город Ростов-на-Дону |
|
21 декабря 2022 г. |
дело N А53-11070/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель Пахальян А.И. по доверенности от 15.11.2022;
от ответчика - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Рассвет" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2022 по делу N А53-11070/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" (ОГРН 1176658036422, ИНН 6623121815)
к ответчику - товариществу собственников недвижимости "Рассвет" (ОГРН 1096154001107, ИНН 6154559640)
о взыскании задолженности и по встречному иску о признании договора незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экотранс" (далее - ООО "Экотранс") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников недвижимости "Рассвет" (далее - ТСН "Рассвет") задолженности по договору N ЭТ0007409 от 01.07.2021 за период с июля 2021 года по февраль 2022 года в размере 125 049,54 руб., расходов по уплате госпошлины в размере 4 751 руб. (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ).
Товарищество собственников недвижимости "Рассвет" обратилось в суд со встречным исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Экотранс" с требованием о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007409 от 01.07.2021 незаключенным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2022 с товарищества собственников недвижимости "Рассвет" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Экотранс" взыскана задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с июля 2021 года по февраль 2022 года в размере 125 049,54 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 4 751 руб. Встречный иск оставлен без удовлетворения.
Обществу с ограниченной ответственностью "Экотранс" из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 1 287 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСН "Рассвет" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что без утверждения общим собранием членов товарищества сметы с включением в нее суммы расходов на оплату услуг за вывоз ТКО, данные услуги не могут оплачиваться товариществом, так как это нецелевое использование взносов (денежных средств), оплачиваемых садоводами согласно утвержденной сметы на другие цели товарищества и благоустройства общего имущества. Суд не учел, что ТСН "Рассвет" не является собственником ТКО, не является коммерческой организацией, не осуществляет предпринимательскую деятельность и не оказывает услуги, в результате деятельности от которых образуются ТКО. Ранее заключенный с ООО "Экотранс" договор N ЭТ0003309 от 01.01.2019 был расторгнут с ТСН "Рассвет" 30.04.2019 по инициативе ООО "Экотранс". Договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенные между собственниками и региональным оператором, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется и расторжение его в одностороннем порядке, либо прекращение оказания услуги, а также блокирование лицевого счета, является неправомерным. Апеллянт указывает, что договор между ООО "Экотранс" и ТСН "Рассвет" не был подписан ТСН "Рассвет", поскольку данное предложение ТСН "Рассвет" не было принято. Товарищество полагает, что такой договор не порождает для участников сделки правовых последствий.
В судебное заседание не явился ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональным оператором по обращению с ТКО выбрано ООО "Экотранс" по итогам конкурса заключено соглашение от 15.05.2018 N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Неклиновский район.
Между ООО "Экотранс" (региональный оператор) и ТСН "Рассвет" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007409 от 01.07.2021 в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 1.1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Объем ТКО указан в приложении N 1 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора (п. 2.2 договора).
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 N 85/124 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Экотранс" за период с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 в размере 482 руб. 45 коп. за 1 куб. м (без учета НДС); 578 руб. 94 коп. за 1 куб. м (с учетом НДС); Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 31.07.2019 года N 33/7 с 1 августа 2019 по 31 декабря 2019 в размере 466 руб. 97 коп. за 1 куб. м (без учета НДС); 560 руб. 36 коп. за 1 куб. м (с учетом НДС); с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2019 N 68/13 с 1 января 2020 по 30 июня 2020 - 537 руб. 11 коп. за 1 куб. м, с 1 июля по 31 декабря 2020 - 537 руб. 11 коп.; с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2020 г. N 55/8 с 1 января 2021 по 30 июня 2021 - 537 руб. 11 коп. С постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2021 N 71/86 с 1 января 2022 по 30 июня 2022 - 683 руб. 15 коп.
Согласно п. 3.3 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Данные условия закона и договора ответчик нарушил, в связи с чем, им не оплачены услуги по обращению с ТКО за период с июля 2021 года по февраль 2022 года.
Общая сумма задолженности за указанный период составила 125 049,54 руб.
В адрес ответчика направлена претензия о необходимости погашения указанной задолженности, однако, претензия оставлена ответчиком без внимания.
Товарищество собственников недвижимости "Рассвет" с заявленными требованиями не согласилось, подало встречное исковое заявление, ссылаясь на то, что товарищество договора с ООО "Экотранс" не заключало.
