г. Санкт-Петербург |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А56-45659/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Згурской М.Л., Горбачевой О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Чечетка С.С.
при участии:
от заявителя: Шаромов Р.Ю. по доверенности от 09.12.2022
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 30.12.2021
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34773/2022) ООО "ГК Д.О.М. Колпино" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-45659/2022, принятое
по заявлению ООО "ГК Д.О.М. Колпино"
к ГЖИ Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "УК "Самолёт"
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. Колпино" (ОГРН: 1177847160435, адрес: 196653, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Финляндская, д. 7, стр. 1, ком. 301, далее - ООО "ГК Д.О.М. Колпино", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) с заявлением: об оспаривании распоряжения от 17.02.2022 N 636-рл (далее - Распоряжение) об отказе Обществу во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург (далее - Реестр); об обязании ГЖИ внести изменения в Реестр, включив сведения о многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Загородная д. 43 корп. 3 стр. 1 (далее - МКД, Объект) в число домов, находящихся в управлении Общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Самолет УК" (ОГРН: 1177847123442, адрес: 195197, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-кт, д. 15, корп. 3, оф. 345-Ц, далее - ООО "Самолет УК", третье лицо).
Решением от 14.09.2022 суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на то, что у Инспекции отсутствует право самостоятельно устанавливать ничтожность общего собрания собственников помещений МКД. Кроме того, результаты общего собрания собственников в судебном порядке не оспорены, следовательно, у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого Распоряжения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ГЖИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо, уведомленное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "ГК Д.О.М. Колпино" до 01.02.2022 осуществляло управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Загородная, д. 43, к. 3, стр. 1, на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 78-000489 от 17.07.2017.
17.12.2021 ООО "ГК Д.О.М. Колпино" обратилось в ГЖИ с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Вместе с тем 17.11.2021 в Инспекцию поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, от лицензиата ООО "УК" Самолет", представившего протокол N 3 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, договор б/н управления МКД с собственником помещения от 05.11.2021.
Ввиду указанных обстоятельств, Инспекция распоряжением от 30.12.2021 N 4931-рл на основании подпункта "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) приостановила рассмотрение заявления ООО "ГК Д.О.М. Колпино".
В период приостановления рассмотрения заявления ООО "ГК Д.О.М. Колпино" от собственников помещений N N 21, 81, 139, 196, 230, 252, 272, 289, 382, 384 получены заявления о неучастии в собрании, решения собственников помещений, обладающих 512,3 кв.м, исключены из подсчета голосов.
Согласно реестру собственников, решениям собственникам, являющимся приложением к протоколу N 3, Инспекцией установлено, что в общем собрании приняли участие собственники помещений МКД, обладающие 53,23 % голосов (9 199,87 кв.м) от общего числа голосов собственников помещений МКД (17 280,04 кв.м).
Согласно акту б/н от 28.12.2021 по результатам исследования представленных документов установлено, что решения приняты при наличии необходимого кворума.
Как следует из акта б/н от 14.01.2022 Инспекцией рассмотрены документы по вопросу правомерности принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения о выборе ООО "ГК Д.О.Д. Колпино" в качестве управляющей организации для управления МКД, оформленного протоколом N 3 от 29.11.2021 по спорному адресу.
В период приостановления рассмотрения заявления в Инспекцию от ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" письмом от 27.01.2022 N 02-299/22-0-0 в рамках межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга поступили заявления собственников помещений N 5, 13, 14, 21, 34, 40, 64, 81, 84, 93, 96, 125, 127, 139, 147, 149, 154, 157, 168, 172, 188, 192, 196, 199, 230, 235, 242, 252, 272, 289, 300, 345, 372, 376, 382, 384, 394, 395 о неучастии в собрании и нарушении прав собственников указанных помещений при проведении общего собрания собственников помещений в МКД, на котором принимается решение о выборе в качестве управляющей организации, обладающих 1 860,65 кв.м. Инспекцией установлено, что среди представленных ООО "ГК Д.О.М. Колпино" решений имеются, в том числе и решения собственников по указанным помещениям.
В связи с вышеизложенным, данные решения (бюллетени голосования) при подсчете голосов Инспекцией не учитывались.
По итогам рассмотрения представленных документов и с учетом исключенных из подсчета голосов собственников по вышеуказанным помещениям по адресу в спорном МКД в собрании приняли участие собственники помещений и их представители, обладающие 45,44% голосов (7 851,32 кв.м) от общего числа голосов собственников в МКД (17 280,04 кв.м). При таких обстоятельствах. Инспекция пришла к выводу об отсутствии кворума.
