г. Санкт-Петербург |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А56-44385/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Горбатовской О.В., Черемошкиной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евстегнеевой Е.В.,
при участии:
от истца: директор Тузов Д.Г. (выписка из протокола от 31.05.2022);
от ответчика: Блохина Т.А. - по доверенности от 15.07.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34565/2022) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 по делу N А56-44385/2022 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Илион" (адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, 31, лит. М, Н2-7, ОГРН: 1027806078310);
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (адрес: 191144, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, дом 20, литер А, помещ. 2-Н, ОГРН: 1027809244561);
о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка, обязании,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Илион" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным решения Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 и обязании Комитета утвердить представленную истцом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером участка 78:12:0007020:ЗУ1 площадью 778 кв.м., об обязании Комитета согласовать с Обществом предоставление в аренду для размещения, эксплуатации и обслуживания здания с кадастровым номером 78:12:0007020:1059, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Хрустальная улица, дом 31, литера М, земельного участка, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, площадью 778 кв.м.
Решением суда от 08.09.2022 решение Комитета об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 признано недействительным, суд обязал Комитет утвердить представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером участка 78:12:0007020:ЗУ1 площадью 778 кв.м., в удовлетворении остальной части требований отказано, с Комитета в пользу Общества взыскано 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой просил решение от 08.09.2022 изменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что представленная Обществом схема расположения земельного участка была составлена в нарушение требований, установленных приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 N 762. Кроме того, Комитет указал, что, несмотря на то, что согласно письмам от 15.01.2021, 25.02.2022 Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА) установить границы образуемого земельного участка по внешним границам здания возможно ориентировочной площадью 475 кв.м., Обществом на указанную площадь схема не была предоставлена.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просило решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Общество является собственником здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д.31, лит.М.
Земельный участок под зданием не сформирован.
17.02.2022 Общество с целью формирования и последующего оформления прав на земельный участок под зданием направило в Комитет заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельного участка площадью 778 кв.м.
Решением от 22.03.2022 N 05-26-9181/22-0-0 Комитет отказал Обществу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без торгов по основаниям, изложенным в подпункте 1 пункта 16 статьи 11.10, подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, а именно, указав, что в нарушение пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ и пунктом 4 Общих правил Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 Обществом не представлена информация, подтверждающая использование указанных материалов и сведений при изготовлении представленной схемы:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территорий;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков;
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Полагая отказ Комитета незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал требования Общества обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, отказав в удовлетворения требования об обязании Комитета согласовать предоставление в аренду земельного участка для размещения и обслуживания здания.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены или изменения принятого по делу решения на основании следующего.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Заявитель согласно части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в оспариваемом Обществом решении Комитета, выраженном в письме от 22.03.2022, соответствующий отказ основан на подпункте 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ, то есть на том, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10. ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
При этом в подпункте 12 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На дату подачи Обществом соответствующего заявления требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка были утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (далее - Приказ N 762).
В пункте 4 Приказа N 762 указано, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств (пункт 5 Правил N 762).
Как указано в пункте 7 Приказа N 762, в случае подготовки схемы расположения земельного участка с использованием официального сайта графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что заявителем при подготовке схемы были использованы материалы и сведения государственного кадастра недвижимости, имеющиеся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что не противоречит вышеприведенным положения Приказа N 762.
Утверждение Комитета о том, что при подготовке схемы расположения земельного участка должен осуществляться сбор и анализ исходных данных на основании сведений региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга", которая содержит сведения профильных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о территории выполнения работ, как верно отмечено судом первой инстанции, не соответствуют приведенным выше нормам законодательства.
Доводы подателя жалобы о том, что письмами от 25.02.2022 и от 15.01.2021 КГА было предложено установить границы образуемого участка по внешним границам здания ориентировочной площадью 475 кв.м также были приняты судом первой инстанции во внимание и правомерно отклонены.
Как верно отмечено судом первой инстанции, участок под зданием в соответствии с предложением КГА сформирован не был.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - ПЗЗ) здание Общества расположено в зоне с кодовым обозначением "ТИ1-1".
Градостроительным регламентом указанной зоны установлены предельные размеры земельных участков. В частности, предусмотрено, что минимальная площадь земельных участков устанавливается в соответствии с пунктом 1.4.2 раздела 1 Приложения N 7 к Правилам, согласно которому предельный размер иных земельных участков не может быть менее площади, занимаемой существующим или размещаемым в его границах объектом капитального строительства и обеспечивающей соблюдение установленных Правилами предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе минимальной доли озеленения земельных участков, минимального количества мест для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, а также соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2.18.5.13 раздела 1 Приложения N 7 к Правилам установлено, что максимальный размер земельных участков, в том числе их площадь, и максимальный процент застройки в границах земельного участка не подлежат установлению.
Как пояснило Общество, предложенный им вариант схемы расположения земельного участка сформирован с учетом требований ПЗЗ к минимальному количеству мест и площади для стоянки (размещения) индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, минимальному количеству мест и площади для погрузочно-разгрузочных площадок, а также минимальному количество мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта в границах земельного участка.
При этом, с учетом площади, занимаемой объектом капитального строительства (330 кв.м), Обществом испрашивается участок площадью 778 кв.м., что не противоречит требованиям ПЗЗ.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что при формировании земельного участка Обществом учтено, что с восточной стороны здание граничит с образованным земельным участком с кадастровым номером 78:12:0007020:1329, с южной стороны Здание практически граничит с образованным земельным участком с кадастровым номером 78:12:0007020:1330 (между Зданием и указанным земельным участком располагается полоса шириной около 2 метров). С западной и северной стороны Здания расположен внутриквартальный проезд, обеспечивающий доступ к рядом расположенным смежным земельным участкам.
Каких-либо доказательств, объективно и бесспорно свидетельствующих о том, что при формировании схемы Обществом не были приняты во внимание сведения, указанные в пункте 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, Комитетом вопреки части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, не представлено, равно как и не указано каких-либо обоснованных препятствий, не позволяющих утвердить предложенную Обществом схему расположения земельного участка.
С учетом приведенного, поскольку наличие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не доказано, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый заявителем отказ не соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем также правомерно обязал устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения представленной Обществом схемы расположения земельного участка, отказав в удовлетворении остальной части заявленных требований, поскольку в соответствии с положениями статьи 39.14 ЗК РФ заключению договора предшествует не только утверждение схемы расположения земельного участка, но и выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также подача в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного при вынесении решения судом первой инстанции оценены доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом также не допущено, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 следует оставить без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2022 по делу N А56-44385/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
О. В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44385/2022
Истец: ЗАО "ИЛИОН"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга