г. Самара |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А55-37414/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борченко К.Д.,
с участием:
от Управления Росреестра по Самарской области - представитель Ряхова Л.В. (доверенность от 24.12.2021),
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2022 года по делу N А55-37414/2021 (судья Медведев А.А.),
принятое по заявлению Департамента управления имуществом г.о. Самара,
к Управлению Росреестра по Самарской области,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области,
Территориального управления Росимущества в Самарской области,
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России,
о признании уведомления Управления Росреестра по Самарской области: от 27.09.2021 N КУВД-001/2021-23964353/9; от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-23964947/3, об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, незаконными; об обязании Управление Росреестра по Самарской области провести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о. Самара (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области (далее - ответчик), о признании уведомления Управления Росреестра по Самарской области: от 27.09.2021 N КУВД-001/2021-23964353/9; от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-23964947/3, об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, незаконными; об обязании Управление Росреестра по Самарской области провести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2022 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными Уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 27.09.2021 N КУВД-001/2021-23964353/9 и от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-23964947/3 об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15.
На Управление Росреестра по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в месячный срок с момента вступления решения в силу провести государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15.
Не согласившись с выводами суда, Управление Росреестра по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав Департаменту управления имуществом городского округа Самара в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что заявителем для совершения заявленных регистрационных действий не представлены документы, в том числе и правоустанавливающие, свидетельствующие о том, что нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, до момента передачи в собственность муниципального образования (городского округа Самара) находилось в федеральной собственности.
Податель жалобы полагает, что отсутствие документа, свидетельствующего о наличии (возникновении) права собственности РФ на спорное нежилое здание, обуславливает невозможность осуществления его государственного кадастрового учёта.
Кроме того представленный в Управление технический план от 10.06.2021 не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, действовавшим в период подготовки указанного документа.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 28.11.2022 на 14.12.2022.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
В судебное заседание 14.12.2022 представители Департамента управления имуществом г.о. Самара, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, Территориального управления Росимущества в Самарской области, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе, выступлений представителя Управления Росреестра по Самарской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учёте и регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15 (тепловой пункт).
22.09.2021 и 27.09.2021 Управление Росреестра по Самарской области (далее -Управление) отказало Департаменту в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанное нежилое здание.
Департамент, полагая, что отказы противоречат закону, обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как предусмотрено частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, предусмотрено, что названный орган осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, являются, в том числе, - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; - иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (п. 1 части 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, по решению государственного регистратора прав в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. п. 7).
При этом отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п. 8 ст. 8.1 ГК РФ.).
В силу пункта 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Как следует из материалов дела, Управлением Росреестра по Самарской области отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов), документы на которые были представлены вместе с заявлением от 15 июля 2021 г. N КУВД-001 2021-28986683 и от 11 июня 2021 КУВД-001/2021-23964353.
Отказы от 27.09.2021 N КУВД-001/2021-23964353/9 и от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-23964947/3 мотивированы следующими основаниями:
1) правоустанавливающие документы, свидетельствующие о том, что до передачи в собственность муниципального образования на основании Распоряжения Правительства РФ N 1521-р от 28.09.2005 вышеуказанный объект недвижимости находился в собственности Российской Федерации, не представлены.
2) не представлен документ, подтверждающий включение спорного объекта в реестре федеральной собственности;
3) не представлен технический план, с заключением кадастрового инженера и доказательством утраты документации о проектировании и строительстве спорного объекта с указанием информации о мерах, предпринятых для получения данной документации, а также не приложены документы, подтверждающие данную информацию (справки письма и т.п. от органов осуществляющих хранение такой документации, таких как государственный архив, АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
При повторном рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных законом оснований для отклонения доводов заявителя о незаконности оспариваемых отказов, при этом исходит из следующего.
Как предусмотрено пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
- утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
- наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Как следует из материалов дела, Департаментом на государственную регистрацию права муниципальной собственности 21.11.2019 были представлены следующие документы:
1) технический план здания от 10.06.2021;
2) Распоряжение Правительства РФ N 1521-р от 28.09.2005;
3) сопроводительное письмо Департамента от 04.07.2006 N 15-07-16/21 165;
4) выписка из реестра муниципальной собственности.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества N 15-07-16/23536 от 07.06.2021 объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, внутренняя литера котельная является муниципальной собственностью городского округа Самара на основании Постановления Распоряжения Правительства РФ N 1521-р от 28.09.2005 (тепловой пункт инв. N 3/136).
