город Томск |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А27-14368/2022 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-9580/2022) на решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14368/2022 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Аникина К.Е.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "ТИМ-АВТО" (654015, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Кузнецкий район, проезд Ферросплавный, дом 8, ОГРН 1124252000950, ИНН 4252003688) о взыскании штрафа за несвоевременное представление форм отчетности СЗВ-М за август 2019 года, октябрь 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 1 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ТИМ-АВТО" (далее - Общество) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2.2, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за август 2019 года, октябрь 2020 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в общем размере 1 500 рублей.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 23.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход соответствующего бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф в размере 500 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года. В остальной части требований отказано. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в размере 666 рублей.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 29.09.2022 в связи с поступлением заявления Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на статью 8.1, статьи 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что представление сведений на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в первоначально представленном отчете, не могут квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Общество 10.02.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2019 год, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
В ходе проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2019 год и представленных сведений по форме СЗВ-М за 2019 год Пенсионным фондом выявлены несоответствия в сведениях, представленных форме СЗВ-М за август 2019 года, в связи с чем Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи 05.03.2020 направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий.
Пенсионный фонд, установив, что уведомление об устранении ошибок и несоответствий страхователем не исполнено и уточняющие сведения не представлены, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.06.2020 N 052S18200006609.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 09.07.2020 N 052S19200007062 о привлечении Общества к ответственности в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М за август 2019 года.
Обществу выставлено требование от 03.08.2020 N 052S01200009626 об уплате финансовых санкций в срок до 21.08.2020.
12.02.2019 Общество направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ тип "исходная" за 2018 год на 70 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
04.03.2019 Обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд по результатам проведенной проверки на основе представленных Обществом сведений, полагая нарушенным срок предоставления сведений по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.04.2019 N 052S18190006001.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 14.05.2019 N 052S19190007040 о привлечении Общества к ответственности в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год.
Обществу выставлено требование от 11.06.2019 N 052S01190010822 об уплате финансовых санкций в срок до 01.07.2019.
11.11.2020 Общество направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за октябрь 2020 года на 20 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
07.12.2020 Обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионный фонд, полагая нарушенным срок предоставления сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года, составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.12.2020 N 052S18200016744.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 20.01.2021 N 052S19210000649 о привлечении Общества к ответственности в размере 500 рублей за нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года.
Обществу выставлено требование от 15.02.2021 N 052S011900010822 об уплате финансовых санкций в срок до 05.03.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Установив нарушение срока представления отчетности по форме СЗВ-М за август 2019 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пришел к мотивированному выводу об удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей. Доводов о несогласии с решением суда в части удовлетворенных требований апелляционная жалоба не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в общем размере 1000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-СТАЖ тип "дополняющая" за 2018 год, СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-СТАЖ "дополняющая" за 2018 год, по форме СЗВ-М "дополняющая" за октябрь 2020 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой форме.
Пенсионным фондом не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах в установленный законом срок по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год - 12.02.2019 (срок - 01.03.2019), по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь 2020 года - 11.11.2020 (срок - 16.11.2020).
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2018 год при первоначальном предоставлении формы СЗВ-СТАЖ, по форме СЗВ-М "исходная" за октябрь 2020 года выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорные периоды (2018 год, октябрь 2020 года), откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций в общем размере 1000 рублей за 2018 год, октябрь 2020 года не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 1 (одно) застрахованное лицо, сведения о которых не были указаны в первоначально представленном отчете, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении 1 (одного) застрахованного лица впервые с нарушением срока., подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права. Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14368/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14368/2022
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "Тим-Авто"