г. Пермь |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А60-33858/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии в судебном заседании:
от Уральской электронной таможни - Удовиченко С.С., удостоверение, доверенность 36 от 13.12.2021, диплом (в режиме веб-конференции посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел":
от ООО "Гера" - Бухвалова Д.С., паспорт, доверенность N 5/2022 от 18.05.2022, диплом,
при рассмотрении в открытом судебном заседании апелляционной жалобы заинтересованного лица, Уральской электронной таможни,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 сентября 2022 года по делу N А60-33858/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гера" (ОГРН 1136671001708, ИНН 6671413600)
к Уральской электронной таможне (ОГРН 1186658051271, ИНН 6671087515)
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в декларации на товары N 10511010/180121/0008234, N 10511010/250221/0031767,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гера" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Уральской электронной таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в декларации на товары (ДТ) N 10511010/180121/0008234, N 10511010/250221/0031767, выраженное в письме N 12-20/2184 от 25.03.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Уральской электронной таможни, выраженное в письме N 12-20/2184 от 25.03.2022 об отказе во внесении изменений (дополнений) в ДТ: 10511010/180121/0008234, 10511010/250221/0031767; на таможню возложена обязанность внести изменения, содержащиеся в обращениях (заявлениях) о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ после выпуска товаров: N 6 от 10.03.2022, N 9 от 10.03.2022.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, таможенный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.
Согласно доводам, приведенным в апелляционной жалобе, подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 и пунктом 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) установлено, что для применения льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) необходимо включение товара в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также предоставление регистрационного удостоверения на медицинское изделие. В представленном обществом регистрационном удостоверении указан код (ОКП) 93 9377. Товары, имеющие код (ОКП) 93 9377, в Перечне Правительства РФ не поименованы. Письма заявителя, представленные в обоснование присвоения надлежащего кода ОКП, не могут служить документами, подтверждающими право на освобождение ввозимого товара от уплаты НДС. Декларация о соответствии является документом, подтверждающим соответствие товара техническим регламентам, а не кодам ОКП/ОКПД 2. Заявленные в ней сведения вносятся на основании представленной самим же заявителем информации, проверка, указанных сведений на соответствие сведениям, указанным в регистрационном удостоверении не проводится, а лишь регистрируется. Таким образом, декларация о соответствии также не может служить документом, подтверждающим право на освобождение ввозимого товара от уплаты НДС, подменяя собой по назначению регистрационное удостоверение. Вывод суда о праве организации самостоятельно изменить упраздненный код ОКП на действующий код ОКПД 2 не соответствует действительности. Единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП/ОКПД 2 ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение.
Заявитель в представленном отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами таможни, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель таможни выразил несогласие с решением суда, доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Как следует из материалов дела, между обществом и фирмой "Gynetics Medical Products N.V." (Бельгия) заключен внешнеэкономический контракт (договор) N GMP/G-13/04 от 01.04.2013 на поставку медицинских изделий на территорию Российской Федерации. Поставляемые по данному контракту товары представляют собой следующие зарегистрированные на территории Российской Федерации медицинские изделия:
1. Катетеры и канюли для вспомогательных репродуктивных технологий (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2010/08736 от 29.12.2010).
2. Катетеры для вспомогательных репродуктивных технологий (регистрационное удостоверение: N ФСЗ 2011/08929 от 25.01.2011).
При выдаче регистрационных удостоверений данным медицинским изделиям присвоен код ОКП 93 9377 "Материалы хирургические и средства перевязочные специальные прочие. Изделия полимерные" (л.д.20-21), ОКПД 2 32.50.13.110 (Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты), код ТН ВЭД 9018 39 0000 (Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения. Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты. Прочие).
Заявителем представлены описание данных медицинских изделий, техническая характеристика, инструкции по применению, коды ОКП и ОКПД2 с пояснениями.
На Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни с целью таможенного декларирования товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, поданы декларации на товары (ДТ) N N 10511010/180121/0008234, 10511010/250221/0031767, с уплатой всех таможенных платежей, включая НДС.
