г. Санкт-Петербург |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А56-49801/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Шиловский С.В. по доверенности от 14.02.2022
от заинтересованного лица: Кривошеева О.В. по доверенности от 27.12.2023
от 3-го лица: Ковалевич О.С. по доверенности от 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40093/2023) Жилищно-строительного кооператива N 1017 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2023 по делу N А56-49801/2023, принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 1017
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
3-е лицо: ООО "Управляющая компания "Прокси"
об оспаривании распоряжения
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1017 (далее - заявитель, ЖСК-1017, Кооператив) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) от 03.04.2023 N915-рл.
Решением суда от 14.09.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кооператив просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт о признании недействительным оспариваемого распоряжения Инспекции. По мнению подателя жалобы, оспариваемое распоряжение ГЖИ является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представители Кооператива поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители Инспекции и третьего лица просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Инспекцию 03.02.2023 от ООО "УК "Прокси" поступило заявление N 08-11-2085/23-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома о внесении изменений в Реестр в связи с заключением договора управления, по решению общего собрания собственников помещений МКД, проведенному в форме очно-заочного голосования в период с 10.08.2022 по 31.08.2022 (далее - собрание), и оформленному протоколом от 31.08.2022 N4 (далее - протокол). К заявлению лицензиат приложил протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с копией договора управления, реестр собственников помещений в МКД, список лиц, присутствовавших на очной части собрания собственников помещений МКД, сообщение о проведении общего собрания, акт о размещении сообщения внеочередного общего собрания в МКД, решения (бюллетени) собственников помещений.
Согласно протоколу, представленному Обществом, общее количество голосов собственников помещений в МКД составляет (согласно техническому паспорту на МКД) 23 135,9 кв. м, в голосовании, приняли участие собственники помещений, обладающие помещениями общей площадью 19 913,688 кв.м, что составляет 86,07 %.
Распоряжением Инспекции N 915-рл от 03.04.2023 по результатам рассмотрения заявления и документов ООО Управляющая компания "Прокси", внесены изменения в Реестр лицензий многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Астафьева, д. 12, корп. 1, лит. А.
Не согласившись с вышеуказанным распоряжением, Кооператив оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (часть 5 статьи 192 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 ЖК РФ предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утверждён Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать информацию предусмотренную пунктом 2 Порядка.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В связи с наличием сведений, размещенных Обществом в ГИС ЖКХ о двух договорах и периодах управления МКД с 31.08.2022 по 31.08.2023 и с 10.07.2022 по 10.07.2023; несоответствия реквизитов протокола в заявлении и приложенных документах; указание на расторжение договора в заявлении; отсутствием сведений о прекращении управления МКД ЖСК N 1017, т.е. несоответствием заявления и документов условиям, установленным подпунктом "б" пункта 5 Порядка, руководствуясь пунктом 10 Порядка, Распоряжением Инспекции от 16.02.2023 N 457-рл рассмотрение заявления ООО "УК "Прокси" было приостановлено на предусмотренный Порядком срок, до 03.04.2023.
Инспекцией в адрес ООО "УК "Прокси" был направлен запрос для предоставления пояснений и документов по замечаниям, указанным в решении (распоряжении) о приостановлении рассмотрения заявления, информации о приеме технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, документы подтверждающие направление уведомления о принятом на собрании решении, предусмотренного пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила), а также подтверждения получения ранее управлявшей организацией многоквартирным домом такого уведомления. В адрес ЖСК N 1017 также был направлен соответствующий запрос.
Лицензиатом ООО "УК "Прокси" была представлена информация о направлении в адрес ЖСК N 1017 уведомления, предусмотренного пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Поступившие документы лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга проверены Инспекцией на соответствие требованиям Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. Предмет проведения исследования: отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. ч. 2 ст. 161 ЖК РФ.
При исследовании поступивших документов Инспекцией сделан вывод, что в общем собрании приняли участие собственники помещений многоквартирного дома, обладающие 79, 38% голосов (18367,04 кв. м) от общего числа голосов собственников помещений МКД 23 135,9 кв. м (согласно техническому паспорту МКД), то есть решение принято при наличии необходимого кворума.На основании заявлений собственников, исключены бюллетени собственников помещений N N 7, 8, 14, 28, 39, 41,45,59, 64, 66, 68, 80, 88, 100, 106, 116, 127, 131, 147, 150, 155, 160, 162, 199, 203, 212, 228, 232, 262, 358, 381 (площадь 1501,0768 кв. м).
Таким образом, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора признаки ничтожности решений общего собрания собственников помещений в МКД, согласно ст.181.5 ГК РФ, оформленного протоколом от 31.08.2022 N 4 не установлены.
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что нарушение порядка организации и проведения общего собрания не относится к безусловным основаниям его ничтожности, а может служить основанием для оспаривания такого решения в судебном порядке в соответствии со статьей 181.4 Гражданского кодекса РФ; кроме того указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа во внесении изменений в Реестр. Проверка решений на предмет оспоримости не входит в предмет жилищного надзора, осуществляемого Инспекцией в соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ, и не предусмотрена Порядком при рассмотрении заявлений о внесении изменений в Реестр.
По результатам рассмотрения заявления и документов лицензиата, в связи с соответствием представленных документов требованиям Порядка, Инспекцией 03.04.2023 правомерно принято решение о внесении с 01.05.2023 сведений о МКД в раздел Реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания для отказа во внесении изменений в Реестр у Инспекции отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Кооперативом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2024 года по делу N А56-49801/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 1017 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49801/2023
Истец: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 1017
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Прокси"