г. Пермь |
|
19 декабря 2022 г. |
Дело N А71-2834/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Аванта-Инвест",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 30 сентября 2022 года по делу N А71-2834/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аванта-Инвест" (ИНН 1832076148, ОГРН 1091832003317)
к Министерству имущественных отношений Удмуртской Республики (ИНН 1831040300, ОГРН 1021801170533)
о признании незаконным решения, выраженного в письме N 0487/01-14 от 27.01.2022, об отказе во внесении изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аванта-Инвест" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения, выраженного в письме Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - заинтересованное лицо, Минимущество УР, Министерство) от 27.01.2022 N 0487/01-14, об отказе во внесении изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 года, касающихся объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 18:26:020392:1783, площадью 2389 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Ижевск, ул. Удмуртская, 304.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в порядке апелляционного производства.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Здание используется для размещения объектов, предназначенных для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования (школы, лицеи, гимназии, художественные, музыкальные школы, образовательные кружки и иные организации, осуществляющие деятельность по воспитанию, образованию и просвещению), в том числе объектов, предназначенных для занятия обучающихся физической культурой и спортом. Фактическое использование объекта в указанных целях подтверждается техническим паспортом здания, составленным по состоянию на 28.09.2021. С учетом фактического использования и данных технического учета, имеются основания для исключения объекта из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, с даты фактического обследования и принятия решения уполномоченным органом. Действующее законодательство не содержит запрет на внесение изменений в такой перечень в течение налогового периода в том случае, если включенный в Перечень объект в течение налогового периода перестал соответствовать предъявляемым требованиям по фактическому использованию, сведениям, содержащимся в технической документации или виду разрешенного использования земельного участка.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Аванта-Инвест" является собственником объекта недвижимости: 3-этажное нежилое здание, кадастровый номер 18:26:020392:1783, площадью 2389кв.м, запись о государственной регистрации права собственности от 13.03.2020 (далее также - объект).
Данный объект Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 включено в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Постановлением администрации г. Ижевска от 26.11.2021 был установлен вид разрешенного использования земельного участка с адресным ориентиром г. Ижевск, Индустриальный район, ул. Удмуртская, на котором находится вышеуказанное здание общества: дошкольное, начальное и среднее общее образование (код 3.5.1); развлекательные мероприятия (код 4.8.1)
12.10.2021 общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания с целью исключения его из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Письмом N 0487/01-14 от 27.01.2022 Минимущество УР уведомило заявителя о своем отказе в исключении объекта недвижимости из Перечня объектов на 2021год со ссылкой на проведенное в 2018 году обследование, подтверждающее, что объект недвижимости является торгово-офисным центром.
Полагая, что отказ Минимущества УР нарушает требования действующего законодательства, а также права и законные интересы ООО "Аванта-Инвест", оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, не установив оснований для внесения в течение налогового периода каких-либо изменений в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения отказал.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2).
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
По сведениям, предоставленным ФГБУ "ФКП Росреестра", здание с кадастровым номером 18:26:020392:1783 образовалось путем реконструкции объекта недвижимости с кадастровым номером 18:26:020392:88, которое, по данным обследования 21.12.2018 и технического паспорта, было признано торгово-офисным центром, так как расположенные в здании помещения использовались исключительно для размещения торговых объектов.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в перечень включаются нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо оно фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Таким образом, нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Соответствующие правовые позиции отражены также в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.09.2019 N 84-АПА19-19.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 14.07.2014 N 270 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" функция по формированию проекта Перечня объектов возложена на Министерство, кроме того, указанным постановлением утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
В пункте 2 Положения перечислены действия Министерства, которые оно обязано совершить в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости, и формирования перечня.
В целях определения вида фактического использования объектов недвижимости Министерство осуществляет следующие мероприятия:
- проводит анализ сведений из ЕГРН, ежегодно представляемых Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, и сведений, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, на предмет выявления объектов недвижимости, соответствующих критериям, установленным статьей 378.1 НК РФ, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2003 N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике";
- проводит анализ информации, содержащейся в торговом реестре Удмуртской Республики, ведение которого осуществляется Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- проводит анализ информации об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- запрашивает у подведомственного Министерству бюджетного учреждения Удмуртской Республики "Центр кадастровой оценки и технической инвентаризации недвижимого имущества"" сведения о виде фактического использования объектов недвижимости, в отношении которых проведена государственная кадастровая оценка;
- направляет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, являющимся собственниками (владельцами) объектов недвижимости, запросы о предоставлении сведений и документов, указанных в п. 4 настоящего Положения, необходимых для определения вида фактического использования объектов недвижимости (при необходимости);
- запрашивает у муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, информацию о наличии на территории соответствующих муниципальных образований объектов недвижимости, соответствующих критериям (при необходимости);
- направляет запросы в отношении объектов недвижимости посредством межведомственного информационного взаимодействия (при необходимости).
В силу пункта 31 Положения на основании сведений, полученных в результате проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, указанных в пунктах 2, 3 настоящего Положения, Министерство ежегодно, не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество, разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики проект постановления об утверждении Перечня на очередной налоговый период.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что значимым для принятия решения о законности и обоснованности включения того или иного объекта недвижимого имущества в Перечень являются характеристики такого объекта на начало налогового периода.
На 01.01.2021 объект недвижимости заявителя относился к нежилым помещениям, предназначенным для размещения в нем торговых объектов и фактически использовался в названных целях.
Как разъяснено в апелляционных определениях Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2017 N 59-АПГ17-6, от 22.12.2017 N 45- АПГ 17-19 по смыслу пунктов 7, 10 и 12 статьи 378.2 НК РФ изменение в течение налогового периода включенного в перечень объекта недвижимого имущества, вследствие которого данный объект перестает соответствовать условиям для его включения в перечень, может влиять на порядок определения налоговой базы, но само по себе не является основанием для признания Перечня в этой части недействующим.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия поддерживает позицию суда первой инстанции об отсутствии оснований для внесения с конца 2021 года изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 года, в связи со спорным объектом.
Нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 сентября 2022 года по делу N А71-2834/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2834/2022
Истец: ООО "Аванта-Инвест"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики