г. Москва |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А40-87059/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
И.В. Бекетовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Госинспекции по недвижимости
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-87059/22
по заявлению ООО "Авангард"
к Госинспекции по недвижимости,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Силиванов В.А. по дов. от 20.11.2021; Морозова Н.С. по дов. от 07.12.2022; |
от ответчика: |
Джилавян Л.А. по дов. 29.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "АВАНГАРД" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ заявлением к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - ответчик, Госинспекция по недвижимости) о признании незаконными действий, выразившихся в составлении акта о подтверждении факта незаконного нецелевого использования земельного участка N 9040520 от 03.03.2022, а также акта от 03.03.2022.
Решением суда от 21.10.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Госинспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя решение суда первой инстанции поддержал возражал против доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Заявитель, является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая д. 36 стр. 6, общей площадью 782,8 кв.м. с кадастровым номером 77:04:0003006:1116, этажностью 2 этажа (далее Здание, Объект), что подтверждается выпиской ЕГРН от 31.08.2020.
Объект с текущей площадью поставлен на кадастровый учет с 25.05.2012, что следует из выписки из ЕГРН.
Право собственности предыдущего собственника ООО "Подъем плюс" было зарегистрировано с 2014 года.
Согласно документам БТИ по состоянию на март 2019 г. высотность здания составляет 9,5 кв.м. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0003006:11, оформленном договором аренды от 01.12.2020 г. сроком до 29.10.2069 г. N М-04-055969 для эксплуатации зданий и сооружений производственно-складской базы под размещение и оборудование средств механизации.
Заявителем было получено Уведомление от Госинспекции по недвижимости от 08.04.2022 N МКМЦН-ИСХ-1630/22, согласно которому установлено незаконное (нецелевое) использование земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл.36, выразившееся в возведении надстройки общей площадью 827,54 кв.м. и указано на необходимость ООО "Авангард" в срок до 20.04.2022 добровольно осуществить демонтаж незаконно возведенного Объекта. Госинспекцией по недвижимости в 2022 г. было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, 36 с кадастровым номером 77:04:0003006:11.
По результатам обследования Ответчиком составлен акт от 03.03.2022 г. N 9040520 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Заявитель считает оспариваемые действия по составлению акта и сам акт незаконными и нарушающими права и законные интересы Заявителя, в связи с чем, заявитель обратился с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках осуществления полномочий в соответствии с п.3.3 приложения 1 к Постановлению N 819-ПП Госинспекцией по недвижимости в 2022 г. было проведено обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, 36 с кадастровым номером 77:04:0003006:11 площадью 17127 кв.м., предоставленного ООО "Авангард на основании договора аренды земельного участка от 01.12.2020 N М-04-055969.
По результатам обследования Ответчиком составлен акт от 03.03.2022 г. N 9040520 о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В соответствии с п. 1.1 "Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы" от 25.04.2012 г. N 184-ГШ, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы (далее - объекты нежилого фонда), мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы (далее - земля), выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена, и объектов нежилого фонда, а также организации их охраны в целях предотвращения и пресечения самовольного занятия и незаконного использования (далее - установленная сфера деятельности).
Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка".
Согласно п. 2.6 Приложения 1, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 N 819-ПП, пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; закрытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В п. 2.1. Положения (Приложение 1) отражены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Незаконно размещенный объект недвижимости - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п 2.2 Положения (Приложение 1)).
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов: - акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
- акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
- акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
Префектура соответствующего административного округа города Москвы обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Так, в акте от 03.03.2022 г. N 9040520 Ответчиком указано, что по сведениям Информационной системы Реестра единых объектов недвижимости Города Москвы, (далее - ИС РЕОН) земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, вл. 36 с кадастровым номером 77:04:0003006:11 площадью 17127 кв.м предоставлен ООО "Авангард" на основании договора аренды земельного участка от 01,12.2020 N М-04-055969 для эксплуатации зданий и сооружений производственно-складской базы под размещение и обслуживание средств механизации сроком по 29.10.2069.
Также в акте указано, что согласно технической документации ГБУ МосгорБТИ от 2004, ранее на земельном участке было расположено здание с переменной этажностью 1-2 этажа, с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Южнопортовая, д.36, стр.6, площадью 782.8 кв.м. 1960 года постройки.
