г. Пермь |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А71-17612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гребенкиной Н.А.,
судей Бородулиной М.В., Гладких Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца, общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания",
ответчика, муниципального образования "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска,
ответчика, Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 сентября 2022 года
по делу N А71-17612/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ОГРН 1151840003480, ИНН 1840038019)
к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства" (ОГРН 1022302390461, ИНН 2315078029), муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137)
о понуждении обеспечить подачу горячей воды в подающем трубопроводе сети не ниже 70 градусов Цельсия, взыскании астрента,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ООО "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением о понуждении публичного акционерного общества "Т Плюс" Филиал "Удмуртский" (далее - ПАО "Т Плюс") в течение 10 дней после вступления решения в законную силу обеспечить подачу горячей воды с температурой в подающем трубопроводе сети не ниже 70 градусов Цельсия; обеспечить подачу горячей воды с температурой на вводе в дом не ниже 65 градусов Цельсия; обеспечить горячее водоснабжение с температурой в точке водозабора не ниже 60 градусов Цельсия многоквартирных домов по адресам: ул. Авангардная, д. 2, д. 4; ул. Выемка, д. 15а; ул. К. Либкнехта, д. 66; ул. Клубная, д. 66; ул. Парковая, д. 4а, д. 4б; ул. Редукторная, д. 8. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании судебной неустойки в размере 40 000 руб. в отношении каждого многоквартирного дома за каждый день просрочки исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу до истечении третьего месяца, 60 000 руб. в отношении каждого многоквартирного дома за каждый день просрочки исполнения решения суда начиная с четвертого месяца по день фактического исполнения (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции к рассмотрению на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определениями суда от 16.03.2022, от 07.04.2022 в силу статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - ФГУП "ГВСУ N 4"), Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска (далее - МО "Город Ижевск").
В заседании суда 05.09.2022 судом рассмотрено и удовлетворено ходатайство ФГУП "ГВСУ N 4" об изменении его наименования на Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства" (далее - ФГУП "ГУСС").
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.09.2022 исковые требования удовлетворены частично с обязанием ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский", ФГУП "ГУСС", МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: подачу горячей воды с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 2, ул. Авангардная, д. 4 (до внешней границы стены многоквартирного дома); подачу горячей воды с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Редукторная, д. 8, ул. К.Либкнехта, д. 66 (до внешней границы стены многоквартирного дома). В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал, взыскав с ответчиков также компенсацию за неисполнение решения суда в размере 250 руб. в отношении каждого многоквартирного дома за каждый день неисполнения решения суда по истечении двух месяцев со дня его вступления в законную силу до момента его фактического исполнения; с ответчиков в пользу истца взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, стороны обратились с апелляционными жалобами.
Оспаривая решение в части требований, в удовлетворении которых суд отказал, истец просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в обжалуемой части обязания ответчиков по обеспечению подачи горячей воды с температурой на вводе в дом не ниже 65 градусов Цельсия; горячего водоснабжения с температурой в точке водозабора не ниже 60 градусов Цельсия в отношении спорных многоквартирных домов.
В апелляционной жалобе истец ссылается на отсутствие оценки суда его доводов о понижении температуры горячей воды при движении по трубам от ввода в дом до точки водозабора (отчет ФГБОУ ВО "ИжГТУ"). Полагает, что нормативно установленная величина температуры не менее 60 градусов Цельсия не применима для ответчика, необходимо до стены дома поставлять ресурс выше 60 градусов Цельсия. При этом апеллянтом отмечено, что ответчик не опроверг расчеты истца о понижении температуры на 5 градусов Цельсия. Обоснованность заявленного требования и возможность повышения температуры горячей воды на вводе в многоквартирной дом подтверждена, по мнению истца, ссылками на судебные акты по делам N А60-7466/2020, N А47-4142/2017 и N А65-24534/2018 и N А65-22709/2019. Доказательств и расчетов в обоснование возражений о том, что горячая вода может не остывать при движении по трубам, ответчиком в материалы дела не представлено, выводы суда документально не мотивированы.
