город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А32-40941/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ГБУЗ Выселковская ЦРБ посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Ширшов К.М. по доверенности от 02.12.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артконцепт21"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.09.2022 по делу N А32-40941/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артконцепт21"
(ОГРН: 1167746885954, ИНН: 7704372431)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813)
при участии третьих лиц: государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ
В.Ф. Долгополова" Министерства здравоохранения Краснодарского края
(ОГРН: 1022303554570, ИНН: 2328005589), общества с ограниченной ответственностью "Медимком" (ОГРН: 1037821122932, ИНН: 7810308251)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Артконцепт21" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарскому УФАС России об оспаривании решения от 01.06.2021 N 809/2021-КС по делу N 023/06/64-2663/2021.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Артконцепт21" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что положения ч. 1.1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, предусматривающие обязанность использовать характеристики российских товаров должны использоваться во взаимосвязи с иными положениями законодательства, в частности ч. 1 ст. 33 указанного закона и ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, то есть даже при описании объекта закупки на основе характеристик российских товаров, заказчик не вправе необоснованно ограничивать конкуренцию. Судом не дана надлежащая оценка доводам истца о необоснованности включения заказчиком дополнительных характеристик товара, ограничивающих возможность участия иных участников закупки. Для закупки товара, который по своим характеристикам соответствует товару только одного производителя заказчику необходимо доказать реальную необходимость закупки именно этого товара, специфику его использования, и невозможность или нецелесообразность закупки товаров, имеющих широко используемые характеристики. Заказчиком ни при составлении технического задания, ни при ответе на направленный в ЕИС запрос, ни входе разбирательства в антимонопольном органе не представлено обоснование необходимости оспариваемой характеристики, делающей товара, указанный в позиции N4 технического задания к закупке, эксклюзивным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова" Министерства здравоохранения Краснодарского края просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ГБУЗ Выселковская ЦРБ поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя ГБУЗ Выселковская ЦРБ в судебном заседании в режиме веб-конференции.
От ООО "Артконцепт21" поступило ходатайство о приобщении дополнительных письменных пояснений к материалам дела.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении дополнительных письменных пояснений к материалам дела.
В судебном заседании представитель ГБУЗ Выселковская ЦРБ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, ГБУЗ Выселковская ЦРБ в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.05.2021 размещено извещение N 0318300163421000242 и документация об электронном аукционе на поставку медицинских изделий.
В результате изучения технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации, обществом обнаружены требования к товару, которые, по мнению заявителя, необоснованно ограничивают количество участников закупки, а именно: по позиции 4 технического задания требуются характеристики:
- "Наличие емкости с дистиллированной водой объемом 250 мл. Соответствует объему емкости камеры увлажнителя";
- "все компоненты набора должны поставляться в единой заводской упаковке". Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой на положения
документации об электронном аукционе, по результатам рассмотрения которой решением Краснодарского УФАС России от 01.06.2021 N 809/2021-КС по делу N 023/06/642663/2021 жалоба в этой данной части признана необоснованной.
Действия заказчика, установившего неправомерные, по мнению заявителя, требования к товарам, а также решение Краснодарского УФАС России о признании жалобы обоснованной, нарушили права общества, лишив его возможности принять участие в указанном электронном аукционе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе или Закон N 44-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Из материалов дела следует, что в Краснодарское УФАС России поступила жалоба ООО "Артконцепт21" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова" Министерства здравоохранения Краснодарского края (сокращенное наименованием - ГБУЗ Выселковская ЦРБ) при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300163421000242) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Общество, обжалуя положения аукционной документации, указывало, что совокупности характеристик п. 4 объекта закупки соответствует товар единственного производителя, что ограничивает количество участников закупки, а также, что в ответах на запросы не содержатся предметы самого запроса.
По результатам рассмотрения жалобы, Краснодарским УФАС России вынесено оспариваемое решение, согласно которому решено:
1.Признать жалобу ООО "Артконцепт21" обоснованной в части нарушения ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2.Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им.
Д.Ф. Долгополова" МЗ КК нарушение ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияло, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300163421000242).
5.Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в просительной части своего заявления в суд общество просит признать незаконным указанное выше решение в полном объеме, фактически оно оспаривает только выводы антимонопольного органа о признании необоснованными доводов заявителя о том, что позицией 4 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки.
Как следует из материалов дела, Заказчиком - ГБУЗ Выселковская ЦРБ проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300163421000242).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 009,80 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки".
Довод общества о том, что поз.4 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонен. У суда апелляционной отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ, каталог
используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался КТРУ, используя обязательные для применения характеристики и их значения.
Подходящее для Заказчика описание позиции N 4 объекта закупки содержит код КТРУ 32.50.13.190-00248, при этом, исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик дополнил описание названной позиции дополнительной информацией.
Вся дополнительная информация, содержащаяся в описании объекта закупки, обоснована Заказчиком в соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ, что позволяет в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика.
Одной из дополнительных характеристик позиции N 4 объекта закупки Заказчиком определено "Наличие емкости с дистиллированной водой объемом 250 мл.", что обосновано тем фактом, что данный объем емкости соответствует объему емкости камеры увлажнителя, о чем Заказчик указал в пункте 16 раздела 2 "Описание объекта закупки" документации при описании позиции N 4 объекта закупки, а впоследствии и в разъяснениях, размещенных в Единой информационной системе 21.05.2021 в 13:45 (МСК).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14, частью 25 статьи 22, частями 4 - 6 статьи 30.1 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление Правительства РФ N 2014).
Постановлением Правительства РФ N 2014 согласно Приложению установлена минимальная обязательная доля закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году.
Часть 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Постановление Правительства РФ N 2014 применяется к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены), контракты по результатам которых заключены после 01.01.2021.
Положения названного постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения такой доли применяются при подготовке отчета и обоснования с 01.01.2022.
Минимальная доля определена Постановлением Правительства РФ N 2014 в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году, при этом лишь Министерство промышленности и торговли Российской Федерации наделено полномочиями по осуществлению оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок (пункт 5 Постановления Правительства РФ N 2014).
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что при описании объекта закупки Заказчиком были учтены положения Постановления Правительства РФ N 2014, а документация об электронном аукционе подготовлена в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При описании позиции N 4 объекта закупки Заказчик руководствовался кодом КТРУ 32.50.13.190-00248, содержащий следующую информацию: ОКПД2 - 32.50.13.190, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам - 185610.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства РФ N 2014 позиция N 4 объекта закупки включена в группу 97 "Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких".
Закон о контрактной системе устанавливает требования к описанию заказчиком объекта закупки. В частности, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, если они влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В то же время Закон о контрактной системе не устанавливает ограничений в отношении выбора заказчиком объекта закупки как такового, то есть выбора товаров, работ, услуг, которые будут предметом одного контракта.
Как следует из положений Закона о контрактной системе (в частности из статей 12, 13, частей 1 и 2 статьи 33), заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям.
Заказчик вправе определять предмет контракта исходя из собственных нужд с учетом требований законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что лот сформирован на основании потребности Заказчика, это не противоречит Закону о контрактной системе, а включенные в указанный лот товары объединены единым техническим и функциональным назначением, в связи с чем, количество потенциальных участников закупки не ограничивается.
Включение в состав изделия (принадлежность) емкости с водой является обычной практикой для тех изделий, в которых такая емкость должна применяться в соответствии с эксплуатационной документацией.
Антимонопольный орган установил, что в соответствии с инструкцией по применению дыхательного контура компании Фишер и Пайкел для использования дыхательного контура к камере увлажнения необходимо присоединять емкость с водой.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2017 N 310-КГ17-1939, заказчик вправе самостоятельно определить параметры и характеристики товара, удовлетворяющие его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
Следовательно, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, таким образом, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Судом первой инстанции было установлено, что заказчик давал пояснения на запросы о положениях документации об электронном аукционе, при этом в нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе ответ Заказчика на запрос от 20.05.2021 N РД2 не содержит предмета запроса, что является признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что описание объекта закупки противоречит Методическим указаниям МУ 2.1.4.1057-01, положениям ГОСТ 6709 - 72.
В запросах на разъяснение положений аукционной документации от 24.05.2021 г. в 15:42 ответ 9688, от 24.05.2021 г. в 15:43 ответ 9692 даны ответы, в которых содержится информация о предмете запроса.
1. Фармакопея - собрание нормативных документов, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. Объектом данной закупки указано: Поставка изделий медицинского назначения. Емкость с дистиллированной водой входит в состав контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, который является медицинским изделием. ОКПД2 данной позиции -32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки. Таким образом, аукционная документация составлена в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ, а также приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н и Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не может противоречить нормам Государственной Фармакопеи.
2.3 Положение СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", а именно п 6.6 "При подготовке к использованию наркозно-дыхательной аппаратуры с целью предотвращения перекрестного инфицирования пациентов через наркозно-дыхательную аппаратуру используют специальные бактериальные фильтры, предназначенные для оснащения указанной аппаратуры. Установку и замену фильтров осуществляют в соответствии с инструкцией по применению конкретного фильтра. Для заполнения резервуаров увлажнителей следует использовать стерильную дистиллированную воду. Рекомендуется использование тепловлагообменников. Съемные детали аппаратов дезинфицируют так же, как изделия медицинского назначения из соответствующих материалов"; - в отношении данного пункта будет внесено изменение в аукционную документацию - описание будет дополнено требованиями в отношении стерильности дистиллированной воды, так как действительно требуемая емкость должна содержать стерильную дистиллированную воду.
4. Методические указания МУ 2.1.4.1057-01 - п. 7 содержит информацию по контролю качества дистиллированной воды, используемой в микробиологических лабораториях для приготовления питательных средств, различных растворов, мытья лабораторной посуды, заправки паровых стерилизаторов. Дистиллированная вода, применяемая в микробиологических лабораториях, должна соответствовать требованиям ГОСТа 6709-72 и проходить контроль не реже 1 раза в месяц.
В положении ГОСта 6709-72 указано: "Настоящий стандарт распространяется на дистиллированную воду, получаемую в перегонных аппаратах и применяемую для анализа химических реактивов и приготовления растворов реактивов".
Согласно описанию в позиции N 4 закупки емкость с дистиллированной водой входит в состав контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования и предназначена для заполнения камеры увлажнителя. Заказчиком так же дополнительно указано в наименовании позиции то, что она является медицинским изделием.
Судебная коллегия приходит к выводу, что описание объекта закупки не противоречит Методическим указаниям МУ 2.1.4.1057-01, положениям ГОСТ 6709 - 72.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. С учетом требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в соответствии с КТРУ и содержит обоснование дополнительных характеристик, которые позволяют в наибольшей степени удовлетворить потребности Заказчика, наличие емкости с дистиллированной водой, объемом 250 мл обосновано тем фактом, что данный объем емкости соответствует объему емкости камеры увлажнителя, что было указано в документации.
Указанная в аукционной документации продукция имеется в свободном обращении на рынке медицинских изделий РФ, что подтверждается проведенным Заказчиком в рамках требований статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ исследованием рынка и сформированным на его основании обоснованием НМЦК, что свидетельствует об отсутствии каких бы то ни было ограничений конкуренции со стороны Заказчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение Краснодарского УФАС России от 01.06.2021 N 809/2021-КС по делу N 023/06/642663/2021 соответствует требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких условиях, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.09.2022 по делу N А32-40941/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40941/2021
Истец: ООО "Артконцепт21"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ГБУЗ "Выселковская центральная районная больница имени залуженного врача Российской Федерации В.Ф. Долгополова" Министерства здравоохранения Краснодарского края, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача Российской Федерации В.Ф. Долгополова" Министерства здравоохранения Краснодарского края, ООО МЕДИМКОМ