город Омск |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А75-10413/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8941/2022) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2022 по делу N А75-10413/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению акционерного общества "Югра-Экология" (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) об оспаривании предписания,
при участии в судебном заседании представителей:
от Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Слинкин Денис Александрович по доверенности от 20.10.2022 N 13 сроком действия 3 года,
от акционерного общества "Югра-Экология" - Слепова Ирина Владимировна по доверенности от 07.06.2022 N 154/22 сроком действия 1 год,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Югра - Экология" (далее - заявитель, общество, АО "Югра-экология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании предписания Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.06.2021 N 12-330/жн-2021 (далее - заинтересованное лицо, Служба, Жилстройнадзор Югры).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2022 по делу N А75-10413/2021 заявленные требования удовлетворены, предписание Жилстройнадзора Югры от 24.06.2021 N 12-330/жн-2021 признано недействительным. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Служба осуществила проверку и выдала оспариваемое предписание за рамками имеющихся полномочий.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции в качестве законного интереса общества в сфере предпринимательской деятельности признано начисление последним коммунальной платы за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) гражданам за несуществующие индивидуальные жилые дома (по нормативам, установленным для собственников жилых домов), что является прямым нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан; спорная проверка произведена Службой на основании обращения гражданина по факту начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, а не претензии к качеству предоставляемой коммунальной услуги, в силу чего Жилстройнадзор Югры имел основания для проведения проверки и выдачи оспариваемого предписания; в настоящем случае, плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО начислена физическому лицу как собственнику индивидуального жилого дома по нормативу, установленному для индивидуального жилого дома, вместе с тем, согласно сформировавшейся судебной практике, при отсутствии на земельном участке жилого помещения, собственников, а также лиц, постоянно или временно проживающих в таком помещении. начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и положениям установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в силу чего предписание о перерасчете платы за обращение с ТКО вынесено уполномоченным государственным органом (органом, осуществляющим государственный жилищный надзор) в пределах предоставленных ему полномочий.
АО "Югра-Экология" в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не соглашается с доводами Службы, просит оставить оспариваемое решение суда первой инстанции без изменения.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 29.09.2022.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.09.2022 производство по апелляционной жалобе Службы на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2022 по делу N А75-10413/2021 приостановлено до окончания в Верховном Суде Российской Федерации кассационного производства по делам N А75-7519/2021 и N А75-7520/2021.
Судом апелляционной инстанции установлено, что определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 по делу N А75-7519/2021 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2022 по делу N А75-7519/2021 отменено, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 оставлено в силе.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 по делу N А75-7520/2021 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.05.2022 по делу N А75-7520/2021 отменено, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.07.2021 оставлено в силе.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по делу N А75-10413/2021 на 20.12.2022. Лица, участвующие в деле, извещены, что, в случае положительного решения вопроса о возобновлении производства по указанному делу, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы также состоится 20.12.2022.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не возражали против возобновления производства по апелляционной жалобе, перехода к рассмотрению жалобы по существу. В порядке статьи 146 АПК РФ суд апелляционной инстанции возобновил производство по делу, приступил к рассмотрению апелляционной жалобы по существу.
Представитель Службы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Службу обращения от 01.06.2021 N 27-ОГ-193 по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: г. Нягань, автомобильная дорога г. Нягань - г.п. Унъюган, садовый массив 29, проезд 2, участок N 76, в период с 09.06.2021 по 24.06.2021 на основании приказа от 07.06.2021 N 12-330/ЖН-2021 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований нормативных актов при исчислении платы за обращение с ТКО.
Службой установлено, что примененный для расчета платы норматив не соответствует категории объекта по адресу: г. Нягань, автомобильная дорога г. Нягань - г.п. Унъюган, садовый массив 29, проезд 2, участок N 76, на котором образуются отходы, и не может быть использован для расчета платы за обращение с ТКО по указанному объекту в период с декабря 2020 по май 2021 года.
По результатам проверки АО "Югра-Экология" выдано предписание от 24.06.2021 N 12-330/ЖН-2021 (т.1, л.д. 21-22) об исключении начисления платы за обращение с твердыми коммунальными отходами по адресу г. Нягань, а.д. г. Нягань - г.п. Унъюган, садовый массив 29, проезд 2, участок N 76, с декабря 2020 года и дальнейшие расчетные периоды, когда объем потребления твердо-коммунальных отходов определялся исходя из норматива потребления, утвержденного постановлением Администрации г. Нягань от 28.05.2020 N 1514 для индивидуальных жилых домов.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 02.06.2022 заявленные требования удовлетворены, с чем не согласилась Служба, реализовав право на подачу апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в период проведения проверки), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы, требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), нарушений органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, требований к порядку размещения информации в системе, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (пункт 4 части 1 статьи 20 ЖК РФ).
