г. Москва |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А40-186097/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-186097/23
по заявлению ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ" к Государственной жилищной инспекции города Москвы, третье лицо: ООО "ПИК-КОМФОРТ"
о признании незаконным распоряжения от 14.07.2023 N 15022-РП об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы.
при участии:
от заявителя: |
1.Рафалович И.Л. по доверенности от 01.02.2024; 2.Меламеда А.Л. по доверенности от 01.02.2024 |
от заинтересованного лица: |
Устинов С.Л. по доверенности от 22.12.2023; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ", далее Общество, заявитель, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы, далее Мосжилинспекция, ГЖИ, от 14.07.2023 N 15022-РП об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2023 отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГЖИ просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Представитель третьего лица, надлежаще извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд рассмотрел дело в порядке ст.ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела 19.05.2023 года в адрес Мосжилинспекции с заявлением о включении в реестр лицензий города Москвы обратилось ООО " УК Английский квартал" в отношении многоквартирного дома: ул. Мытная, д. 7, стр. 1.
24.05.2023 года, в целях исполнения части 3 статьи 198 ЖК РФ по внесению изменений в реестр лицензий города ГЖИ проведена проверка заявления и прилагаемых документов, сделано заключение, согласно которому: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях и представленных документах в части соблюдения требований законодательства при принятии решений на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 7, стр. 1, результаты которого оформлены протоколом от 05.05.2023 N ЭД-430324-783557-2023/1;
По мнению Инспекции, представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в соответствии с требованиями части 1 статьи 162 ЖК РФ.
Также выявлено противоречие сведений, представленных Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Английский квартал" (ИНН 9703006690), сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявлений (многоквартирный дом по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 7, стр. 1 находится в реестре лицензий города Москвы в списке многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190), заявление о расторжении договора управления указанным многоквартирным домом от Общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (ИНН 7701208190) в Мосжилинспекцию не поступало).
Распоряжением от 01.06.2023 N 14623-РЛ рассмотрение заявления ООО " Управляющая компания Английский квартал " приостановлено.
В соответствии с пунктом 15 Порядка и Положением установленным Постановлением N 366-ПП от 26.07.2011 Мосжилинспекцией направлены запросы о предоставлении дополнительных сведений в адрес заявителя, ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ", и действующей управляющей организации, ООО "ПИК-Комфорт".
29.06.2023 года Мосжилинспекцией составлено заключение и в соответствии с ч. 3 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "б" пункта 7, подпунктом "б" пункта 9, пунктом 17 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр и 14.07.2023 вынесено распоряжение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий города Москвы.
Основанием для принятия такого отказа в оспариваемом распоряжении указано несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, Общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно п. 6.3 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-1111, в целях осуществления своих полномочий Мосжилинспекция ведет реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.
Решение о внесении изменений в реестр лицензий принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, в соответствии с требованиями приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 4-6 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в п. 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных п. 5 Порядка.
В силу пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 Порядка.
Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения указано нарушение подпункта "б" пункта 5 Порядка, выявленным по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка: выявлена недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах (по представленным документам не подтверждается заключение договора управления с собственниками помещений, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме).
Между тем как следует из материалов дела согласно протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Москва, улица Мытная, д.7 стр.1, N ЭД-430324-783557-2023/1 от 05.05.2023 г. (вопрос N14), собственниками помещений принято решение о наделении Председателя Совета МКД полномочиями на подписание от имени собственников помещений в МКД договора управления (действуя без доверенности), утвержденного решением данного ОСС с управляющей организацией "УК Английский квартал".
По данному вопросу "ЗА" проголосовало 92,18% от общего количества собственников, принявших участие в голосовании и 54,18 % от общего количества собственников помещений. Кворум по данному вопросу набран.
Как верно указывает Общество, ссылаясь на п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ, председатель совета многоквартирного дома на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает договор управления многоквартирным домом на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме.
С учетом изложенного, договор управления МКД может подписать от лица собственников Председатель совета МКД, если собственники наделят его таким полномочием на общем собрании собственников (п. 6 ч. 8 ст. 161.1, п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).
Таким образом, договор управления МКД от 05 мая 2023 года заключен на основании Решения общего собрания собственников помещений. Решение оформлено в виде протокола N ЭД-430324-78557-2023/1 от 05.05.2023 г (далее по тексту - Протокол). Условия договора управления утверждены Протоколом общего собрания собственников (п. 12 Протокола). От имени собственников договор подписан председателем совета дома, Хованским Алексеем Владимировичем, избранным в соответствии с п.7 Протокола. Полномочия на подписание договора были предоставлены на общем собрании, в соответствии с п.4 ст. 185 ГК РФ и п. 14 Протокола.
Как указывает ООО "УК Английский квартал" и не отрицает ГЖИ в комплекте с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий представило копию договора управления, утвержденного решением собрания собственников помещений многоквартирного дома, соответственно, требования подпункта "в" пункта 3 Порядка N 938/пр заявителем исполнены, а приведенный в заключении МЖИ вывод о нарушении заявителем этих положений представляется необоснованным.