С целью реализации Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ" и освобождения учреждения Министерства обороны РФ - Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа от несвойственных ему функций по содержанию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с Положением "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформлении прав собственности, утверждённым распоряжением Президента от 18.03.1992 N 114-рп, Главой города Самары издано Постановление от 07.09.1998 N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары".
28.09.2005 Правительством РФ издано Распоряжение N 1521-р "О передаче в муниципальную собственность г. Самары объектов - Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре", в котором Правительство РФ распорядилось принять предложение администрации г. Самары и Минэкономразвития России, согласованное с Минобороны России и Правительством Самарской области о передаче в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре.
Акт приема-передачи передаваемых в муниципальную собственность г. Самара объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района 16.12.2005 утвержден руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - Росимущество) А.А.Кинжабаевым и подписан уполномоченным должностным лицом Самарской квартирно-эксплуатационной части I района.
Изложенное, как верно указал суд, свидетельствует о том, что Правительство РФ, а также Росимущество, действующее от лица собственника имущества - РФ, выразило свою позицию, распорядившись спорным объектом недвижимости и включив его в перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность г.о. Самара.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно, в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
Аналогичный правовой подход применен в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 N Ф06-6873/2016 по делу N А55-9372/2015.
В качестве правоустанавливающего документа, свидетельствующего о возникновении права муниципальной собственности на испрашиваемый объект, на государственную регистрацию представлено Постановление Главы города Самары от 07.09.1998 N 361а "Об утверждении перечня объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся федеральной собственностью и находящихся на балансе Самарской квартирно-эксплуатационной части района Приволжско-Уральского военного округа, принимаемых в муниципальную собственность г. Самары", а также выписка из реестра от 07.06.2021 N 15-07-16/23536, согласно которой объект недвижимости -нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, тепловой пункт, инв.3/136, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества городского округа Самара 28.09.2005 за номером 016551 на основании Распоряжения Правительства РФ N 1521-р от 28.09.2005. Указанное распоряжение принято в соответствии с законодательством, действующим на момент его издания, уполномоченным органом, не отменено и не оспорено в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наименование приложения, утвержденного Распоряжением Правительства РФ N 1521-р от 28.09.2005: "Перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Самары находящихся в федеральной собственности объектов Самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в г. Самаре" не оставляет сомнений в первоначальной принадлежности указанного имущества, а также переходе прав на него городскому округу Самара.
С учетом изложенного суд правомерно отклонил довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие государственную регистрацию ранее возникшего права на объект.
В Перечне передаваемых в муниципальную собственность г. Самары объектов (Приложение к Постановлению), значится, в том числе, нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, тепловой пункт, инв.3/136.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Следовательно первичное право собственности Российской Федерации на рассматриваемый объект недвижимости является ранее возникшим и юридически действительным и объект недвижимости, нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, тепловой пункт, инв.3/136, правомерно передан в собственность городского округа Самара на основании Распоряжения Правительства РФ N 1521 -р от 28.09.2005 г. и является муниципальной собственностью.
Кроме того, на момент передачи рассматриваемого объекта в муниципальную собственность действовало Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утверждённое Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995, в соответствии с пунктом 2 которого передаче в государственную собственность объектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий, согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Приватизируемых предприятий".
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что муниципальное образование городской округ Самара является единственным законным собственником рассматриваемого объекта недвижимости. В настоящее время право владения и пользования данным объектом недвижимости осуществляет муниципальное образование городской округ Самара.
В отзыве на заявление Федеральное государственное казенное учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации указало, что в рамках реорганизационных мероприятий, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года N 1871, ФГУ "Самарская КЭЧ района" реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному учреждению "Приволжско-Уральское ТУПО" Минобороны России (в настоящее время - федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское ТУПО" МО РФ).