Согласно части 4.3 статьи 20 ЖК РФ проверки деятельности региональных операторов проводятся с любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
В силу части 3 статьи 20 ЖК РФ, пункта 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (действовавшего на момент вынесения оспариваемого предписания, далее - Положение N 493), пункта 6.4 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п, Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим государственный жилищный надзор.
Так, Положение N 493 предусматривало, что предметом проверок, проводимых органами государственного жилищного надзора, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги (подпункт "а" пункта 11 Положения).
Согласно подпункту "а(1)" пункта 11 Положения N 493 в предмет проверки также входит соблюдение названными контролируемыми лицами требований Правил N 354, которые к коммунальной услуге относят услугу по обращению с ТКО (абзац девятый пункта 2).
Таким образом, в рамках осуществления государственного жилищного надзора Служба была правомочна проверять соблюдение региональным оператором обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО, включая определение размера платы за такую услугу.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12669 по делу N А75-7519/2021, от 14.11.2022 N 304-ЭС22-12944 по делу N А75-7520/2021.
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется разделом XV(1) Правил N 354, положения которого предусматривают порядок расчета и взимания платы с потребителей услуги. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в установленном порядке, а потребитель коммунальной услуги обязан своевременно и в полном объеме вносить ее (подпункт "г" пункта 148 (22), подпункт "в" пункта 148 (25) Правил N 354).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Частью 2 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов (подпункт "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов").
Постановлением администрации города Нягани от 28.05.2020 N 1514 (далее - Постановление N 1514) установлены нормативы накопления ТКО на территории муниципального образования город Нягань для 9 категорий потребителей:
1. Административные здания, учреждения, конторы.
2. Предприятия торговли.
3. Предприятия транспортной инфраструктуры.
4. Дошкольные и учебные заведения.
5. Культурно-развлекательные, спортивные учреждения.
6. Культурно-развлекательные, спортивные учреждения.
7. Предприятия службы быта.
8. Предприятия в сфере похоронных услуг.
9. Домовладения.
Категории с 1 по 8 относятся к организациям (юридическим лицам). В отношении физических лиц возможно применение только норматива накопления, предусмотренного для домовладений, следовательно, в случае начисления платы за ТКО физическим лицам, проживающим на территории муниципального образования г. Нягань, указанная плата начисляется как собственникам домовладений, либо как лицам, проживающим в домовладениях.
Применительно к домовладениям нормативы утверждены в отношении многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов; при этом нормативы накопления ТКО для садовых домов и иных строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства, в постановлении не определены.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что на участке по адресу: г. Нягань, а.д. г. Нягань - г.п. Унъюган, садовый массив 29, проезд 2, участок N 76, имеется строение, которое поставлено на кадастровый учет как жилой дом, в отношении него зарегистрировано право собственности.
Вместе с тем в настоящем случае Службой установлено, что предоставленная в ходе проверки детализация расчетов по обращению с ТКО по адресу: г. Нягань, а.д. г. Нягань - г.п. Унъюган, садовый массив 29, проезд 2, участок N 76, за период с декабря 2020 по май 2021 года свидетельствует о начислении платы исходя из тарифа - 714,47 руб/м3, утвержденного для АО "Югра-Экология", норматива накопления ТКО - 3,286 м3/год, утвержденного Постановлением N 1514 для индивидуальных жилых домов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 148 (11) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) данных правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.
Следовательно, в настоящем случае материалами дела подтверждается отсутствие оснований для произведения обществом спорных начислений, правомерно признанных Службой незаконными.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, выдано АО "Югра-Экология" уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2022 по делу N А75-10413/2021 подлежит отмене, апелляционная жалоба Жилстройнадзора Югры - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на заявителя в силу части 1 статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, в силу освобождения заинтересованного лица от уплаты таковых.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.06.2022 по делу N А75-10413/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных акционерным обществом "Югра-Экология", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-10413/2021
Истец: АО ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры