г. Москва |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А40-133796/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Т.Б.Красновой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания П.С.Бурцевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Всеволожский"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2022 по делу N А40-133796/22
по заявлению ООО "Всеволожский"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконным и отмене,
при участии:
от заявителя: |
Исаев С.Б. по дов. от 04.10.2021; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по дов. от 17.01.2022; |
от третьего лица: |
Горчакова Е.А. по дов. от 29.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Всеволожский" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) об оспаривании решения, изложенного в уведомлении от 11.05.2022 N КУВД-001/2022- 4142121/3 (MFC-0558/2022-179821) об отказе государственной регистрации прав.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.10.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Всеволожский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по г.Москве и Департамент городского имущества г.Москвы считают решение суда законным и обоснованным, просят отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из обстоятельств дела, между Департаментом городского имущества города Москвы, являющимся арендодателем и ООО "Ленинский 154" (правопредшественник заявителя ООО "Всеволожский") (далее также - Заявитель), являющимся арендатором, был заключен договор аренды земельного участка N М-07-001898 от 24.03.1995 (далее также - Договор аренды) в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014009:6 (далее также - Земельный участок).
Земельный участок был предоставлен Заявителю в аренду для целей проектирования и строительства объектов капитального строительства (многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), обслуживание автотранспорта, образование и просвещение) на срок до 24.10.2022.
На основании разрешений на строительство N 77-207000-013849-2016 от 30.12.2016 и N 77-207000-018206-2019 от 04.04.2019 Заявитель осуществил на Земельном участке строительство объекта "Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и встроенными нежилыми помещениями", расположенного по адресу: г. Москва, Ленинский проспект, д. 154, корп. 2 (далее также - МКД), что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию N 77-207000-008948-2019 от 28.05.2019.
05.06.2019 МКД был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 77:07:0014009:10623.
01.07.2019 была произведена государственная регистрация первого права собственности в отношении объекта, расположенного в МКД, а именно Управлением Росреестра по Москве (далее также - Управление) была произведена государственная регистрация права собственности гражданина РФ Родионова Александра Викторовича на жилое помещение (квартира N 4) с кадастровым номером 77:07:0014009:10657 (номер, дата и вид государственной регистрации права: N 77:07:0014009:10657-77/007/2019-1 от 01.07.2019, собственность) в МКД.
03.02.2022 Заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации прекращения права аренды Земельного участка (регистрационный номер MFC-0058/2022-179821-1 от 03.02.2022).
11.02.2022 Управление уведомило Заявителя о приостановлении государственной регистрации прекращения права аренды Земельного участка (уведомление о приостановлении государственной регистрации прав N КУВД001/2022-4142121/1 (MFC-0558/2022-179821) от 11.02.2022) на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ. Из текста уведомления следует, что причиной приостановления регистрационных действий явилось то, что "по данным ЕГРН сведения об отнесении земельного участка к общему имуществу многоквартирного дома отсутствуют", а "земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, должен быть сформирован в пределах территории, необходимой для функционирования многоквартирного дома в соответствии с ПМТ (проектом межевания территории)".
11.05.2022 Управление уведомило Заявителя об отказе в государственной регистрации прекращения права аренды Земельного участка в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации (уведомление об отказе государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-4142121/3(МРС0558/2022-179821) от 11.05.2022).
Не согласившись с уведомлением от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-4142121/3 (MFC-0558/2022-179821) об отказе государственной регистрации прав, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд исходил из того, что по данным ЕГРН введения об отнесении земельного участка к общему имуществу многоквартирного дома, отсутствуют. Согласно ответу Департамента городского имущества г.Москвы на запрос Управления Росреестра по г.Москве (вх.N КУВД-001/2021-36301987/1(МРС-0558/2021-1413880) от 01.09.2021) в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Границы земельного участка с кадастровым номером 77:07:0014009:6 не соответствуют границам земельного участка, определенного проектом межевания для эксплуатации здания по адресу: г. Москва, просп. Ленинский, д. 154, к. 2. Таким образом, заявленный земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, не сформирован в пределах территории, необходимой для функционирования многоквартирного дома, в соответствии с ПМТ.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ является законным, обоснованным, принят в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов Заявителя.
Апелляционная коллегия, повторно оценив обстоятельства дела и имеющиеся доказательства, полагает возможным не согласиться с выводами суда.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218 "О государственной регистрации недвижимости" (далее: - "Закон о недвижимости") единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 14 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
При этом пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания приостановления государственной регистрации прав установлены статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
В силу части 1 статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье настоящего Федерального закона
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно статье 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В пункте 66 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", с момента возникновения у собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме общей долевой собственности на земельный участок под таким домом, договор аренды этого участка считается прекратившимся на основании статьи 413 ГК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, квартиры в многоквартирном доме переданы застройщиком по актам приема-передачи участникам долевого строительства, в ЕГРН внесены соответствующие регистрационные записи, право собственности первого лица - гражданина РФ Родионова Александра Викторовича на жилое помещение (квартира N 4) с кадастровым номером 77:07:0014009:10657 зарегистрировано 01.07.2019 (номер, дата и вид государственной регистрации права: N 77:07:0014009:10657- 77/007/2019-1 от 01.07.2019, собственность).
Следовательно, с 01.07.2019 земельный участок с кадастровым номером 77:07:0014009:6 поступил в долевую собственность собственников помещений в МКД, договор аренды этого земельного участка с этой даты прекратился на основании статьи 413 ГК РФ, Департамент городского имущества г.Москвы утратил право на распоряжение земельным участком под многоквартирным домом.
Принимая во внимание, что ООО "Всеволожский" был представлен полный комплект необходимых документов для совершения регистрационных действий, коллегия судей при изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, апелляционная жалоба ООО "Всеволожский" - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы 17.10.2022 по делу N А40-133796/22 отменить.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г.Москве, изложенное в уведомлении от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-4142121/3.
Обязать Управление Росреестра по г.Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Всеволожский" в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ООО "Всеволожский" 3 000 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом первой инстанции, 1 500 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133796/2022
Истец: ООО "ВСЕВОЛОЖСКИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