком здание обладает статусом объекта культурного наследия.
В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал; представитель Отдела выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Иные участники спора извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Отделом на основании решения от 19.01.2022 N 43-1-33 проведена плановая выездная проверка с целью контроля за выполнением требований пожарной безопасности на объекте, расположенном по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 13 (далее - Объект).
По результатам проверки Отделом составлен акт выездной проверки от 18.02.2022 N 43-1-33, на основании которого ПАО Росбанк выдано предписание от 18.02.2022 N 43-1-33/2, согласно которому в срок до 01.11.2022 на Общество возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, в том числе:
- пункт 1: Выход с 2-ого этажа на лестничную клетку (пом.115 согласно плана) не оборудован дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пункта 4.4.6 СП 1.13130.2020;
- пункт 2: Эвакуационный выход из подвального этажа не является обособленным от общей лестничной клетки здания, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 4 статьи 88 Закона N 123-ФЗ;
- пункт 6: Лестничная клетка (пом. 115 согласно плана) не имеет световых проемов с площадью остекления не менее 1,2 м2 с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м2 в наружных стенах на каждом этаже, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.12 СП 1.13130.2020;
- пункт 7: Предел огнестойкости лестничных площадок принят менее R60, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 88, таблицы 21 статьи 89 Закона N 123-ФЗ;
- пункт 8: Лестничная клетка (пом. 115 согласно плана) не имеет выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, имеющими устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.11 СП 1.13130.2020;
- пункт 9: Лестничная клетка (пом. 57 согласно плана) не имеет выхода наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, имеющими устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах, что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.4.11 СП 1.13130.2020 п. 4.4.11;
- пункт 10: Высота пути эвакуации из пом. 22 в пом. 27 (согласно плана) менее 2 м (по факту 1,84 м), что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.2 СП 1.13130.2020;
- пункт 11: Ширина горизонтального участка пути (пом. 55 согласно плана) эвакуации менее 1,2 м (по факту 0,83 м), что является нарушением пункта 1 части 2 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 6, части 3 статьи 4, статьи 89 Закона N 123-ФЗ, пункта 4.3.3 СП 1.13130.2020.
Полагая выданное предписание в части пунктов N N 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 11 недействительным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания предписания недействительным в части оспариваемых пунктов.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в силу следующего.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 123-ФЗ положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В соответствии со статьей 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности заявителем, по существу, не оспаривается.
В апелляционной жалобе Общество указало, что в соответствии с актом проведенной проверки и протоколом осмотра от 09.02.2022 Отделом были выявлены только нарушения N 2 и N 6. Факт нарушений, установленный пунктами N N 1, 7, 8, 9, 10,11 оспариваемого предписания материалами проверки не подтвержден; относительно нарушения N 7 контрольным органом не уточняется какие именно лестничные площадки и на каком этаже Объекта не соответствуют требованиям, предъявляемым к пределам их огнестойкости.
Между тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонены.
Как верно указал суд, в соответствии с положениями части 1 статьи 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 87 вышеуказанного закона по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
Таким образом, акт проверки оформляется не только по результатам осмотра, но и оценки и анализа совокупной пожарной безопасности объекта защиты, в том числе по результатам исследования представленных проверяемым лицом документов, схем и плана этажей.
Представленный в материалы дела акт проверки соответствует требованиям предъявляемым приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" и части 2 статьи 87 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Представленный в материалы дела акт проверки от 18.02.2022 N 43-1-33 отражает, какие именно обязательные требования нарушены Обществом и какими нормативными правовыми актами и их структурными единицами они установлены.
Как пояснил представитель ГУ МЧС, пункт 7 предписания несоответсвтие (предела огнестойкости используемых материалов) имеет отношение в отношении всех лестничных пролетов и лестничных площадок, в связи с чем не требовалось указывать конкретный этаж.
Более того, в случае каких-либо неясностей контролируемое лицо вправе обратиться в административный орган за их разъяснением. Однако за разъяснениями предписания Общество в Отдел не обращалось, по существу не опровергло ни одно из нарушений, перечисленных в оспариваемых пунктах предписания.
Относительно доводов Общества об отнесении здания к объектам культурного наследия следует учесть, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 25 раздела 6 охранного обязательства лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 05.06.2002 N 73-ФЗ, обязаны обеспечить условия соответствия объекта культурного наследия требованиям пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством исходя из требований по сохранению облика, интерьера и предмета охраны объекта культурного наследия, в том числе при необходимости обеспечить разработку специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
При этом в случае, если меры по исполнению предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности противоречат пункту 47.3 Закона N 73-ФЗ и могут оказать негативное воздействие на предмет охраны Объекта, то рекомендована разработка компенсирующих мероприятий в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чем прямо указывает КГИОП в своем ответе на запрос Общества (л.д. 143 оборот).
Более того, как верно указал суд первой инстанции, Федеральным законом от 14.07.2022 N 276-ФЗ статья 6 Федерального Закона N 123-ФЗ была дополнена в части выбора альтернативных способов обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, а именно пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;
5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты.
Таким образом, помимо фактического устранения нарушений законодательным актом предусматриваются и иные альтернативные способы обеспечения пожарной безопасности объекта без нарушения исторического облика спорного объекта.
По мнению апелляционного суда, в данном случае оспариваемое предписание не возлагает на заявителя незаконных обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, является исполнимым, в связи с чем отсутствуют основания для признания его недействительным в оспариваемой части.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, правильно применены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению в данном споре и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, в связи с чем обжалуемое решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
При обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 руб. Таким образом, в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения от 18.10.2022 N 50048.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 сентября 2022 года по делу N А56-69370/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества Росбанк - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу Росбанк из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69370/2022
Истец: ПАО РОСБАНК
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО СПБ, ОТДЕЛ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОЫТ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО Г. СПБ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСВТЕННОМУ КОНТРОЛЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