г. Самара |
|
21 декабря 2022 г. |
Дело N А55-35565/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Колодиной Т.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной Е.П.,
с участием:
от истца - Чиркова А.И., представитель (доверенность от 01.06.2022, диплом N 148 от 13.07.2015) (до перерыва);
в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7-14 декабря 2022 года в зале N 4 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Безенчук" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2022 года по делу NА55-35565/2021 (судья Шаруева Н.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Безенчук" (ОГРН 1186313058568, ИНН 6330082563), Самарская область, пгт. Безенчук,
к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Безенчук" (ОГРН 1116330000115, ИНН 6330043317), Самарская область, пгт. Безенчук,
о взыскании 5400843 руб. 68 коп. - неосновательного обогащения, 965434 руб. 68 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами,
третье лицо - Государственная жилищная инспекция Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Безенчук" (далее - ООО "УК Безенчук", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Безенчук" (далее - МУП "ЖКХ Безенчук", ответчик) о взыскании 6366278 руб. 36 коп., в том числе: 5400843 руб. 68 коп. - неосновательного обогащения, 965434 руб. 68 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением суда от 05.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2022 исковые требования удовлетворены частично. С МУП "ЖКХ Безенчук" в пользу ООО "УК Безенчук" взыскано неосновательное обогащение в размере 1834352 руб. 76 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 327958 руб. 16 коп., а также расходы по государственной пошлине в сумме 18623 руб. В остальной части иска отказано.
Истец с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемый судебный акт изменить, взыскать с МУП "ЖКХ Безенчук" в пользу ООО "УК Безенчук" неосновательное обогащение в размере 2958038 руб. 67 коп. и проценты в размере 526873 руб. 35 коп., ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании до объявления перерыва представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Ответчик и третье лицо отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик на основании договоров управления многоквартирными домами, заключенными с собственниками помещений в многоквартирных домах являлся управляющей организацией в отношении следующих многоквартирных домов в следующие периоды:
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 27, в период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 25, в период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Центральная, д. 110, в период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 164, в период с 01.06.2015 по 31.12.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 162, в период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Пушкина, д. 85А, в период с 27.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Комсомольская, д. 142, в период с 20.05.2015 по 30.11.2018;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Кольцова, д. 6А, в период с 01.05.2015 по 30.11.2018.
По результатам проведения общих собраний собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах, договоры управления, заключенные между собственниками жилых помещений и ответчиком были расторгнуты, собственники приняли решение о заключении договоров управления с истцом.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период действия договоров управления с ответчиком управляющая организация производила начисление и сбор денежных средств с собственников жилых помещений в данных многоквартирных домах, в том числе по статье "текущий ремонт".
Тарифные ставки оплаты 1 кв. м жилья в месяц в жилищном фонде пгт. Безенчук для жилых домов со всеми видами благоустройства без теплообменников установлены:
- в период с 01.05.2015 по 01.07.2015 постановлением Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области N 171 от 17.07.2013 в размере 5,28 руб./кв.м.;
- с 01.07.2015 постановлением Администрации городского поселения Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области N 96 от 06.05.2015 в размере 4,09 руб./кв.м.;
- с 01.07.2016 постановлением муниципального района Безенчукский Самарской области N 793 от 31.05.2016 в размере 4,25 руб./кв.м.;
- с 01.07.2017 постановлением муниципального района Безенчукский Самарской области N 590 от 31.05.2017 в размере 4,42 руб./кв.м.;
- с 01.07.2018 постановлением Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области N 537 от 30.05.2018 в размере 4,60 руб./кв.м.
По расчету истца ответчик получил по статье "текущий ремонт" денежные средства в размере 5400843 руб. 68 коп., а именно:
- 983112 руб. 88 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д.27, за период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- 647518 руб. 25 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 25, за период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- 864664 руб. 42 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Центральная, д. 110, за период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- 691455 руб. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул.Советская, д. 164, за период с 01.06.2015 по 31.12.2018;
- 673168 руб. 08 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 162, за период с 01.05.2015 по 30.11.2018;
- 511489 руб. 15 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Пушкина, д. 85А, за период с 27.05.2015 по 30.11.2018;
- 512799 руб. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул.Комсомольская, д. 142, за период с 20.05.2015 по 30.11.2018;
- 516636 руб. 90 коп. - по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Кольцова, д. 6А, за период с 01.05.2015 по 30.11.2018.
Между тем ответчик документы, подтверждающие несение расходов по текущему ремонту указанных МКД, истцу не представил.