Ввиду указанного, Инспекцией на основании пп. "б", "е" п. 5, пп. "а" п. 9 Порядка N 938/пр вынесено распоряжение от 17.02.2022 N 636-рл об отказе ООО "ГК Д.О.М. Колпино" во внесении изменений в реестр субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Не согласившись с указанным распоряжением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет их соответствия положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"), достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"), отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"), выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "г"), отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (подпункт "д"), отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "е").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ГК Д.О.М. Колпино" обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федераций - Санкт-Петербург от 17.12.2021 N 08-11-28997/21-0-0 на основании протокола общего собрания собственников от 29.11.2021 N 03 о выборе в качестве управляющей организации ООО "ГК Д.О.М. Колпино" и в связи с заключением договора управления многоквартирным домом, по адресу: Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Загородная, д. 43, к. 3, стр. 1.
Согласно пункту 15 Порядка N 938/пр при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей;
в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным, домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
На основании пунктов 10, 15 Порядка N 938/пр распоряжением Инспекции от 30.12.2021 N4931-рл рассмотрение заявления ООО "ГК Д.О.М. Колпино" приостановлено. В адрес ООО "ГК Д.О.М. Колпино" запрошены пояснения и документы.
Согласно представленным в Инспекцию от ООО "ГК Д.О.М. Колпино" документам установлено, что в соответствии с частью 1.1 статьи 46 ЖК РФ ООО "ГК Д.О.М. Колпино" представлен оригинал протокола от 29.11.2021 N 03 общего собрания собственников помещений в МКД, проходившего форме очно-заочного голосования. В соответствии с указанным протоколом общего собрания собственников, собственники в качестве управляющей компании выбрали ООО "ГК Д.О.М. Колпино".
На основании протокола от 29.11.2021 N 03 ООО "ГК Д.О.М. Колпино" подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий.
В то же время в Инспекцию в период приостановления рассмотрения заявления ООО "ГК Д.О.М. Колпино" от собственников помещений N 5, 13, 14, 21, 34, 40, 64, 81, 84, 93, 96, 125, 127, 139, 147, 149, 154, 157, 168, 172, 188, 192, 196, 199, 230, 235, 242, 252, 272, 289, 300, 345, 372, 376, 382, 384, 394, 395 в указанном МКД поступили заявления о фальсификации бюллетеней голосования и их неучастии в собрании собственников, результаты которого оформлены протоколом от 29.11.2021 N03, который был представлен заявителем.
В главе 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы главы 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения.
Основания ничтожности решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме нормами ЖК РФ не урегулированы, поэтому к таким правоотношениям применяются общие положения, установленные гражданским законодательством в данной сфере, в частности, статья 181.5 ГК РФ.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ решение собрания ничтожно, в том числе, в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ, части 2 статьи 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом и принятие решения о заключении договора управления относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, только собственники помещений в доме определяют лицо, правомочное осуществлять управление многоквартирным домом, Инспекция таким правом не наделена.
Соответственно, к спорам по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирными домами, относятся споры об оспаривании решений общих собраний собственников о выборе в качестве управляющей организации по искам собственников, поданным в порядке статьи 46 ЖК РФ.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, установлены Приказом Минстроя Российской Федерации от 29.01.2019 N 44/пр.
Как верно указал суд первой инстанции, Инспекция не наделена полномочиями на признание недействительным (ничтожным) представленного ей протокола, но, проверяя заявление и документы, предоставленные Обществом на соответствие их условию, отраженному в подпункте "е" пункта 5 Порядка, она вправе установить признаки ничтожности представленного решения, выявив которые, в соответствии с требованиями Порядка, принять решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы об отсутствии оснований у Инспекции для признания решения собрания собственников помещений МКД ничтожным отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании положений подпункта "е" пункта 5 Порядка N 938/пр.
Установление в рассматриваемом случае Инспекцией наличие признаков ничтожности протокола общего собрания собственников помещений МКД, является достаточным основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий, дальнейшее оспаривание которого в судебном порядке зависит исключительно от волеизъявления уполномоченных на то законом лиц.
При указанных выше обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания недействительным распоряжения, в связи с чем в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ апелляционный суд произвел зачет ранее уплаченной ООО "ГК Д.О.М. Колпино" платежным поручением от 11.07.2022 N 1186 государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с заявленным подателем апелляционной жалобы ходатайством.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2022 года по делу N А56-45659/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. Колпино" - без удовлетворения.
Произвести зачет ранее уплаченной платежным поручением от 11.07.2022 N 1186 обществом с ограниченной ответственностью "ГК Д.О.М. Колпино" государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45659/2022
Истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГК Д.О.М. КОЛПИНО"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "ФОРТРЕНТ"
Третье лицо: ООО "УК "Самолёт"