Ответчик, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, с решением суда первой инстанции не согласился в части возложения на него обязанности обеспечить подачу горячей воды с температурой не ниже 60 и не выше 75 градусов Цельсия до внешней границы стены многоквартирного дома по ул. Авангардной, д. 2 и д. 4, г. Ижевска, просит его отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на наличие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения к спорным многоквартирным домам (до границы балансовой принадлежности - внешней стены домов), в связи с чем на администрацию суд необоснованно, в нарушение действующего законодательства, возлагает обязанность по подаче горячей воды в указанном в решении температурном режиме. Полагает, что заключением концессионного соглашения с ООО "Удмуртские коммунальные системы" (правопреемник - ПАО "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский") администрация исполнила возложенную на нее обязанность по организации обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей спорных многоквартирных домов. Организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, в рассматриваемом случае являются ООО "Городская УК" и ПАО "Т Плюс" (в части поставки коммунального ресурса до границы балансовой принадлежности), администрация лишена возможности повлиять на своевременное исполнение решения суда, что свидетельствует о необоснованности взыскания судебной неустойки. Полагает, что в таком случае в условиях сложившейся геополитической обстановки, негативно влияющей на экономическую ситуацию в стране и регионе, бюджетные средства подвергнутся неэффективному расходованию, предполагающему невозможность своевременного исполнения возложенных на муниципальное образование "Город Ижевск" обязательств и социальных гарантий.
Оспаривая решение суда в части удовлетворенных требований в отношении многоквартирных домов по адресу: г. Ижевск, ул. Авангардная, д. 2, ул. Авангардная, д. 4, ответчик, ФГУП "ГУСС" также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение в обжалуемой части отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать.
В апелляционной жалобе им приведены доводы о том, что в отсутствие вины ФГУП "ГУСС" и причинно-следственной связи между отсутствием циркуляционного оборудования в принадлежащем ему ЦТП и подачей горячей воды в спорные многоквартирные дома ниже 60 градусов Цельсия, возлагать обязанность на ФГУП "ГУСС" обеспечения подачи горячей воды с температурой не ниже 60 градусов Цельсия до внешней стены домов по сетям, которые находятся на обслуживании ПАО "Т Плюс", считает необоснованным и незаконным.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
ФГУП "ГУСС" до начала судебного заседания заявлено письменное ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб без участия своего представителя, которое рассмотрено апелляционным судом в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Т Плюс" осуществляет производство, бесперебойную передачу тепловой энергии и горячей воды, эксплуатацию и обслуживание отопительной инфраструктуры г. Ижевска.
ООО "Городская УК" является управляющей организацией, оказывающей предоставление коммунальных услуг в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных в г. Ижевске, в том числе: ул. Авангардная, 2, 4, ул. Клубная, 66, ул. К Либкнехта, 66, ул. Парковая, 4а, 4б, ул. Редукторная, 8, что подтверждается протоколами общих собраний собственников помещений и договорами управления многоквартирными домами.
ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией в отношении указанных многоквартирных домов, а также дома N 15а по ул. Выемка в г. Ижевске, поставляя на вышеперечисленные объекты коммунальный ресурс - горячую воду.
Истец, обращаясь с рассматриваемым иском в суд, указал на то, что согласно представленным ведомостям учета параметров теплопотребления среднесуточная температура подаваемой ПАО "Т Плюс" горячей воды в спорные многоквартирные дома составляет менее 65 °C, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.42496-09.
Неоднократные обращения истца к ответчику о подаче горячей воды надлежащего качества (претензия от 01.11.2021) оставлены последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Требования истца в части многоквартирных домов: ул. Авангардная, 2, 4, ул. Редукторная, 8, ул. К. Либкнехта, 66, признаны судом первой инстанции законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании статей 8, 307, 309, 310, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал.
Кроме того, судом частично удовлетворено требование истца о взыскании судебной неустойки, подлежащей начислению на основании статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в уменьшенном размере - до 250 руб. в день.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционных жалоб сторон, суд апелляционной инстанции не установил правовых оснований для отмены (изменения) судебного акта на основании следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При этом качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ПАО "Т Плюс", являясь ресурсоснабжающей организацией, обязано поставлять ООО "Городская УК" горячую воду для обеспечения граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), устанавливают обязанность исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации по бесперебойной подаче горячей воды в целях оказания коммунальных услуг населению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы). Указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (пункт 1.2). Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (пункт 1.3).
Указанные Санитарно-эпидемиологические правила направлены на обеспечение эпидемиологической безопасности, безвредности химического состава, а также благоприятные органолептические свойства горячей воды, используемой населением для хозяйственно-бытовых нужд (пункт 2.1).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (пункт 2.4).
Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему ее безопасность, как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60 градусов Цельсия) и максимальным пределом (не выше 75 градусов Цельсия) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено, что температура горячей воды в точке водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09.