В обоснование встречного требования ТСН "Рассвет" указывает, что договор между ООО "Экотранс" и ТСН "Рассвет" не был подписан, не было (направлено) возвращено ООО "Экотранс", так как данное предложение ТСН "Рассвет" не было принято. Первичные документы, представленные ООО "Экотранс" в суд и подтверждающие оказание данных услуг ООО "Экотранс" и принятие ТСН "Рассвет" этих услуг, также не подписаны уполномоченным лицом ТСН "Рассвет", что подтверждает, что данные услуги не принимались ТСН "Рассвет".
Не было достигнуто согласование существенных условий договора, а именно количество расчетных единиц, объем принимаемых ТКО в месяц мЗ, то есть сумма подлежащая оплате не была согласована, а также не было достигнуто соглашение по вопросу необходимости заключения ТСН "Рассвет" данного договора.
На претензию ООО "Экотранс" товариществом был дан ответ, что договор направлен необоснованно и заключению с ТСН "Рассвет" не подлежит, так как ТСН "Рассвет" не является собственником ТКО, и ООО "Экотранс" обязано оказывать данные услуги по вывозу ТКО на основании уже ранее заключенных договоров с гражданами, собственниками земельных участков и домовладений, расположенных в границах ТСН "Рассвет", которые оплачивают данные услуги с 2019 года на основании открытых для этих целей лицевых счетов.
Переговоры по заключению договора не проводились с ТСН "Рассвет".
ООО "Экотранс" был направлен уже подписанный с его стороны оригинал договора в 2-х экземплярах, с требованием подписать и вернуть подписанный договор.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в Арбитражный суд Ростовской области со встречным исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Указанный договор по своей правовой природе является договором оказания услуг, правоотношения по которому регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу изложенных норм обязанность заказчика по оплате возникает при совершении исполнителем конкретных действий по оказанию услуг и предъявлению их к оплате.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - "ФЗ N 89") сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее по тексту - "ТКО") на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 24.6 ФЗ N 89).
18.04.2018 по результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, Региональным оператором по обращению с ТКО выбрано ООО "Экотранс", по итогам конкурса заключено соглашение от 15.05.2018 N 133/18Т "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа".
Соглашением установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО в зоне деятельности Неклиновского МЭОКа, включающего муниципальные образования: г. Таганрог, Куйбышевский район, Матвеево-Курганский район, Неклиновский район.
Согласно ст. 24.7 ФЗ N 89, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 4 ст. 24.7 ФЗ N 89).
Согласно п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за услуги по обращению с ТКО установлена для всех собственников ТКО начиная с 01.01.2019.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора.
Между ООО "Экотранс" (региональный оператор) и ТСН "Рассвет" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007409 от 01.07.2021 (договор) в порядке раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с пунктом 1.1. договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, а Потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Указанными Правилами в числе прочего определен в разделе I (1) порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в том числе в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 8 (10) Правил в случае, если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8 (11) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Таким образом, названным пунктом предусмотрено не безусловное право потребителя отказаться от заключения договора, но лишь право отказаться от заключения договора в редакции типового договора и вступить с региональным оператором в процедуру урегулирования преддоговорных разногласий, предложив конкретные изменения в проект договора.
Правила регламентируют последовательность такой процедуры и в пункте 8 (12) закрепляют, что в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Кроме того, даже в случае, если стороны вступили в реальный переговорный процесс по урегулированию условий, выходящих за пределы типовых, но такой процесс не привел к достижению согласия в соответствии с пунктом 8 (15) Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие подписанного сторонами договора не исключает установленного судом факта заключенности договора между сторонами в редакции типового договора.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что товарищество не учитывает, что в силу пункта 8 (18) Правил в любом случае до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
По смыслу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель считается надлежащим образом исполнившим свои обязательства при совершении перечисленных в договоре действий или осуществлении определенной деятельности, что является основанием оплаты.
Согласно правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт исполнения истцом обязательств по договору и наличие задолженности ответчика в размере 125 049,54 руб. подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, а именно актами оказанных услуг, счетами-фактурами, счетами на оплату.
Доказательств погашения указанной суммы задолженности, либо ненадлежащего исполнения обязательств со стороны исполнителя, ответчиком не представлено.