В рамках данных мероприятий, в соответствии с передаточным актом от 01.01.2011 г. и заключительным балансом, Учреждению было передано имущество, как движимое, так и недвижимое, и обязательства. В перечне данного имущества отсутствует указание на передачу Учреждению объекта недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара,, ул. Скляренко, у дома N 15. Также данное имущество не состоит на балансовом учете Учреждения, отдельными приказами за ним не закреплялось.
При этом, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.09.2005 г. N 1521-р, указанное имущество передано в муниципальную собственность.
Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, только с 06.01.2009 г. стало самостоятельно осуществлять функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
До этого времени, уполномоченным органом по вопросам распоряжения федеральным недвижимым имуществом выступало Правительство Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" (в настоящее время - Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что документы, касающиеся передачи недвижимого имущества -нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, должны находится в распоряжении заявителя и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориальном органе).
Проведение государственного кадастрового учёта и государственная регистрация права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15, не затрагивает права и законные интересы Учреждения, в том числе по отношению к одной из сторон спора.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения о передаче имущества из государственной собственности, собственности субъектов РФ в собственность из собственности субъектов РФ в собственность муниципального образования принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включённое в утвержденные перечни.
Как установлено статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей статьёй, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в настоящее время - Федеральный закон N 218-ФЗ), в т.ч. определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в связи с запросом Правительства Москвы" отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обуславливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, представляют собой систему публично-властных отношений, в силу чего, данные отношения гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу, не регулируются.
Согласно гражданскому законодательству РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
На это также указано в абзаце 33 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в соответствии с которым к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации применяются в части, не противоречащей ее положениям.
Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что в данном случае момент возникновения права собственности на объект недвижимого имущества не связан с моментом государственной регистрации этого права, а, следовательно, распоряжение Правительства РФ от 28.09.2005 N 1521-р и акт приема-передачи от 16.12.2005 к нему являются основанием возникновения права муниципальной собственности на спорное нежилое здание.
При подготовке технического плана на здание от 10.06.2021 кадастровый инженер Наумова О.В. приложила документы, подтверждающие отсутствие технической документации на спорное здание теплового пункта, полученные из ТУ Росимущества в Самарской области, полученные по запросу Департамента, который также имеется в составе технического плана.
Как указано в ответе Средне-Волжского филиала Самарского областного отделения АО "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" N 09/478 от 01.02.2021, представить копию технического паспорта не представляется возможным, ввиду отсутствия сведений об объекте недвижимости - здания (тепловой пункт, котельная), расположенного по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15.
Между тем, спорный объект построен в 1967 году, т.е. до введения в действие части первой действующего Гражданского кодекса РФ.
Понятие "самовольное строение" Гражданским кодексом РСФСР 1964 года применялось только к жилым домам и дачам (ст. 109 ГК РСФСР).
Суд верно указал на отсутствие возможности признать самовольной постройкой комплекс зданий и сооружений, возведенных по решению органов власти по действовавшим в тот период правилам и принятые в эксплуатацию в установленном порядке по акту государственной приемочной комиссией.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 24.09.2021 N 63/8814 спорный объект в реестре федерального имущества не числится, это закономерно, поскольку объект передан в муниципальную собственность, а, следовательно, не может находиться в реестре федерального имущества.
В соответствии со статьями 45, 47 Устава городского округа Самара Самарской области права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Департамент управления имуществом городского округа Самара, который, в том числе, представляет городской округ Самара в процессе государственной регистрации прав на имущество. Следовательно, Департамент правомочен обратиться в суд с настоящим заявлением.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности оспариваемых отказов в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое здание площадью 409,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Скляренко, у дома N 15 и удовлетворит требование заявителя о признании незаконными Уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 27.09.2021 N КУВД-001/2021-23964353/9 и от 22.09.2021 N КУВД-001/2021-23964947/3.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнения к жалобе, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства РФ не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено. Обжалуемый ответчиком судебный акт суда первой инстанции соответствует положениям ст. 170 АПК РФ.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2022 года по делу N А55-37414/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-37414/2021
Истец: Департамент управления имуществом г.о. Самара
Ответчик: Управление Росреестра по Самарской области
Третье лицо: ТУ Росимущества в Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области, ФГКУ "ПРИВОЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