При декларировании товаров в таможенные органы предоставлены вышеуказанные регистрационные удостоверения N ФСЗ 2010/08736 от 29.12.2010, N ФСЗ 2011/08929 от 25.01.2011, а также декларации о соответствии: N РОСС RU Д-ВЕ.ИМ25.В.00175/19 от 08.04.2019, РОСС RU Д-ВЕ.ИМ25.В.00176/19 от 08.04.2019.
После уплаты всех пошлин, налогов и сборов (включая НДС) товары прошли таможенное оформление и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
По мнению заявителя, ввезенные им товары относятся к медицинским изделиям, ввоз которых на территорию Российской Федерации, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), поскольку включен в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042.
14.03.2022 по указанным ДТ от декларанта поступили обращения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в графах, которые касаются получения преференций, а также исчисленных обязательных платежей.
В соответствии со статьями 324, 326 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможней проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров. По результатам анализа представленных документов и сведений таможней принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС, формализованное в письме от 25.03.2022 N 12-20/2184. Таможенный орган отказал во внесении изменений по следующему основанию: поскольку указанный в регистрационных удостоверениях N ФСЗ 2010/08736 от 29.12.2010, N ФСЗ 2011/08929 от 25.01.2011 код ОКП 93 9377 не входит в льготный перечень, а единственным документом, достоверно подтверждающим код ОКП/ОКПД 2, является именно регистрационное удостоверение, то правомерность предоставления льготы по уплате НДС в отношении данных медицинских изделий не доказана.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей сторон, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Исходя из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в том числе о льготах по уплате таможенных платежей.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
На основании подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате налогов, являющиеся льготами по уплате таможенных платежей, устанавливаются законодательством государств - членов ЕАЭС.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) определено, что к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе медицинских изделий.
Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Данный Перечень представлен в виде таблица, в которой в первом столбце указывается наименование товара и ссылка на код по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93, во втором - соответствующий код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в третьем - соответствующий код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии со сноской "*" к Перечню код по ОКП ОК 005-93 учитывается в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на код (ОКП) ОК 005-93 (зарегистрированных в установленном порядке до 01.01.2017).
Согласно примечанию 1 к Перечню, для целей применения раздела I "Медицинские изделия" следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом ЕАЭС или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при ввозе товаров в Российскую Федерацию для возможности их освобождения от уплаты НДС существенным является одновременное совпадение кода ТН ВЭД ЕАЭС и кода ОКП в рамках одного пункта Перечня.
В числе прочих медицинских изделий в Перечень, раздел I "Медицинские изделия", включены изделия "Инструменты колющие <за исключением шприцев>, код по ОКП ОК 005-93 - 94 3200 (иглы стержневые; иглы трубчатые (инъекционные); скарификаторы, перья; перфораторы, троакары)", код по ОК 034-2014 (ОКПД 2) 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты". Этому коду могут соответствовать коды ТН ВЭД ЕАЭС 9018 32, 9018 39 000 0 и 9018 90 840 9.
Примененный обществом код ТН ВЭД 9018 39 000 0 включен в группу "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения", субпозицию "прочие".
В соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Как уже указано в постановлении, на спорные товары обществом представлены:
регистрационное удостоверение от 29.12.2010 N ФСЗ 2010/08736, выданное на медицинское изделие "Катетеры и канюли для вспомогательных репродуктивных технологий";
регистрационное удостоверение от 25.01.2011 N ФСЗ 2011/08929 выданное на медицинское изделие "Катетеры для вспомогательных репродуктивных технологий".
Согласно подпункту "и" пункта 56 Правил в регистрационном удостоверении указывается в том числе код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
До 01.01.2017 на территории Российской Федерации применялся Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, а с 01.01.2017 - Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
В связи с некорректным переходом между ключами с ОКП на ОКПД 2 заявитель обратился в Росздравнадзор с письмом N 1 от 08.06.2021 о внесении изменений в вышеуказанные регистрационные удостоверения.
Росздравнадзор в ответе от 22.06.2021 N 10-34053/21 указал, что внесение изменений в документы регистрационного досье в связи с изменением Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) не предусмотрено пунктом 37 Правил, которым установлен исчерпывающий перечень случаев для внесения изменений в регистрационные удостоверения (л.д.67-69 том 1).