Оригинал договора управления от 05.05.2023 г. в адрес МЖИ направлен 19.05.2023 г. в составе пакета документов, в который входил также и протокол общего собрания, наделяющий Председателя совета МКД правом подписания договора управления.
В рассматриваемом случае подлежит применению общее правило, предусмотренное частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме. В данном случае идет речь о наделении председателя Совета МКД на подписание договора управления многоквартирного дома, а не о наделении полномочиями на принятие каких-либо решений (Постановление Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-200859/22 от 14.09.2023).
При этом апелляционным судом принимается во внимание, что в части доводов ГЖИ о том, что размещенный в системе ГИС ЖКХ реестр собственников, не содержит подписей самих собственников, не содержит отсылку на требование нормативного правового акта.
Иных оснований для отказа во включение в реестр лицензий спорного многоквартирного дома оспариваемое распоряжение не содержит.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД' выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению МКД, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
Частью 1 статьи 198 ЖК РФ определено, что сведения о МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационной-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Судом первой инстанции учтено, что основания для внесения в реестр лицензий города Москвы сведений о том, что Заявитель осуществляет управление многоквартирным домом по решению общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от N ЭД-430324-78557-2023/1 от 05.05.2023, отсутствуют, в связи с наличием сведений об управлении указанным домом управляющей организацией ООО "ПИК-Комфорт" (третьим лицом).
Между тем, как указано выше оспариваемое распоряжение не содержит такого основания для отказа.
Как следует из представленных в суд документов, ООО "ПИК-Комфорт", на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 7, стр. 1 в форме очно-заочного голосования от 31.12.2021 N б/н, избрано управляющей организацией в указанном доме (договор управления многоквартирным домом от 31.12.2021 N б/н).
Кроме того, из придавленного в материалы дела ответа ООО "ПИК-Комфорт" в период с 15.05.2023 по 28.05.2023 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Москва, ул. Мытная, д. 7, стр. 1 проведено общее собрание собственников помещений указанного дома. На данном собрании собственниками помещений приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ" и о выборе ООО "ПИК-Комфорт" в качестве убавляющей организации указанного дома.
Таким образом, управление вышеуказанным многоквартирным домом, по мнению Инспекции, уполномочено осуществлять ООО "ПИК-Комфорт" на основании более позднего протокола собрания.
Между тем в пункте 15 Порядка N 938/пр предусмотрено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 этого Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункт "а"); в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 данного Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей (подпункт "б"); в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 этого Порядка (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 16 Порядка N 938/пр, в случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок рассмотрения заявления и документов продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 этого Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.
Из пункта 17 Порядка N 938/пр следует, что по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 данного Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктом "а" и "б" пункта 7 этого Порядка.
Вместе с тем, судами установлено, что инспекцией в нарушение части 1.1 статьи 46, части 3 статьи 198 ЖК РФ проверка не проведена, надлежащим образом оценка протоколов собраний не произведена. Обратного материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом оценки обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого распоряжения положениям действующего законодательства и, как следствие, нарушения прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с этим приходит к выводу о том, что права и законные интересы Общества нарушены.
Доводы Инспекции о том, что инспекция не имела законных оснований для проведения проверки в связи с принятием постановления N 336, не могут быть приняты во внимание, поскольку из материалов дела следует, что инспекция обладала сведениями о противоречивой ситуации в конкретном многоквартирном доме относительно действительной воли собственников помещений, которая могла быть устранена проведением тщательной внеплановой проверки.
Таким образом, судом установлена совокупность оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным.
Руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, суд считает необходимым возложить на Инспекцию обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом, не подменяя уполномоченный орган, суд апелляционной инстанции полагает, что Инспекция должна повторно рассмотреть заявление Общества с учетом выводов настоящего судебного акта, дать оценку имеющемуся протоколу собрания собственников, представленному ООО "ПИК Комфорт" по проведенному 15.05.2023 по 28.05.2023 собственниками помещений спорного многоквартирного дома общего собрания, в том числе с учетом сообщений заявителя об обращении о фальсификации документов со стороны ООО "ПИК-Комфорт" к руководителю ГС СК России по г. Москве, а также в прокуратуру г. Москвы в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
В силу ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.12.2023 по делу N А40-186097/23, отменить.
Признать незаконным и отменить распоряжение Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 14.07.2023 N 15022-РП об отказе во внесении изменений в реестр лицензий г. Москвы.
Обязать Государственную жилищную инспекцию г.Москвы восстановить нарушенные права заявителя в установленном законом порядке.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции г.Москвы в пользу ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ" расходы по госпошлине 3000 руб. по заявлению, 1500 руб. - по апелляционной жалобе
Возвратить из федерального бюджета ООО "УК АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ" излишне уплаченную госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186097/2023
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АНГЛИЙСКИЙ КВАРТАЛ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "ПИК-КОМФОРТ"