Изложенное свидетельствует о том, что обязанность поставлять горячую воду с температурой не ниже 60 °C в точку поставки установлена нормативно.
Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Общедомовой прибор учета фиксирует температуру подаваемой горячей воды на границе эксплуатационной ответственности сторон, при этом представленные в материалы дела ведомости учета параметров теплопотребления позволяют суду сделать вывод о поставке энергоресурса ненадлежащего качества с нарушением температурного режима горячей воды, подаваемой на нужды населения, что противоречит требованиям статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.4.2496-09.
Факты поставки в многоквартирные дома горячей воды с температурой ниже 60 градусов Цельсия до момента обращения истца с настоящим иском во все спорные многоквартирные дома подтверждены материалами дела, признаются доказанными, не оспорены ответчиками (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом необоснованно удовлетворены требования в отношении МО "Город Ижевск" в лице Администрации, не являющегося стороной спорных правоотношений, подлежат отклонению.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселения, городского округа, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи горячей воды установленного качества.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Закона.
В случае выявления несоответствия качества подаваемого коммунального ресурса установленным нормативам в статье 24 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" изложен порядок совместных мероприятий, которые обязаны провести ресурсоснабжающая организация и органы местного самоуправления в целях обеспечения абонентов горячей водой надлежащего качества.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 9 Устава муниципального образования "Город Ижевск" предусмотрено, что организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 44 Устава МО "Город Ижевск" организация работы по оказанию жилищно-коммунальных услуг является полномочиями Администрации.
Между МО "Город Ижевск" и ПАО "Т Плюс" заключено концессионное соглашение от 19.12.2016 N 1, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет создать и(или) реконструировать объекты теплоснабжения города Ижевска, состав и описание которых приведены в Приложении N 1, право собственности на которые принадлежат или будет принадлежать концеденту (МО "Город Ижевск"), и осуществлять производство, реализацию (поставку) горячей воды и производство, передачу тепловой энергии, преобразование теплоносителя, с целью обеспечения бесперебойного, надежного и безопасного теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей г. Ижевска, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1).
Концессионер обязан за свой счет создать и (или) реконструировать объект соглашения в сроки, указанные в пункте 9.2 соглашения в соответствии с заданием, установленным Приложением N 3 к соглашению. Создание и (или) реконструкция объекта соглашения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с соблюдением нормативных требований, технико-экономических показателей. Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, указанных в приложении N 3 к соглашению. Перечень мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения указан в приложении N 3, 9 к соглашению (пункты 4.1, 4.2 соглашения).
При исследовании представленных сторонами в материалы дела доказательств судом установлено, что в многоквартирных домах, расположенных по ул. Авангардная 2, 4, имеется циркуляционный трубопровод горячей воды до границы балансовой принадлежности (внешней стены многоквартирного дома).
Вместе с тем, многоквартирные дома обеспечиваются теплом и горячей водой от ЦТП, находящегося в собственности ФГУП "ГУСС", тепловые сети находятся в собственности МО "Город Ижевск".
Как следует из пояснений ПАО "Т Плюс", в указанном ЦТП отсутствует циркуляция, в связи с чем возможность обеспечить подачу горячей воды надлежащего качества жителям спорных многоквартирных домов путем восстановления циркуляции в ЦТП. Указанное обстоятельство подтверждается совместным актом обследования ЦТП, достоверность указанных в нем сведений ФГУП "ГУСС" в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не оспаривалась и не опровергнута допустимыми и относительными доказательствами по делу. О фальсификации указанного доказательства в порядке статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком также не заявлялось. В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы ФГУП "ГУСС" подлежат отклонению.
В рассматриваемом случае, законным признается вывод суда первой инстанции о том, что выполнение работ по созданию циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в ЦТП в целях обеспечения подачи на вводе в многоквартирные дома горячего водоснабжения, соответствующего нормативным параметрам, требует совместных действий со стороны ПАО "Т Плюс", ФГУП "ГУСС" и МО "Город Ижевск". При если первый ответчик несет непосредственную обязанность по обеспечению подачи горячей воды надлежащего качества, то муниципальном образовании, в свою очередь, лежит обязанность по организации водоснабжения населения на соответствующей территории, с учетом чего, вопреки доводам апелляционной жалобы последнего ответчика, только согласованными действиями всех поименованных субъектов в данном случае возможно разрешение вопроса обеспечения надлежащего качества горячей воды в интересах населения.
