город Омск |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А70-16601/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Котлярова Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13968/2022) Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.10.2022 по делу N А70-16601/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 19) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421, адрес: 625001, город Тюмень, улица Ирбитская, дом 16) о признании недействительным уведомления, об обязании выдать заявителю уведомление,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Запсибгазпром" - Евсеенко Людмила Ивановна по доверенности от 30.12.2021 N 48 сроком действия до 31.12.2024,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - заявитель, общество, ОАО "Запсибгазпром") обратилось в суд с заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании незаконным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.04.2022 и об обязании выдать заявителю уведомление о размере страховых взносов на основании заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности от 22.04.2022 и справки-подтверждения основного вида экономической деятельности от 22.04.2022, установив на 2022 год (с 01.01.2022) страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,9% в соответствии с фактически осуществляемым основным видом деятельности - строительство жилых и нежилых зданий (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) - 41.20).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.10.2022 по делу N А70-16601/2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что заявитель в установленный срок не представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; материалы дела не содержат допустимых доказательств, позволяющих установить основной вид экономической деятельности общества, а также подтверждающих, что в предыдущих периодах Фонд определял для общества именно этот основной вид деятельности.
ОАО "Запсибгазпром" в материалы дела представлен письменный отзыв, согласно которому заявитель просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Фонд, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "Запсибгазпром" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ОАО "Запсибгазпром" зарегистрировано в качестве юридического лица 14.10.1993, является плательщиком страховых взносов в Фонд социального страхования.
22.04.2022 ОАО "Запсибгазпром" в Фонд направлены документы для подтверждения основного вида экономической деятельности на 2022 год: справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2021 год.
В справке-подтверждении основного вида экономической деятельности, в заявлении на основании данных бухгалтерской отчетности за 2021 год в качестве основного вида деятельности на 2022 год обществом определен вид деятельности - строительство жилых и нежилых зданий (код по ОКВЭД - 41.20), поскольку по итогам 2021 года данный вид деятельности составил 90,4 % в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Указанный вид деятельности отнесен к 8 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,9%.
Поскольку общество не подтвердило до 15 апреля (включительно) основной вид экономической деятельности как предусмотрено пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), Фонд, руководствуясь пунктом 5 Порядка N 55, отнес в 2022 году общество к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении общества в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - 6.10 Добыча сырой нефти и газа, в соответствии с которым определен 30 класс профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 7,40 %.
Общество, не согласившись с вынесенным уведомлением, направило в Фонд жалобу с просьбой пересмотреть основной вид экономической деятельности, принятый для расчета страхового тарифа, и уменьшить размер страхового тарифа на 2022 год с учетом представленных обществом в Фонд документов 22.04.2022.
Письмом от 03.06.2022 исх. N 11-13/7211-6555 жалоба ОАО "Запсибгазпром" на уведомление оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с данным уведомлением Фонда, полагая, что оно противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, ОАО "Запсибгазпром" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Тюменской области.
Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 05.10.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Статьей 3 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан, в числе прочего, правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу статьи 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), которые определяют порядок отнесения экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска (пункт 2 Правил N 713).
В пункте 7 Правил N 713 предусмотрено, что самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Пунктом 8 Правил N 713 установлено, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 ПравилN 713 основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку N 55;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку N 55;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда социального страхования относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, общество направило 22.04.2021, а Фонд получил заявление и документы в подтверждение фактически осуществляемого вида деятельности по коду 41.20 "Строительство жилых и нежилых зданий".
Заявленный вид деятельности является основным и приоритетным ОАО "Запсибгазпром", данный факт подтверждается представленными Фонду и суду документами: заявлением о подтверждении основного вида деятельности по ОКВЭД 41.20, справкой-подтверждением основного вида экономической деятельности, пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2021 год
Доводы заинтересованного лица относительного того, что материалы дела не содержат допустимых доказательств, позволяющих установить основной вид экономической деятельности общества, отклоняются апелляционным судом, поскольку пунктом 3 Порядка N 55 установлен исчерпывающий перечень документов, которые подтверждают основной вид экономической деятельности, указанные документы представлены заявителем в материалы дела в обоснование своей позиции.
Таким образом, на момент вынесения уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.04.2022 Фонд располагал объективными данными о фактической деятельности страхователя.
Суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое уведомление Фонда, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 5 Порядка N 55, определяя вид экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска, Фонд должен был исходить из тех видов экономической деятельности, указанных в ЕГРЮЛ, которые общество фактически осуществляет. В связи с этим по смыслу пункта 5 Порядка страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка N 55, и после установления Фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить Фонду документы пусть и с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение) для подтверждения основного вида экономической деятельности.
Предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка N 55 страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом.
Учитывая тот факт, что общество должно отнести к виду экономической деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска только осуществляемую организацией деятельность, а не виды деятельности, перечисленные в учредительных документах, оснований для установления обществу страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 7,40 %, отнесенных к 30 классу профессионального риска, у Фонда не имелось.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, реализуя свое полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка N 55, Фонд социального страхования в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишен права запросить необходимые документы у страхователя (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2018 N 302- КГ18-5655).
В рассматриваемом случае Фонд имел возможность получить и исследовать все необходимые документы.
Следовательно, Фонд необоснованно увеличил обществу размер страхового тарифа с 0.9% до 7,40 %, в связи с чем оспариваемое уведомление Фонда правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.10.2022 по делу N А70-16601/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленными квалифицированными электронными подписями судей, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16601/2022
Истец: ОАО "Запсибгазпром"
Ответчик: ГУ Тюменское Региональное Отделение Фонда Социального Страхования Российской Федерации Филиал N 1