Истец 22.09.2021 направил ответчику претензию от 20.09.2021 с требованием об оплате неосвоенных и неизрасходованных денежных средств по статье "текущий ремонт" в размере 5400843 руб. 68 коп.
Поскольку требования оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик заявил, что собранные управляющей компанией денежные средства по статье "текущий ремонт" полностью освоены, поскольку в период управления МКД осуществлялись работы и оказывались услуги на сумму, превышающую объем средств, поступивших от собственников помещений, представил отчеты о фактических затратах по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту МКД, а также сослался на наличие задолженности со стороны собственников.
Третье лицо в письменных пояснениях указало, что ответчик размещал в ГИС ЖКХ отчеты о фактических затратах по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту по спорным МКД только в 2018 году за период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (для нанимателей), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда), плату за коммунальные услуги.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок внесения платы, в том числе, и управляющей компании независимо от ее организационно-правовой формы.
Поскольку обязательства по проведению капитального и текущего ремонта предполагают выполнение конкретных работ, связанных с достижением определенного конечного результата, и не подпадают под определение деятельности по обслуживанию многоквартирных домов, уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по капитальному (текущему) ремонту здания и его систем в случае невыполнения последней таких работ и прекращения ее полномочий являются неосновательным обогащением такой управляющей компании, право требования возврата которого возникает у вновь избранной управляющей организации в соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации денежные средства, поступающие к управляющей компании, по статье "текущий ремонт" вносятся собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем, то есть носят целевое назначение. Такие денежные средства не поступают в собственность управляющей организации (истца), а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственников многоквартирного дома.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила эксплуатации).
Согласно пунктам 2.3.1. и 2.3.3. Правил эксплуатации организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7 к Правилам эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 2.1.4, 2.1.5. Правил эксплуатации результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами. Организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок:
а) составить перечень (по результатам весеннего осмотра) мероприятий и установить объемы работ, необходимых для подготовки здания и его инженерного оборудования к эксплуатации в следующий зимний период;
б) уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта.
Платежи жильцов за капитальный ремонт, текущий ремонт имеют особую правовую природу, отличную от платы за техническое обслуживание дома, так как не связаны с оплатой определенной деятельности. Это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода.
Таким образом, уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по ремонту здания и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению текущего ремонта (т.е. платежи жильцов на текущий ремонт являются накопительной суммой).
При изменении способа управления многоквартирным домом (управление управляющей организацией изменяется на управление иной управляющей организацией) с соответствующим иском вправе обратиться истец, который представляет законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку управление многоквартирным домом может осуществляться только одной управляющей организацией, которая в силу частей 2.3, 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и обязана обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, то обязанность по организации и осуществлению текущего ремонта (включая предъявление требований к прежней управляющей организации о взыскании ранее уплаченных собственниками платежей) лежит на вновь избранной управляющей организации.
Согласно статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами: в том числе в виде средств собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета осуществляющих управление многоквартирными домами товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Денежные средства, составляющие спорную сумму, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и как неразрывно связанное с многоквартирным домом имущество подлежали передаче истцу.
Таким образом, удержание ответчиком денежных средств при замене управляющей компании неправомерно и влечет получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения, так как обязательство по проведению текущего ремонта дома с момента передачи функций управляющей компании истцу переходит к данному лицу.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределением бремени доказывания, на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца (управляющая компания выступает в интересах собственников), размер неосновательного обогащения. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Денежные средства вносятся собственниками не за фактически оказанную услугу, а с целью оказания такой услуги в будущем, то есть носят целевое назначение. Эти средства не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы и только по решению общего собрания собственником многоквартирного дома.
Текущий ремонт - это выполнение конкретных работ, а не осуществление определенной деятельности в течение неопределенного периода.
Уплаченные жильцами денежные средства в счет выполнения в будущем управляющей организацией работ по текущему ремонту здания и его систем являются предварительной оплатой в счет будущего обязательства по проведению капитального и текущего ремонта, и - должны быть потрачены именно на эти цели. В отсутствие решения общего собрания собственников о проведении работ по текущему ремонту внутридомовых санитарно-технический сетей, сетей отопления, электроснабжения, иные документы не могут быть признаны надлежащими доказательствами несения ответчиком расходов по капитальному ремонту, текущему ремонту спорного многоквартирного жилого дома.
Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России) (далее - Пособие МДК 2-04.2004) разъясняет и конкретизирует структуру, состав работ и услуг, современные нормативные и правовые требования к организации содержания общего имущества жилого дома, технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2.1 Пособия МДК 2-04.2004 содержание жилищного фонда включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно или с установленной нормативными документами периодичностью с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния:
а) технический надзор за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования, приборной диагностики и испытаний;
б) выполнение мероприятий по подготовке к сезонной эксплуатации общего имущества жилого дома (ограждающих конструкций, подъездов, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений) с учетом требований нормативно-технических документов, замечаний и предложений органов государственной жилищной инспекции, Госэнергонадзора, государственной противопожарной службы, государственной санитарно-эпидемиологической службы;
в) незамедлительное устранение аварий и неисправностей в общем имуществе жилого дома, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности потребителей;
г) выполнение работ по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома (подъездов, чердаков, подвалов) и придомовых территорий, в том числе по уходу за зелеными насаждениями.
В материалы дела ответчиком представлены документы, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии дебиторской задолженности (денежных средств по статье "текущий ремонт", не оплаченных собственниками помещений и, следовательно, не полученных) и о выполнении им работ по текущему ремонту МКД:
- справки о собранных средствах и фактических затратах по текущему ремонту по каждому дому, в соответствии с которыми сумма оплаченных денежных средств собственниками МКД составила 4559086 руб. 52 коп.;
- отчеты о фактических затратах по текущему ремонту по каждому дому, в соответствии с которыми ответчиком выполнены работы по текущему ремонту на сумму 2724733 руб. 76 коп.;
- контррасчет, в соответствии с которым сумма неизрасходованных средств по статье "текущий ремонт", оставшихся на счету ответчика после окончания управления многоквартирными домами, составила 1834352 руб. 76 коп.
Исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции согласился с контррасчетом ответчика и удовлетворил исковые требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца неосновательное обогащение в размере 1834352 руб. 76 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 327958 руб. 16 коп.
Между тем суд первой инстанции не учел следующее.
Из расчета ответчика следует, что фактические затраты по многоквартирному дому по адресу: Самарская область, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 25, превысили сумму денежных средств, внесенных собственниками помещений в указанном МКД, в связи с чем образовалась задолженность в размере 117601 руб. 88 коп.
При расчете ответчик закрыл указанную задолженность за счет денежных средств, оплаченных жителями других многоквартирных домов, что недопустимо, поскольку денежные средства, собранные управляющей организацией по статье "текущий ремонт", являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и могут быть потрачены управляющей организацией исключительно на ремонтные работы в конкретном многоквартирном доме.
Таким образом, задолженность собственников многоквартирного дома по адресу: Самарская область, пгт. Безенчук, Чапаева, 25, в размере 117601 руб. 88 коп. не подлежит учету при расчете неосновательного обогащения и компенсации за счет средств, оставшихся на счету других многоквартирных домов.
Судом первой инстанции не рассмотрены доводы истца о включении в отчеты о проведении текущего ремонта работ, которые относятся к содержанию, либо не являются работами по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Перечень работ по содержанию жилого помещения установлен в приложении N 4 к Правилам эксплуатации, а перечень работ по текущему ремонту установлен в приложении N 7 к Правилам эксплуатации.
Исходя из положений главы II Правил эксплуатации, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Содержание и текущий ремонт многоквартирного дома - это разные статьи расходов. Оказание услуг по содержанию общего имущества за счет средств текущего ремонта противоречит нормам жилищного законодательства.
Исследовав и оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводам, что к текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов не относятся следующие работы.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 27.
За 2015 год в качестве расходов на проведение текущего указана дезинфекция на сумму 3236,86 руб., между тем в соответствии с пунктом 23 Постановления Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N290), данный вид работ относится к содержанию общего имущества и не является работой производимой в рамках текущего ремонта.
Приобретение стройматериалов на сумму 1182,60 руб. согласно Своду правил "Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 590/пр от 24.08.2016 (далее - Правила N 590/пр) не относится к работам по текущему ремонту.
За 2016 год в качестве работ по текущему ремонту включены работы по укреплению водостоков на сумму 4178,61 руб., которые в соответствии с пунктами 1Б, 1Г Приложения 4 к Правилам эксплуатации относятся к работам по содержанию жилых домов.
За 2017 год в качестве работ по текущему ремонту включены работы на укрепление ливневой трубы на сумму 1046,57 руб., в соответствии с пунктом 13Г Приложения 4 к Правилам эксплуатации данные являются работами по содержанию жилых домов.
Работы по устранению незначительных неисправностей электротехнических устройств на сумму 1844,75 руб., в соответствии с пунктом 3А, Приложения 4 к Правилам эксплуатации относятся к работам по содержанию жилых домов.