В ответ на дополнительный запрос общества от 24.11.2021 Росздравнадзор письмом N 10-72688/21 от 14.12.2021 подтвердил возможность отнесения медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения от 29.12.2010 N ФСЗ 2010/08736 и от 25.01.2011 N ФСЗ 2011/08929, к коду ОКПД 2 - 32.50.13.110 (Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты) (л.д.70-73 том 1).
Поскольку Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку, ведение и применение классификаторов ОКП и ОКПД 2, заявитель обратился к данному органу за разъяснением и подтверждением соответствующих кодов по изделиям, на которые выданы вышеуказанные регистрационные удостоверения (запрос N 10 от 21.03.2022).
В своем ответе N ОГ-Д18-4194 от 20.04.2022 Минэкономразвития России подтверждает отнесение данных Товаров к актуальному коду ОКПД 2 - 32.50.13.110 - Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты, что также подтверждает позицию Заявителя.
Таким образом, уполномоченные органы подтвердили позицию заявителя о том, что спорные товары (катетеры и канюли) относятся к коду ОКПД 2 32.50.13.110.
Согласно представленным в таможенные органы декларациям о соответствии: РОСС RU Д-ВЕ.ИМ25.В.00175/19 от 08.04.2019, РОСС RU Д-ВЕ.ИМ25.В.00176/19 от 08.04.2019, данным медицинским изделиям присвоен код ОКПД 2 - 32.50.13.110, код ТН ВЭД 9018 39 0000, что полностью соответствует характеристикам и назначению товаров. Декларации о соответствии оформлены в установленном порядке, выданы и зарегистрированы уполномоченным органом, на основании соответствующих протоколов испытаний, регистрационных удостоверений.
Поскольку медицинские изделия с кодом ОКПД 2 32.50.13.110 и кодом ТН ВЭД 9018 39 0000 включены в Перечень, утвержденный в Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, и на ввезенные изделия обществом представлены регистрационные удостоверения, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их ввоз подлежит освобождению от уплаты НДС.
Вопреки доводам таможенного органа, в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не указано, что код медицинского изделия по ОКП или ОКПД 2 должен быть подтвержден именно регистрационным удостоверением.
В данной норме Кодекса говорится лишь о двух условиях освобождения от уплаты НДС: включение в Перечень и представление регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом ЕАЭС или законодательством Российской Федерации.
Указание в Перечне кодов ОКП или ОКПД 2 облегчает доказывание права на применение льготы, однако не является безусловным основанием для отказа в ее предоставлении, если указанный в регистрационном удостоверении код отсутствует в Перечне.
В рассматриваемом случае суд установил, что ввозимые обществом медицинские изделия: "Катетеры и канюли для вспомогательных репродуктивных технологий", "Катетеры для вспомогательных репродуктивных технологий" фактически являются эндоскопическими медицинскими изделиями, используемыми во вспомогательных репродуктивных технологиях (катетер представляет собой стерильную полимерную трубку с мягким кончиком с одной стороны и втулкой для присоединения шприца с другой стороны. Изделие предназначено для переноса эмбриона в полость матки; канюля представляет собой стерильную полимерную трубку с мягким кончиком с одной стороны и втулкой для присоединения шприца с другой стороны. Изделие предназначено для введения отмытых сперматозоидов в полость матки (внутриматочная инсеминация)), в связи с чем они подлежат классификации по коду ОКПД 2 - 32.50.13.110, а не 21.20.24.120, который указывается при автоматическом переходе ключей от ОКП к ОКПД 2.
Поскольку по своему функциональному назначению ввозимые товары соответствуют коду ОКПД 2 - 32.50.13.110, ТН ВЭД - 9018 39 0000, заявление обществом освобождения от НДС является правомерным.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, о применены нормы материального права.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Ссылка таможенного органа на судебную практику отклоняется, так как она сформирована по делам с иными обстоятельствами. Общество представило в дело судебные акты по спорам, более сходными с обстоятельствами настоящего дела (л.д.136-143 том 1).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2022 года по делу N А60-33858/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33858/2022
Истец: ООО "Гера"
Ответчик: УРАЛЬСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