Также из пояснений ПАО "Т Плюс" следует, что в многоквартирные дома по ул. Редукторная, 8, ул. К. Либкнехта, 66 отсутствуют единые циркуляционные трубопроводы, что не позволяет обеспечить указанные многоквартирного дома коммунальным ресурсом надлежащего качества. В рассматриваемом случае, выполнение работ по созданию циркуляции с прокладкой соответствующих инженерных коммуникаций в спорных домах в целях обеспечения подачи на вводе в многоквартирные дома горячего водоснабжения, соответствующего нормативным параметрам, требует скоординированных действий со стороны ПАО "Т Плюс" и МО "Город Ижевск", на каждом из которых лежит свой объем обязанностей по обеспечению подачи горячей воды надлежащего качества и организации водоснабжения населения.
В связи с чем требования истца в части обеспечения нормативной температуры на вводе в многоквартирные дома N N 2, 4 по ул. Авангардная, N 8 по ул. Редукторная, N 66 по ул. К. Либкнехта законно и обоснованно признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению.
По мнению суда, указанный истцом срок для выполнения вышеперечисленных мероприятий не является разумным, в связи с чем срок выполнения мероприятий следует назначить в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Поскольку устранение нарушений прав потребителей возможно только вследствие совместных мероприятий ответчиков, требования истца подлежат удовлетворению как к ПАО "Т Плюс", так и к МО "Город Ижевск" и ФГУП "ГУСС" в соответствующей части.
При исследовании представленных сторонами в материалы дела доказательств судом установлено, что в многоквартирный дом N 66 по ул. Клубная имеется циркуляционный трубопровод горячей воды до границы балансовой принадлежности (внешней стены дома). В связи с чем, по мнению истца, поставка коммунального ресурса ненадлежащего качества происходит по вине ПАО "Т Плюс", которое занижает температуру коммунального ресурса на выходе с источника.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктами 2, 5, 6, 7 Правил N 491 в состав общего имущества включаются, в частности, оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 Правил N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
В силу подпункта "д" пункта 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункт 11 Правил N 491).
В соответствии с разделом II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания и включает в себя комплекс работ по контролю за его состоянием, поддержанием в исправности, работоспособности, наладке и регулированию (техническое обслуживание), а также комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных сетей здания. Организация планирования и выполнение указанных работ осуществляется организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункты 2.1-2.4 указанных Правил).
Согласно требованиям пункта 2.3.5 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в обязанности эксплуатирующей организации входит организация и планирование текущего ремонта инженерного оборудования жилых зданий, в том числе горячего водоснабжения (установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации (пункт 12 приложения N 7).
Пунктом 5.7 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" предусмотрено, что в жилых и общественных зданиях высотой свыше 4 этажей следует объединять группы водоразборных стояков кольцующими перемычками в секционные узлы с присоединением каждого секционного узла одним циркуляционным трубопроводом к сборному циркуляционному трубопроводу системы. В секционные узлы следует объединять от трех до семи водоразборных стояков. Кольцующие перемычки следует прокладывать по теплому чердаку, по холодному чердаку под слоем теплоизоляции, под потолком верхнего этажа при подаче воды в водоразборные стояки снизу или по подвалу при подаче воды в водоразборные стояки сверху.
Принимая во внимание, что задача по обеспечению граждан коммунальными ресурсами надлежащего качества возложена не только на ресурсоснабжающую организацию, но и на управляющую компанию, следовательно, последняя обязана предпринять все зависящие от нее меры для исполнения своих обязательств.
Поскольку одной из возможных причин подачи коммунального ресурса ненадлежащего качества является отсутствие циркуляционного трубопровода внутри многоквартирного дома (при наличии циркуляционного трубопровода до внешней стены дома и отсутствии значительных нарушений по температурному режиму в отношении иных многоквартирных домов, получающих коммунальный ресурс с одного источника) предъявление требований к ПАО "Т Плюс" до устранения возможных причин внутри многоквартирного дома является преждевременным. В связи с чем в удовлетворении требования о понуждении ПАО "Т Плюс" подавать коммунальный ресурс надлежащего качества в многоквартирный дом N 66 по ул. Клубная следует отказать, поскольку вина ответчика в поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества документально не подтверждена.