Доказательства несоответствия факта оказания услуг, либо стоимости таких услуг, ответчиком в материалы дела не представлены.
Доказательства нарушения региональным оператором обязательств по договору, в том числе наличие претензий по качеству оказываемых услуг, ответчиком не представлены, равно как и другие доказательства, подтверждающие факт неоказания спорных услуг истцом в спорный период.
Поскольку доказательств оплаты в полном объеме в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил, объем поставки и расчет истца не опроверг, суд пришел к правомерному выводу о том что, требования о взыскании задолженности период с июля 2021 года по февраль 2022 года в размере 125 049,54 руб. подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования товарищества собственников недвижимости "Рассвет" о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЭТ0007409 от 01.07.2021 незаключенным, суд установил следующее.
В соответствии с п. 8.11. Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156) потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
Несогласие с условиями договора, его ценой не приравнивается в понимании вышеназванного постановления к мотивированному отказу.
Более того, в соответствии с п. 8.15 Постановления N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил.
Таким образом, даже при наличии разногласий, в случаях, когда такие разногласия не урегулированы, договор считается заключенным на условиях типового.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правильно установил, что порядок заключения договора с ТСН "Рассвет" полностью соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п. 2. ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с п. 148 (1) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2022) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Согласно п. 148 (21) вышеназванного постановления договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148 (8)-148 (11) настоящих Правил.
На основании изложенного, что факт заключения договора подтвержден, нет никаких оснований для признания договора незаключенным.
Аналогичная позиция изложена постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2022 N 15АП-5905/2022 по делу N А53-21589/2021, постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.08.2022 NФ08-7468/2022 данное постановление оставлено без изменения; а также по делу N А53-37767/2021 по исковому заявлению СНТ "ЭНТУЗИАСТ-1" о признании недействительным договора N ЭТ0007387 от 01.07.2021, которому в удовлетворении исковых требований было отказано.
Довод ответчика о том, что ТСН "Рассвет" является некоммерческой организацией является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 Постановления Правительства N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищностроительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, у ТСН "Рассвет" как у некоммерческой организации есть такая же обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, как и у любой коммерческой.
Довод о том, что без утверждения общим собранием членов товарищества сметы с включением в нее суммы расходов на оплату услуг за вывоз ТКО, данные услуги не могут оплачиваться товариществом, судом отклоняется, поскольку для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО ТСН "Рассвет" не требуется одобрение членов товарищества. Обязанность заключить договор с региональным оператором установлена законом.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарищество собственников недвижимости как добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
С учетом действующего правового регулирования садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2021 N АПЛ21-364).
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 426 устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Следовательно, суд апелляционной инстанции доводы истца по встречному иску о необходимости получения садоводческим некоммерческим товариществом полномочий от членов товарищества - собственников твердых коммунальных отходов для заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
То есть для заключения договора с региональным оператором не требуется одобрение членов товарищества, это обязанность ТСН "Рассвет" по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Довод апелляционной жалобы о том, что между собственниками и региональным оператором заключены прямые договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, отклоняются апелляционным судом, поскольку данный довод документально не подтвержден товариществом, доказательства заключения прямых договоров с собственниками в материалы дела не представлены.
Довод о том, что собственники дачных и садовых участков товарищества, которые не заключали самостоятельные договоры, обязаны производить оплаты региональному оператору вне зависимости от наличия домов и построек, количества проживающих, так как указанные параметры не участвуют при расчете, отклоняется судом в связи со следующим.
Постановлением министерства ЖКХ Ростовской области от 08.02.20118 N 2 (с учетом Постановления Министерства ЖКХ Ростовской области N 6 от 03.07.2020) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов Ростовской области, в том числе, для садоводческих кооперативов и садоводческих товариществ.
Нормативы накопления установлены в зависимости от категорий муниципальных образований. В городе Таганрог, к которому относится ООО "Экотранс" по встречному иску, норматив накопления для садоводческих кооперативов, садово-огороднических товариществ согласно п. 8.3. составляем 3,4 м3 в год.
Расчет платы за вывоз ТКО по договору осуществляется согласно Приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба ТСН "Рассвет" не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.10.2022 по делу N А53-11070/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11070/2022
Истец: ООО "ЭКОТРАНС"
Ответчик: Товарищество собственников недвижимости "Рассвет", ТСН "РАССВЕТ"