Высота по помещениям: в одноэтажной части 1 этаж - h 3.9 м: в двухэтажной часта 1 этаж - h 3.0 м,, 2 этаж - h 3.0 м. Габариты здания 64.4 м х 12.6S м.
Как установлено судом, здание поставлено на государственный кадастровый учет от 25.05.2012 N 77:04:0003006:1116 (площадь 782.8 кв.м, оформлено право собственности, запись в ЕГРН N 77:04:0003006:1116-77/051/2020-2 от 31.08.2020. правообладатель - ООО "Авангард".
В соответствии с Планом земельного участка по состоянию на 2008 г. высота одноэтажной части здания -3.8 м. Далее, в Акте указывается, что в период с 2021 по 2022 проведена реконструкция здания, путем увеличения высотности здания.
В соответствии с Фактическим обмером здания: высота здания - 15.2-м. габариты - 64.6 кв.м х 12.5 м. Сведения об оформлении разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а также предоставлении земельного участка под строительство отсутствуют.
В связи с вышеизложенным Ответчиком были установлены признаки "незаконного /нецелевого" использования земельного участка.
Между тем, по мнению суда, сведения, содержащиеся в акте N 9040520, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела в связи со следующим.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что реконструкция и изменение характеристик здания произошли до приобретения спорного здания ООО "Авангард", что следует из заключения специалиста N 0835/22, согласно которому, строительные работы в нежилом здании производились в период до сентября 2017 года, а также иных доказательств представленных в материалы дела.
В частности, суду представлена экспликация к поэтажному плану здания, составленная ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации, в котором указаны сведения о том, что высота здания составляет 955 см (дата обследования 18.04.2019).
Таким образом, сведения БТИ содержат данные о высотности здания 6 955 см на дату 18.04.2019, что противоречит выводам Инспекции о том, что высота здания изменилась в период с 2021 по 2022 год.
Судом, верно отмечено, что здание обладает всеми признаками (характеристиками) объекта капитального строительства, перемещение которого без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
Привести здание в состояние до проведения работ по реконструкции путем демонтажа возведенных частей здания, не представляется возможным, по причине неразрывной связи надстроенной части с существующей несущей конструкцией здания.
Суд повторно отмечает, что в соответствии с экспликацией к поэтажному плану спорного здания от 2019 г., представленной в материалы дела, на стр. 1 указана высота здания - 955 см. или 9,5 метров.
В примечании указана дата обследования, проведенная Первым территориальным управлением ГБУ МГБТИ - 18.04.2019 г., согласно которому подтверждена высотность здания равная 9,55 м. ООО "Авангард" приобрел Объект в собственность на основании Договора купли-продажи с ООО "Подъем плюс" от 23.07.2020 г., при этом площадь Здания на дату приобретения составляла также 782,8 кв.м. и площадь пятна застройки здания не изменилась.
Таким образом, изложенные в спорном Акте обстоятельства, в том числе относительно того, что именно заявителем в период с 2021 по 2022 проведена реконструкция здания, путем увеличения высотности здания, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судом, верно установлено, что заявитель не проводил строительные работы и реконструкцию здание, описанные в акте ответчика как проведенные в период с 2021 по 2022.
Работы по реконструкции спорного здания были произведены предыдущим собственником до сентября 2017, что следует из представленных для проведения исследования документов (Заключения специалиста N 0835/22).
Более того, спорное здание признаками самовольной постройки не обладает, что подтверждается фактом перезаключения договора аренды земельного участка с прошлым и настоящим собственником здания.
Ответчик каких-либо доказательств, опровергающих доводы заявителя, суду не представил, в то время как бремя доказывания по настоящему делу в силу части 5 ст.200 АПК РФ возлагается на него.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что действия Госинспекции по недвижимости, выразившиеся в составлении акта о подтверждении факта незаконного нецелевого использования земельного участка N 9040520 от 03.03.2022, а также акт от 03.03.2022 не основаны на требованиях действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-87059/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87059/2022
Истец: ООО "АВАНГАРД"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23249/2022
15.12.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-79744/2022
21.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87059/2022
05.10.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23249/2022
04.08.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46461/2022