Исковые требования по поставке коммунального ресурса надлежащего качества в многоквартирные дома N N 4а и 4б по ул. Парковая удовлетворению не подлежат, поскольку согласно представленным ведомостям теплопотребления в указанных домах не зафиксирована подача коммунального ресурса с температурой ниже 60 градусов Цельсия. Требования о подаче коммунального ресурса не ниже 65 градусов Цельсия истцом нормативно не обоснованы. Доказательства, однозначно подтверждающие, что снижение температуры горячей воды на вводе в многоквартирные дома связана с подачей в сеть горячей воды ниже 65 градусов Цельсия, суду не представлены (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем соответствующие доводы апелляционной жалобы истца подлежат отклонению.
В обоснование своих требований о температуре на вводе в многоквартирные дома равной 65 градусов Цельсия истцом представлен отчет (инженерно-техническое обследование общедомовой системы горячего водоснабжения в многоквартирных домах) от 11.02.2022, выполненный ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова".
Указанным отчетом произведен расчет перепада температур ("остывания" воды) в трубопроводах многоквартирных домов различной этажности в зависимости от материалов труб и времени суток. Согласно представленному отчету перепады температур составляют от 0,75 градусов Цельсия до 6,60 градусов Цельсия.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленный в дело отчет, судом установлено, что спорный отчет составлен усредненным способом без применения конкретных показателей: тип постройки многоквартирных домов, этажность, количество подъездов и квартир в домах, наличие/отсутствие полотенцесушителей, протяженность трубопроводов, диаметр трубопровода, марки стали или пластика, в связи с чем, не может быть принят в качестве допустимого и относимого доказательства обоснованности исковых требований истца в отношении каждого заявленного в иске многоквартирного дома.
Таким образом, доказательств того, что именно температура на вводе в многоквартирные дома, равная 65 градусов Цельсия, позволит истцу при имеющихся технических характеристиках многоквартирных домов и сетей предоставить конечным потребителям коммунальный ресурс надлежащего качества, суду не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Требование истца в части подачи коммунального ресурса в точку водоразбора с температурой не ниже 60 градусов Цельсия также удовлетворению не подлежит.
ПАО "Т Плюс" является ресурсоснабжающей организацией и не является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов. В силу пунктов 8, 9 Правил N 354 именно истец является исполнителем коммунальных услуг и обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям надлежащего качества, в связи с чем заявленное требование свидетельствует о попытке возложить предусмотренную законом для него обязанность на иное лицо, что недопустимо.
В удовлетворении исковых требований относительно многоквартирного дома N 15а по ул. Выемка судом отказано правомерно, поскольку на момент рассмотрения настоящего дела ООО "Городская УК" утратила статус управляющей организации в отношении указанного многоквартирного дома.
Учитывая изложенное, требования истца в части многоквартирных домов: ул. Авангардная, 2, 4, ул. Редукторная, 8, ул. К Либкнехта 66 являются законными и обоснованными, правомерно удовлетворены судом первой инстанции на основании статей 8, 307, 309, 310, 542 Гражданского кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части исковых требований истцу обоснованно отказано судом.
Кроме того, с учетом принципов разумности, справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения стороны, с ответчиков в пользу истца взыскана судебная неустойка в сниженном судом размере - 250 руб. в отношении каждого многоквартирного дома за каждый день просрочки исполнения решения суда, подлежащая начислению по истечении двух месяцев срока с момента вступления решения суда в законную силу, до дня его фактического исполнения (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции полагает, что присужденный размер неустойки соответствует критериям соразмерности, разумности и адекватности.
С учетом характера обязательства, о возложении обязанности которого заявлено требование, суд пришел к выводу, что взыскание с ответчиков по 250 руб. в отношении каждого многоквартирного дома за каждый день неисполнения решения суда до его фактического исполнения является достаточной мотивацией для исполнения решения по настоящему делу.
При этом суд учитывает, что в результате такого присуждения исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика более выгодным, чем его неисполнение, что будет соответствовать целям защиты прав сторон.
Доводы МО "Город Ижевск" в лице администрации о незаконности возложения на него обязанности по уплате судебной неустойки не принимаются во внимание, учитывая вышеизложенные доводы о том, что указанное лицо является надлежащим ответчиком по делу с учетом возложенных на него Уставом обязательств по организации работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 сентября 2022 года по делу N А71-17612/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.А. Гребенкина |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-17612/2021
Истец: ООО "Городская управляющая компания"
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, ПАО "Т Плюс" Филиал "Удмуртский"
Третье лицо: ФГУП "Главное военно-строительное управление N4" "ГВСУ N4"