г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А56-52498/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбатовской О.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 07.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33057/2022) Управления Росреестра по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2022 по делу N А56-52498/2022, принятое по заявлению: заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "КВС ДЕВЕЛОПМЕНТ" заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Ленинградской области третьи лица: 1) Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области 2) Кадастровый инженер Шувалова Светлана Викторовна; о признании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "КВС Девелопмент" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Росреестра по Ленинградской области с требованиями, уточненными в порядке 49 АПК РФ, о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Ленинградской области в государственном кадастровом учете, изложенном в уведомлении от 08.07.2022 N КУВД-001/2022-13905703/6; обязании Управление Росреестра по Ленинградской области осуществить кадастровый учет нежилого здания - "Наземная автостоянка для постоянного хранения индивидуального транспорта на 300 машино-мест", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1039001:2474, по адресу: РФ, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, гп. Янино-1, ул. Ясная, здание 12, на основании заявления от 04.04.2022 года КУВД-001/2022-13905703.
Решением от 31.08.2022 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по оснвоаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Общество является специализированным застройщиком.
В соответствии с проектной документацией, получившей 24.09.2020 положительное заключение экспертизы N 47-2-1-2-047321-2020, Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области 07.10.2020 выдано заявителю разрешение на строительство N 47- Р.1147504109-094К-2020 объекта "Наземная автостоянка для постоянного хранения индивидуального транспорта на 300 машино-мест" по адресу: РФ, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Заневское городское поселение, гп. Янино-1, ул. Ясная, здание 12, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1039001:2474.
10.02.2022 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области заявителю выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 47-Р1147504109-094К-2020 указанного объекта.
В установленный законом срок - 16.02.2022 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области подано заявление в Управление Росреестра по Ленинградской области на постановку здания Наземной автостоянки и помещений/машиномест в нем на кадастровый учет.
08.07.2022 Управлением Росреестра по Ленинградской области вынесено Уведомление об отказе кадастрового учета N КУВД-001/2022-13905703/6 по мотиву имеющихся несоответствий количества машино-мест, содержащихся в представленном техническом плане в форме электронного документа и в разрешении на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.
Полагая уведомление N КУВД-001/2022-13905703/6 от 08.07.2022 недействительным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом о регистрации сведений об объекте недвижимости (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона о регистрации кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Согласно п. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Материалами дела установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию и последующей постановки на государственный кадастровый учет Объекта кадастровым инженером подготовлен Технический план. Строительство объекта велось на основании проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы. Разрешения на строительство и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Построенный и введенный в эксплуатацию Объект соответствует документам, представленным в Управление Росреестра по Ленинградской области для осуществления государственного кадастрового учета, а именно соответствие этажности строения.
Таким образом, отсутствуют противоречия в сведениях об этажности объекта недвижимости, содержащихся в представленном техническом плане, разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
В Техническом плане, подготовленном и предоставленном в Управление Росреестра определено общее количество машиномест и этажность (всего 5, в том числе цокольный этаж, кроме того - эксплуатируемая кровля), что соответствует проектной документации и Разрешению на ввод объекта в эксплуатацию.
Сведения в техническом плане указаны на основании сведений, полученных при натурном обследовании в рамках кадастровых работ, выполненных с целью подсчета площади здания и расположенных в нем машиномест и помещений.
Размещение машиномест на эксплуатируемой кровле не противоречит проектной документации, прошедшей экспертизу, а также строительным нормам и правилам.
Согласно п. 4.9. СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99, утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр, стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий.
Согласно п. 3.1.15.4 СП 17.13330.2017 Кровли. Актуализированная редакция СНиП 11-26-76 (с Изменением N 1) утвержден приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 827/пр эксплуатируемая кровля - специально оборудованная защитным слоем кровля, предназначенная для использования, например в качестве зоны для отдыха, размещение спортивных площадок, автостоянок, автомобильных дорог, транспорта над подземными паркингами и т.п. и предусмотренная для пребывания людей, не связанных с периодическим обслуживанием инженерных систем здания.
Таким образом, действующее законодательство не запрещает использовать эксплуатируемую кровлю в целях размещения (хранения) на ней транспортных средств.
Кроме того, доводы Управления Росреестра о том, что эксплуатируемая кровля не является частью здания, а потому на ней не могут располагаться машино-места, несостоятельны, поскольку положениями сводов правил СП 17.13330.2017 "СНиП И-26-76 Кровли" (п.п. 5.3.2, 5.3.3, Д.13, Д.16) и СП 113.13330.2016 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99" (п. 4.9, 5.1.2, 5.1.19, 6.3.15) определена возможность размещения машино-мест на эксплуатируемой кровле отдельно стоящих зданий наземных автостоянок и зданий различного назначения (кроме жилых зданий) с учетом несущей способности нижележащих конструкций, соблюдением комплекса действующих технических норм и норм пожарной безопасности, если такое размещение было предусмотрено проектом, получившим положительное заключение экспертизы.
Управление ссылается на положения СП 54.13330.2016 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 883/пр от 03.12.2016. Вместе с тем спорный объект является нежилым отдельно стоящим зданием автостоянки, соответственно, указанные Правила не могут применяться к спорному объекту.
Кроме того, Управление указывает, что эксплуатируемая кровля не является этажом и не входит в общее количество этажей здания, а постановка на учет машино-мест на ней не представляется возможным.
Вместе с тем данное утверждение не соответствует положениям, предусмотренным Приказом Росреестра от 24.12.2018 N П/0510 "Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и признании утратившими силу приказа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 N 89 (далее - Приказ N П/0510).
Приказ N П/0510 утверждает сборник классификаторов, в том числе обозначение "тип этажа" в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости. Согласно данному классификатору, раздел 65, перечисленные данные "типа этажа". В подразделе 17 раздела 65 Приказа N П/0510 указан тип этажа - "значение отсутствует". В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ машино-места относятся к недвижимому имуществу при условии, если их границы описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
В силу ст. 1 ГрК РФ машино-место - предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Согласно ч. 6.1 ст. 24 Федерального закона 0 государственной регистрации недвижимости "местоположение машино-места устанавливается посредством графического отображения на плане этажа или части этажа здания либо сооружения... геометрической фигуры, соответствующей границам машино-места".
В отличие от помещения, машино-место является неким плоскостным объектом, что подтверждает и ч. 6.2 названной статьи, согласно которой границы машино-места обозначаются или закрепляются "путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами)".
Отсутствие полной ограниченности строительными конструкциями служит для отграничения машино-мест от помещений, предназначенных для хранения автомобилей, - гаражей и гаражных боксов. Таким образом, действующее законодательство не содержит запрета на размещение машино-мест на эксплуатируемой кровле. Более того, именно возможность размещения машино-места на кровле позволяет отграничить машино-место от помещений, предназначенных для хранения автомобилей, -гаражей и гаражных боксов.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2022 по делу N А56-52498/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
О.В. Горбатовская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52498/2022
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК КВС ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: Управление Росреестра по Ленинградской области
Третье лицо: Кадастровый инженер Шувалова Светлана Викторовна, Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, Управление Россреестра по ЛО