город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2022 г. |
дело N А32-26272/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о дате и времени судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 по делу N А32-26272/2022
по заявлению Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2308014320, ОГРН 1022301602091)
к Управлению внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю (ИНН 2320037349, ОГРН 1022302957489)
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению внутренних дел по г. Сочи Главного управления министерства внутренних дел России по Краснодарскому краю (далее -Управление) о взыскании финансовых санкций в размере 19000 руб. за несвоевременное представление сведений по форма СЗВ-ТД.
Определением суда от 08.06.2022 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон.
От Управления поступило заявление о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, ходатайство удовлетворено.
Определением от 22.07.2022 суд первой инстанции определил рассмотреть дело по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 суд удовлетворил исковые требования Пенсионного фонда в части.
Решение мотивировано тем, что совершенным правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение совершено впервые и деятельность управления финансируется за счет средств бюджета.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что у страхователя отсутствовала программно-технические возможности для своевременного предоставления сведений по форме СЗВ-ТД в электронном формате. Суд не учел тот факт, что Управление добровольно произвело оплату финансовых санкций в сумме 1000 рублей.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионный фонд представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Пенсионным фондом установлены факты, свидетельствующие о нарушении Управлением норм пенсионного законодательства, а именно: страхователем 17.05.2021, 18.05.2021, 03.06.2021 представлены сведения о трудовой деятельности зарегистрированных лиц на бумажных носителях посредством почтовой связи.
Страхователь обязан был представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью за соответствующие периоды не позднее 15- го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Вместе с тем, в нарушение установленного порядка, учреждение не предоставило сведения по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года по телекоммуникационным каналам связи, а представило по почте на бумажном носителе.
По выявленному нарушению, Пенсионным фондом выставлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: N 033S18210028537 от 07.07.2021, N 033S18210028538 от 07.07.2021, N 033S18210028541 от 07.07.2021, N 033S18210028544 от 07.07.2021, N033S18210028539 от 07.07.2021, N033S18210028542 от 07.07.2021, N033S18210028293 от 07.07.2021, N033S18210028298 от 07.07.2021, N033S18210028302 от 07.07.2021, N033S18210028512 от 07.07.2021, N033S18210028533 от 07.07.2021, N033S18210028295 от 07.07.2021, N033S18210028297 от 07.07.2021, N033S18210028296 от 07.07.2021, N033S18210028864 от 08.07.2021, N033S18210028866 от 08.07.2021, N033S18210028982 от 08.07.2021, N033S18210028980 от 08.07.2021 и N033S18210029093 от 08.07.2021 - за апрель 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Пенсионным фондом решений N 033S19210027516 от 17.08.2021, N 033S19210027519 от 17.08.2021, N 033S19210027522 от 17.08.2021, N 033S19210027524 от 17.08.2021, N 033S19210027521 от 17.08.2021, N 033S19210027523 от 17.08.2021, N 033S19210027515 от 16.08.2021, N 033S19210026495 от 16.08.2021, N 033S19210026494 от 16.08.2021, N 033S19210026492 от 16.08.2021, N 033S19210026491 от 16.08.2021, N 033S19210026514 от 16.08.2021, N 033S19210026512 от 16.08.2021, N 033S19210026513 от 16.08.2021, N 033S19210027581 от 18.08.2021, N 033S19210027580 от 18.08.2021, N 033S19210028401 от 19.08.2021, N 033S19210028402 от 19.08.2021 и N 033S19210027578 от 18.08.2021- за апрель 2021 года.
В адрес общества направлены требования об уплате финансовых санкций в размере 19000 рублей, согласно которым управлению предлагалось добровольно погасить задолженность.
25.02.2022 страхователем в счет погашения задолженности по требованию от 10.09.2021 была произведена оплата на сумму 1000 рублей, что подтверждается платежным документом от 25.02.2022 N 101.
Вместе с тем, задолженность в сумме 18000 рублей на основании выставленных требований, Управлением в установленном порядке не оплачена, что послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учёту кадров.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (редакция действующая с 28.12.2016) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании" утверждены Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ и Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда РФ.
В силу раздела 7 Технологии страхователь после подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписывает их электронной цифровой подписью и в зашифрованном виде отправляет в орган Пенсионного фонда РФ.
Пунктами 2.4 и 2.5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено представление страхователями сведений о трудовой деятельности, указанных в пункте 2.1 статьи 6 настоящего закона, работающих у них застрахованных лицах.
Пунктом 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 данной статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.
Согласно абзацу 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных данным Законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.
В связи с этим, в отношении страхователей, представивших сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе, у которых численность работающих зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, должны быть применены финансовые санкции за несоблюдение порядка предоставления сведений в форме электронных документов.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом по результатам проверки выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе пенсионного страхования, а именно правильности представления страхователем ежемесячной отчетности "Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица" по форме СЗВ-ТД.
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что Управление не представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года, а представило данные сведения по почте на бумажных носителях. По данному факту Пенсионным фондом вынесены решения о применении финансовых санкций к страхователю в общей сумме 19000 рублей.
Федеральным законом N 27-ФЗ не предусмотрен порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств.
Судом первой инстанции обоснованно не принят довод Управления о том, что вина страхователя отсутствует, поскольку у него не было программно-технической возможности для своевременного предоставления сведений по форме СЗВ-ТД на застрахованных лиц в Пенсионный Фонд.
Статьёй 15 Конституции Российской Федерации закрепляется общеправовой принцип, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Таким образом, лицо, вступая в какие-либо отношения, должно знать о наличии обязанностей, возложенных на него государством. Кроме этого, лицо должно обеспечить их выполнение в точном соответствии с законом, что подразумевает под собой соблюдение той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для исполнения правил и норм, установленных законом.
В данном случае, обязанность Управления заключается в своевременном представлении в форме электронных документов в административный орган сведений в отношении застрахованных лиц, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Суд установил, что совершенным Управлением правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства, не причинен материальный вред, правонарушение совершено впервые, а деятельность страхователя финансируется за счет средств бюджета, что послужило основанием для уменьшения размера штрафа до 4000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы ответчика были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционный суд согласен, в связи с чем доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2022 по делу N А32-26272/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26272/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю
Ответчик: Управление внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю
Третье лицо: УВД по г. Сочи