В этой связи расходы на сумму 11485 руб. 39 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 162.
В качестве работ по текущему ремонту в 2015 году отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 1615,12 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2017 год в качестве работ по текущему ремонту включены работы по ремонту полотенцесушителя на сумму 1919,03 руб. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) полотенцесушитель не входит в перечень общего имущества, поскольку служит для эксплуатации только одного жилого помещения.
В этой связи расходы на сумму 3534 руб. 15 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 164.
В качестве работ по текущему ремонту в 2015 году отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 2432,81 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2016 год в качестве расходов по текущему ремонту отнесены расходы на ремонт отопления в квартире N 7 на сумму 11185,61 руб., за 2017 год указан ремонт полотенцесушителя на сумму 1481,97 руб., тогда как в соответствии с Правилами N 491 батарея и полотенцесушитель не входят в перечень общего имущества, поскольку служат для эксплуатации только одного жилого помещения.
В этой связи расходы на сумму 15100 руб. 39 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Центральная, д. 110.
В качестве работ по текущему ремонту в 2015 году отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 1937,30 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2015 год в качестве работ по текущему ремонту включены работы на ремонт отмосток на сумму 95609,95 руб., тогда как в соответствии с пунктом 6Б Приложения 4 Правил эксплуатации ремонт просевших отмостков относится к работам по содержанию жилых домов.
Так же включены работы на сумму 3374,41 руб., к ним приложен наряд-заказ от 13.12.2015, содержащий запись "пробили основной стояк", указанные работы в соответствии с пунктом 9В Приложения 4 к Правилам эксплуатации относятся к работам по содержанию жилых домов.
В этой связи расходы на сумму 100921 руб. 66 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Кольцова, д. 6а.
За 2015 год в качестве работ по текущему ремонту отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 4959,46 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2016 год в качестве текущего ремонта включены работы по ремонту полотенцесушителя на сумму 5907,20 руб., ремонт электропроводки в кв. 25, 26, 27 на сумму 2312,41 руб., между тем в соответствии с Правилами N 491 полотенцесушитель и электропроводка не входит в перечень общего имущества, поскольку служит для эксплуатации только одного жилого помещения.
В этой связи расходы на сумму 13179 руб. 07 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Комсомольская, д. 142.
За 2015 год в качестве работ по текущему отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 6950,05 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2016 год в качестве работ по текущему ремонту отнесена установка регистров в подъезде на сумму 3559,35 руб., а также наряд-заказ от 12.12.2016, в соответствии с пунктом 3А Приложения 4 к Правилам эксплуатации указанные работы относится к работам по содержанию жилых домов.
За 2017 год в качестве работ по текущему ремонты включены работы на сумму 4173,55 руб. ("установил выключатель, ремонт щ/о, повесил патрон, ввернул лампочку 2шт.", наряд-заказ от 29.11.2017 "ремонт щ/о, замена провода", однако согласно пунктам 3А, 17В, 18В Приложения 4 к Правилам эксплуатации данные работы относятся к работам по содержанию жилых домов.
Также ответчиком включены работы по установке промывочной системы канализации на сумму 4833,69 руб., а также наряд-заказ от 23.06.2017, в соответствии с пунктами 6В, 12В, 1Г Приложения 4 к Правилам эксплуатации указанные работы относятся к работам по содержанию жилых домов.
В этой связи расходы на сумму 19516 руб. 64 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Пушкина, д. 85а.
За 2015 год в качестве работ по текущему ремонту отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 1004,60 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
За 2016 год в качестве работ по текущему ремонту включены работы по ремонту полотенцесушителя на сумму 4886,47 руб., а также работы по ремонту отопления в квартире 37 на сумму 4253,37 руб., тогда как в соответствии с Правилами N 491 батарея и полотенцесушитель не входят в перечень общего имущества, поскольку служат для эксплуатации только одного жилого помещения.
В этой связи расходы на сумму 10144 руб. 44 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
По многоквартирному дому по адресу: Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 25.
За 2015 год в качестве работ по текущему ремонту отнесены расходы на приобретение строительных материалов на сумму 11821,08 руб., однако согласно Правилам N 590/пр приобретение строительных материалов не относится к работам по текущему ремонту.
В качестве работ по текущему ремонту в 2016 году включены расходы:
- на установку байпаса на сумму 2763,88 руб., согласно пункту 1А Приложения 4 к Правилам эксплуатации данные работы относятся к работам по содержанию жилых домов;
- по замене выключателей (автоматов) на сумму 344,32 руб., согласно пунктам 3А, 17В, 18 В Приложения 4 к Правилам эксплуатации устранение незначительных неисправностей электротехнических устройств относятся к работам по содержанию жилых домов.
