г. Москва |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А41-59439/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пивоваровой Л.В. рассмотрел апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Лесные дали" на решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2022 по делу N А41-59439/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью "Рузский региональный оператор" (далее - истец, ООО "Русзкий РО", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Лесные дали" (далее - ответчик, товарищество) о взыскании 56 672 руб. 51 коп. задолженности, 3538 руб. 99 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда Московской области исковое заявление удовлетворено частично.
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на неверном расчете судом спорной задолженности без учета фактического объема вывезенных истцом ТКО.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Дело рассмотрено в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
В силу части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Принимая во внимание отсутствие оснований для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным названным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, представленные подателем жалобы дополнительные доказательства не могут быть приобщены к материалам дела и не подлежат правовой оценке.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество является региональным оператором, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО.
Между обществом (региональный оператор) и товариществом (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N РРО-2020-9192996 от 21.02.2020, предметом которого является оказание услуг по приему коммунальных отходов, их сбору, транспортировке и утилизации, а также оплата таких услуг (пункт 1).
Пунктом 1.2 договора в предусмотрено, что объем коммунальных отходов, а также места их сбора, определяются в соответствии с приложением к договору.
Пунктом 2.4 договора в предусмотрено, что окончательная оплата оказанных услуг осуществляется потребителем до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Пунктом 4.1 договора предусмотрен порядок определения объема ТКО - расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров.
Пунктами 5.1 - 5.5 договора предусмотрен порядок фиксации нарушений, допущенных при оказании услуг, путем составления акта, в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц, применением фото- и видеофиксации.
В приложении N 1 к договору в первоначальной редакции стороны согласовали объем ТКО - 19,43335 куб. м в месяц, стоимость - 18 453 руб. 13 коп. в месяц.
Дополнительным соглашением N 2 от 26.01.2022 стороны внесли изменения в порядок учета ТКО, и согласовали объем ТКО - 22,41 куб. м, стоимость - 21 784 руб. 30 коп. в месяц.
В обоснование исковых требований истец указал, что услуги, оказанные за период с 01.11.2021 по 31.01.2022, были оплачены не в полном объеме, и у ответчика образовалась задолженность в размере 56 672 руб. 51 коп. В связи с просрочкой оплаты услуг начислена неустойка в размере 3538 руб. 99 коп.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов предусматривают применение для потребителей только расчетного метода исходя из нормативов потребления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема установленных в согласованных сторонами местах контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов. При этом указанные выше Правила не предусматривают возможности переопределения количества оказываемых услуг по фактическому обмеру твердых коммунальных отходов.
Апелляционный суд считает такие выводы верными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статей 781 названного Кодекса предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Закона об отходах).
При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона об отходах).
Закон об отходах устанавливает, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункты 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах).
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) предусмотрено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Условиями заключенного между сторонами договора способ расчета определен исходя из количества и объема установленных контейнеров.
Исходя из условий договора и дополнительного соглашения N 2 от 26.01.2022, начисления за период с 01.11.2021 по 25.01.2022 должны производиться исходя из размера 18 453 руб. 13 коп. в месяц, а за период с 26.01.2022 по 31.01.2022 - из размера 21 784 руб. 30 коп. в месяц.
Между тем, из представленного истцом расчета исковых требований следует, что начисления за обращение с ТКО произведены региональным оператором не в соответствии с условиями договора.
Как отметил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 18.07.2022 по делу N А41-63516/2021, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов предусматривают применение для потребителей только расчетного метода исходя из нормативов потребления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема установленных в согласованных сторонами местах контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов. При этом указанные выше Правила не предусматривают возможности переопределения количества оказываемых услуг по фактическому обмеру твердых коммунальных отходов.
Как верно указал суд первой инстанции, представленные ответчиком сведения об объемах потребления/накопления ТКО за спорный период не свидетельствуют о возможности определения объема и стоимости ТКО на их основании, так как при заключении договора стороны предусмотрели расчетный порядок определения объема ТКО.
В ходе исполнения договора потребитель не заявлял региональному оператору о нарушениях либо не качественном оказании услуг. В порядке, предусмотренном разделом 5 договора, акты о нарушении не составлялись. Каких-либо письменных претензий о ненадлежащем оказании услуг потребитель в адрес регионального оператора не направлял, в силу чего довод ответчика о некачественном оказании услуг не нашел своего подтверждения.
Представленные ответчиком акты об определении фактического объема вывоза ТКО не являются актами о нарушении, документами, составленными в установленном разделом 5 договора порядке.
Представленные товариществом фото- и видеосъемки не позволяют достоверно соотнести их с спорными обстоятельствами.
Таким образом, стоимость оказанных услуг за период с 01.11.2021 по 31.01.2022 суд первой инстанции обоснованно определил в сумме 55 300 руб. 26 коп. на основании условий договора.
С учетом частичной оплаты в размере 8554 руб. 34 коп., величина задолженности ответчика составит 46 745 руб. 92 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В связи с просрочкой внесения платы ответчику подлежит начислению неустойка в размере 2918 руб. 04 коп. за период с 11.12.2021 по 31.03.2022.
Довод подателя жалобы о том, что суд первой инстанции взыскал задолженность за январь 2022 года в сумме, большей, чем заявлено истцом, не свидетельствует о том, что суд вышел за пределы иска, так как взысканная судом сумма задолженности исчисленную истцом сумму не превышает.
При этом необходимо учесть, что суд первой инстанции пришел к выводу о неверном способе расчета истцом суммы иска, произвел ее перерасчет на основании условий договора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2022 по делу N А41-59439/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Лесные дали" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59439/2022
Истец: ООО "РУЗСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: Дачное некоммерческое товарищество ЛПХ "Лесные дали"