г. Санкт-Петербург |
|
22 декабря 2022 г. |
Дело N А42-6906/2022 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-37362/2022) федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.10.2022 по делу N А42-6906/2022, принятое
по иску акционерного общества "Ситиматик"
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149; Москва, пер.Большой Саввинский, д.12, стр.6, эт.1, пом.IV, ком.1-33, 35-53; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745; г.Москва, ул.Спартаковская, д.2б; далее - Учреждение) о взыскании 74 760 руб. 87 коп. задолженности по договору от 30.10.2020 N 86/316/0001199/003 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с августа по декабрь 2021 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.10.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 18.10.2022, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что услуги оказываются не самому Учреждению, а воинским частям, командиры которых ответственны за оказание услуг по обращению с ТКО на местах. Податель жалобы указывает на то, что при расчете суммы иска истец не принял во внимание согласованные условия договора в части учета данных по фактически вывезенным с территории воинских частей объемам ТКО; сумма переплаты составляет 83 759 руб. 44 коп.
В отзыве Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (региональный оператор) и Учреждение (заказчик) 30.10.2020 заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 86/316/0001199/003 (далее - договор), по условиям которого Региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 1.5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО согласована 01.01.2021 (пункт 1.5 договора).
Под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 договора).
Цена настоящего договора составляет 9 994 738 руб. 54 коп. и не подлежит налогообложению (пункт 2.10 договора, в редакции дополнительного соглашения N 3 от 29.10.2021).
Оплата оказываемых по настоящему договору услуг осуществляется ежемесячно на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа (УПД), выставляемого до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, по безналичному расчету платежными поручениями, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет Регионального оператора, указанный в настоящем договоре (пункт 2.13 договора).
Перечисление денежных средств на расчетный счет регионального оператора осуществляется заказчиком в течение 30 дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанной услуги (выполненных работ) или универсального передаточного документа, на основании акта сдачи-приемки оказанной услуги (выполненных работ) и выставленного региональным оператором счета-фактуры или универсального передаточного документа (пункт 2.14 договора).
Заказчик обязан производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и в сроки, которые определены настоящим договором (пункт 4.3.3 договора).
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2021, и действует по 31.10.2021 включительно, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по договору (пункт 10.1 договора).
Объем и место накопления ТКО определен сторонами в приложении N 2 к Договору, которое является его неотъемлемой частью.
Во исполнение принятых договорных обязательств истцом обеспечен прием ТКО, составлены универсально-передаточные документы (далее - УПД), на основании которых в адрес ответчика выставлены счета за услуги регионального оператора по обращению с ТКО за период с августа по декабрь 2021 года. Поскольку указанные счета не оплачены ответчиком в полном объеме, образовалась задолженность.
Направленная в адрес ответчика претензия, с требованием оплатить задолженность, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (статья 307 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя обращение с ТКО. На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем
Ответчик не согласен с судебным актом в части определения объема ТКО, фактически вывезенного с территории воинских частей.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Пункт 30 Правил N 1156 предусматривает в отношении каждого мусоровоза ведение маршрутного журнала по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов.
Такая форма утверждена Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 25.05.2018 N 135, которая (форма) помимо прочего содержит места загрузки, количество контейнеров и общий их объем в куб.м, время и массу выгрузки твердых коммунальных отходов.
Транспортировка (перевозка, вывоз) отходов и их размещение на полигоны ТКО осуществляется в строгом соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10, на основании договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов в Мурманской области, заключаемых региональным оператором с транспортирующими организациями.
Согласно представленным первичным документам услуги по транспортированию ТКО в спорный период выполнены транспортирующими организациями в полном объеме и в установленные сроки с учётом уточнений.
Факт оказания услуг, предусмотренных договором, их стоимость, подтверждены материалами дела.
Предъявляемый ко взысканию Обществом размер задолженности исчислен с учетом фактического объема вывезенного ТКО, который при этом, не превышает ежемесячный объем ТКО определенный сторонами по договору в приложении N 2 по спорным объектам.
При заключении договора заказчик определял объем необходимого к вывозу ТКО исходя из количества работников (военнослужащих), нормативов накопления ТКО, с учетом имеющегося количества контейнеров и их объема.
Согласно подпункту "б" пункта 25 Правил N 1156 и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов.
Соответственно, объем ТКО, установленный приложением к договору, является планируемым и определяется до начала оказания услуг согласно заявке собственника ТКО, а оплате по договору подлежит фактический объем, который в итоге может быть меньше или больше изначального договорного объема.
Твердые коммунальные отходы, складируемые в контейнеры ответчика, расположенные в местах накопления ТКО, вывезены и обработаны (обезврежены, захоронены) посредством услуг регионального оператора в объеме и сроки, предусмотренные договором, что подтверждается представленными в материалы дела копиями маршрутных журналов о вывозе ТКО с мест размещения отходов (спорных объектов). Данные маршрутных журналов о движении мусоровозов по территории расположения объектов ответчика являются основанием для составления региональным оператором внутренних актов, посредством которых региональный оператор фиксирует соотношение объема ТКО, подлежащего вывозу в соответствии с договором, и фактическим объемом ТКО, вывезенным транспортирующей организацией в расчетном периоде.
Утверждение ответчика о том, что в спорный период услуга оказывалась региональным оператором не в полном объеме, является несостоятельным и опровергается представленными доказательствами.
Учитывая комплексный характер правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, действующим законодательством подробно регламентирован механизм фиксации нарушений, допускаемых региональным оператором при оказании услуги по обращению с ТКО.
Указанный механизм, утвержденный Правилами N 1156 и регламентированный разделом 6 договора, должен применяться хозяйствующими субъектами как в целях соблюдения договорных обязательств, так и в целях поддержания надлежащей санитарно-эпидемиологической обстановки в местах накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору заказчик с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. О необходимости составления акта о нарушении региональным оператором обязательств по настоящему договору заказчик обязан уведомить регионального оператора за 24 часа до даты составления акта путем направления способом, определенном пунктом 4.3.8 настоящего договора.
Доказательства уведомления регионального оператора в порядке, установленном разделом 6 договора, о составлении актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору в материалы дела не представлены.
Справки командиров воинских частей, представляемые в адрес ответчика по истечении очередного периода оказания услуги, не могут служить основанием для расчета региональным оператором объемов ТКО.
Указанные справки и механизм их составления не регламентированы действующим законодательством либо заключенным договором, составлены лицами, не уполномоченными в соответствии с пунктами 4.3.6, 4.3.7 договора на взаимодействие с региональным оператором. Проверить достоверность содержащихся в указанных справках сведений не представляется возможным.
В нарушение приведенной процессуальной нормы ответчик, требуя признания ненадлежащим исполнение истцом услуг в предъявленном ко взысканию размере, не представил каких-либо доказательств, полученных в порядке раздела 6 договора.
Представленные ответчиком в материалы дела справки о фактически оказанных услугах по вывозу ТКО, оформленные в одностороннем порядке работниками и подотчетными лицами Учреждения, не отвечают признакам допустимости, поскольку получены с нарушением условий договора, а потому не опровергают установленные по настоящему делу обстоятельства.
Решение суда является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.10.2022 по делу N А42-6906/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6906/2022
Истец: АО "СИТИМАТИК"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖКС N2 г. Североморск ф-ла "ЦЖКУ" Минообороны России по ОСК СФ