За 2017 год отнесены в качестве текущего ремонт работы по ремонту полотенцесушителя на сумму 4701,08 руб., а также наряд-заказ от 26.12.2017, однако в соответствии с Правилами N 491 полотенцесушитель не входит в перечень общего имущества, поскольку служит для эксплуатации только одного жилого помещения.
В этой связи расходы на сумму 19630 руб. 36 коп. являются расходами по содержанию многоквартирного дома, входящими в плату за содержание жилья, не подлежат отнесению к расходам на производство текущего ремонта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 209-ФЗ от 21.07.2014 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о государственной информационной системе ЖКХ) государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства - это единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о государственной информационной системе ЖКХ субъектами, размещающими информацию в системе, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В силу части 4 статьи 165 ЖК РФ организации, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, обязанность размещать в ГИС ЖКХ информацию о выполненных работах по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах возложена на управляющую организацию законом.
В соответствии с положениями части 10.1. статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.
Согласно Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства российской Федерации N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" управляющие компании обязаны размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ.
Между тем ответчик не представил доказательств размещения в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства отчетов о выполнении текущего ремонта по рассматриваемым в настоящем деле многоквартирным домам за 2018 год, отчеты за 2018 год также не представлены в материалы дела.
Суммы расходов за 2018 год указаны ответчиком только в сводной информационной справке для суда, однако из указанной справки не представляется возможным определить вид и объем выполненных работ для оценки целевого использования денежных средств собственников.
Иных документов, свидетельствующих о фактическом выполнении работ по текущему ремонту в 2018 году на сумму 930174 руб. 11 коп., в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расходы ответчика на проведение текущего ремонта в рассматриваемых МКД за исключением расходов на выполнение работ, не относящихся к работам по текущему ремонту, а также расходов за 2018 год, которые не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, составляют 1601047 руб. 55 коп.
Из бухгалтерской справки ответчика следует, что сумма оплаченных собственниками помещений денежных средств составила 4559086 руб. 52 коп.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанции произведен расчет неосновательного обогащения: 4559086 руб. 52 коп. (оплачено собственниками помещений) - 1601047 руб. 55 коп. (израсходовано на текущий ремонт) = 2958038 руб. 97 коп., в т.ч:
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 27 - 693617 руб. 51 коп.,
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Чапаева, д. 25 - перерасход на 158326 руб. 06 коп.;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Центральная, д.110 - 471659 руб. 73 коп.
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 164 - 579615 руб. 69 коп;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Советская, д. 162 - 179268 руб. 56 коп.;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Пушкина, д. 85А - 330862 руб. 94 коп.;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Комсомольская, д. 142 - 256503 руб. 18 коп.;
- Самарская область, Безенчукский район, пгт. Безенчук, ул. Кольцова, д. 6А - 288185 руб. 30 коп.
С учетом изложенного стоимость работ, которые относятся к расходами по содержанию многоквартирного дома, является неосновательным обогащением ответчика и подлежит взысканию с него в пользу истца в качестве неосновательного обогащения, а решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При наличии оснований для взыскания неосновательного обогащения, исключив стоимость работ, которые не относятся к текущему ремонту, а также стоимость неподтвержденных расходов на текущий ремонт за 2018 год, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 39, 154, 155, 161, 162 ЖК РФ, статьями 1102, 1109 ГК РФ, считает, что требования истца в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере 2958038 руб. 97 коп. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что факт неосновательного сбережения истцом денежных средств в размере 2958038 руб. 97 коп. подтвержден материалами дела, с учетом положений пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив период просрочки исполнения денежного обязательства, суд апелляционной инстанции считает, что обоснованными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца являются проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 526873 руб. 35 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 сентября 2022 года по делу N А55-35565/2021 изменить, принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично. Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе отнести на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Безенчук" (ОГРН 1116330000115, ИНН 6330043317), Самарская область, пгт.Безенчук, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Безенчук" (ОГРН 1186313058568, ИНН 6330082563), Самарская область, пгт.Безенчук, неосновательное обогащение в размере 2958038 руб. 97 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 526873 руб. 35 коп., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 30015 руб. и расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-35565/2021
Истец: ООО УК "Безенчук", ООО Управляющая компания "Безенчук"
Ответчик: МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Безенчук"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Самарской области