г. Владимир |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А43-21344/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2022.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2022 по делу N А43-21344/2022, принятое по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N39 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" о признании незаконным пункта 1 требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 22.04.2022 N5.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Михеева В.В. по доверенности от 10.01.2022 N 6 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N 39 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в отзыве от 06.12.2022 (входящий N 01АП-8487/22 от 07.12.2022) просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее по тексту - Фонд) на основании приказа от 22.03.2022 N 162-О проведена комплексная проверка в части использования государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Городская клиническая больница N39 Канавинского района г.Нижнего Новгорода" (далее по тексту - Учреждение) денежных средств обязательного медицинского страхования за период с 01.04.2020 по 31.03.2022.
По результатам проверки составлен акт от 22.04.2022 N 31 и Учреждению направлено требование N 5 от 22.04.2022, пунктом 1 которого Учреждению предписано возвратить средства, использованные не по целевому назначению в размере 967 157 рублей 07 копеек, а также уплатить штраф в размере 96 715 рублей 71 копейки
Не согласившись с пунктом 1 указанного требования, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявление, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании его недействительным.
Решением от 14.10.2022 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению Фонда, судом принято решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Фонд указывает, что судом не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 5.3 Программы государственных гарантий на 2020 год, 5.3 Программы государственных гарантий на 2021 год, 5.3 Программы государственных гарантий на 2022 год оплата медицинской помощи по профилям "психиатрия", "дерматовенерология", "венерология" отнесены к обязательствам бюджета Нижегородской области, так как туберкулез, психические заболевания, инфекционные заболевания, дерматовенерология не включены в базовую программу оказания медицинской помощи по ОМС. Медицинские услуги, оказываемые по данному профилю, не могут оплачиваться за счет средств ОМС.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Закона N 326-ФЗ определены субъекты обязательного медицинского страхования, которыми являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, а также участники обязательного медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 326-ФЗ установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с главой 7 Закона N 326-ФЗ программы обязательного медицинского страхования подразделяются на территориальную программу обязательного медицинского страхования и базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них.
Статьей 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, из изложенного следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется базовой программой обязательного медицинского страхования и устанавливается Законом N 326-ФЗ. В свою очередь территориальная программа обязательного медицинского страхования определяет структуру тарифа на территории субъекта Российской Федерации и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. При этом расходование средств ОМС является строго целевым, то есть соответственно условиям территориальной программы обязательного медицинского страхования и расходам, включенным в структуру тарифа.
В соответствии с частью 2 статьи 34 данного Закона фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования. Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф.
Как следует из материалов дела в ходе проверки Фондом установлено, что согласно договорам на выполнение работ по консультации больных, находящихся в стационарах Учреждения, на выполнение работ по консультации больных в поликлиниках, и подряда заключенных с: врачом-психиатром Федюшкиной Людмилой Михайловной; врачом-эндоскопистом Насировым Табриз Бахруз оглы; врачом-хирургом Фурзиковым Дмитрием Леонидовичем; врачом-дерматовенерологом Семеновой Юлией Евгеньевной; врачом-дерматовенерологом Жуляновой Инной Викторовной; врачом-дерматовенерологом Романовой Ириной Владимировной; врачом-рентгенологом Сизовой Ольгой Александровной; врачом-оториноларингологом Лукичевой Вероникой Викторовной; врачом-хирургом Юриным Андреем Алексеевичем; врачом-офтальмологом Кузнецовым Евгением Павловичем; врачом-офтальмологом Силуановой Ольгой Аркадьевной; врачом-эндокринологом Лазаревой Яной Сергеевной; врачом-эндоскопистом Пятойкиным Евгением Александровичем; врачом-хирургом Захаровой Людмилой Сергеевной; врачом-эндоскопистом Ворониным Александром Викторовичем за счет средств ОМС Учреждением начислено и выплачено денежных средств на общую сумму 967 157 рублей 07 копеек (включая расходы на оплату страховых взносов с соответствующего вознаграждения).
В оспариваемом пункте требования от 22.04.2022 и в акте проверки от 22.04.2022 нецелевой характер указанных расходов Фонд обосновывает недопустимостью заключения медицинскими организациями гражданско-правовых договоров напрямую с врачами сторонних медицинских организаций, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей и не имеющими соответствующих лицензий, соответственно, данные расходы не могут быть осуществлены за счет средств ОМС.
Между тем Фондом не учтено следующее.
Пунктом 11 статьи 2 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В силу пункта 10 указанной статьи 2 медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В силу части 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в соответствии с настоящим Федеральным законом в единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, включающий в себя сведения о медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь, финансовое обеспечение которой осуществляется в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, и реестры медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования (далее также - единый реестр медицинских организаций): 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (пункт "д"); соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (пункт "ж").
Работы (услуги) по дерматовенерологии, эндокринологии, рентгенологии, оториноларингологии, торакальной хирургии, эндоскопии, психиатрии входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". Лицензия на медицинскую деятельность дает право оказания работ и услуг, указанных в приложениях к лицензии.
Аналогичные положения содержатся и в ныне действующем Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.12.2019 N 1020 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, Учреждение включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2020 год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2020 N 1086 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, Учреждение включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2021 год.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.12.2021 N 1243 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Учреждение включено в перечень медицинских организаций Нижегородской области, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2022 год.
Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2020 год заключено в г.Нижнем Новгороде 30.12.2019. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2021 год заключено в г.Нижнем Новгороде 30.12.2020. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области на 2022 год заключено в г.Нижнем Новгороде 30.12.2021.
В разделе 3 названных Тарифных соглашений установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Финансирование специализированной медицинской помощи, за исключением высокотехнологичной, возможно как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств ОМС в зависимости от того, предоставляется медицинская услуга за счет средств бюджетов или оказывается в рамках программы ОМС.
Таким образом, если медицинская организация любой формы собственности включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, то оказываемая ей медицинская помощь при заболеваниях и состояниях, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования по соответствующим тарифам.
Оплате за счет средств ОМС по тарифам по ОМС подлежат, в том числе, медицинская помощь, оказанная в амбулаторных условиях (в том числе диспансеризация), и медицинская помощь, оказанная в стационарных условиях. К числу медицинской помощи, оплачиваемой по тарифам ОМС, относятся консультации врачей-специалистов.
Профессиональными стандартами "Врач-офтальмолог" (утвержден приказом Минтруда России от 05.06.2017 N 470н), "Врач-оториноларинголог" (утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2017 N 612н), "Врач-эндокринолог" (утвержден приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 132н), "Врач-дерматовенеролог" (утвержден приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 142н), "Врач-хирург" (утвержден приказом Минтруда России от 26.11.2018 N 743н), "Врач-эндоскопист" (утвержден приказом Минтруда России от 14.07.2021 N 471н), "Врач-рентгенолог" (утвержден приказом Минтруда России от 19.03.2019 N 160н), "Врач - торакальный хирург" (утвержден приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 140н), порядком оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 566н, в перечне медицинских мероприятий, необходимых для диагностики заболевания, состояния, предусмотрены консультации названных врачей пациентам, имеющим соответствующие медицинские показания.
Как верно указано судом первой инстанции, если стандартом или порядком оказания медицинской помощи по заболеванию, включенному в базовую программу ОМС, предусмотрена консультация соответствующих специалистов, оплата труда указанных специалистов должна осуществляться за счет средств ОМС, что также не вступает в противоречие с элементами, составляющими структуру тарифа на оплату медицинской помощи.
Пунктом 186 Приказа Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, оплату прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы.
Следовательно, расходы на выплату вознаграждения врачам-консультантам по гражданско-правовым договорам, а также страховых взносов на такое вознаграждение включены в тариф на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, включенной в базовую и территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Отсутствие у привлеченных врачей лицензий, необходимых для осуществления самостоятельной медицинской деятельности по соответствующему профилю, само по себе не свидетельствует об использовании средств не по целевому назначению.
Учреждение в силу части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ является участником ОМС, осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Вопреки доводам Фонда об обратном, законодательство Российской Федерации не исключает оплату труда физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по гражданско-правовым договорам, напротив, предусматривает порядок обложения данных выплат страховыми взносами, удержания с них налога на доходы физических лиц.
Из содержания приведенных положений действующего законодательства следует, что расходы на выплату вознаграждения врачам по гражданско-правовым договорам, оплату соответствующих страховых взносов включены в тариф на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, включенной в базовую и территориальную программу ОМС.
Кроме того, в рассматриваемом случае услуги, оказываемые данными специалистами, включены в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
При этом нарушение лицензионных требований не является доказательством нецелевого расходования бюджетных средств.
Руководствуясь буквальным толкованием вышеприведенных норм, установив, что материалы настоящего дела не содержат доказательств того, что указанные специалисты, привлеченные по гражданско-правовым договорам, оказывали иные виды помощи, не включенные в перечень видов медицинской помощи, согласно базовой программе ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется из средств Фонда, приняв во внимание то, что в рассматриваемом случае, Больница имеет лицензию на оказание услуг по офтальмологии, эндоскопии, хирургии, дерматовенерологии, рентгенологии, оториноларингологии, эндокринологии, психиатрии суд отклоняет соответствующие возражения Фонда.
Вывод Фонда о том, что данный вид расходов относится к нецелевому использованию средств ОМС, правомерно признан судом ошибочным, а его требование о возврате Учреждением средств, использованных не по целевому назначению в сумме 967 157 рублей 07 копеек, и уплате штрафа в размере 10% за использование не по целевому назначению средств, не основано на нормах законодательства в сфере обязательного медицинского страхования, нарушает права и законные интересы Учреждения.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Учреждения.
Довод апелляционной жалобы относительно решения о правах и обязанностях Федерального фонда медицинского страхования судом апелляционной инстанции отклонён, поскольку указание в обжалуемом судебном акте на Федеральный фонд медицинского страхования является явной опечаткой. Кроме того, определением от 21.12.2022 суд первой инстанции данную опечатку исправил.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункты 5.3 Программы государственных гарантий на 2020 год, Программы государственных гарантий на 2021 год, Программы государственных гарантий на 2022 год судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку данные положения не являлись основанием для направления оспариваемого требования.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.10.2022 по делу N А43-21344/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-21344/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N39 КАНАВИНСКОГО РАЙОНА Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области