город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2022 г. |
дело N А53-21012/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Сурмаляна Г.А., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой В.Д.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростфармснаб-Дешевая аптека"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-21012/2022
об отказе в признании незаконным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области N 15988 от 28.12.2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростфармснаб-Дешевая аптека" (ИНН 6168041590, ОГРН 1036168000802),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростфармснаб-Дешевая аптека" (далее - заявитель, ООО "Ростфармснаб-Дешевая аптека") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным требования от 28.12.2021 от N 15988.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-21012/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-21012/2022, общество с ограниченной ответственностью "Ростфармснаб-Дешевая аптека" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права. Судом не учтено, что налоговым органом документы запрошены после приостановления проверки. На момент вынесения требования о предоставлении документов в рамках выездной проверки обществу не было известно о проведении проверки. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 по делу N А53-21011/2022 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ростфармснаб-Дешевая аптека" зарегистрировано в качестве юридического лица по адресу: 344103, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Зорге, дом 66, пом. И.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 27.12.2021 N 5 в отношении ООО "Ростфармснаб-Дешевая аптека" назначено проведение выездной налоговой проверки по всем налогам, сборам, страховым взносам за период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
27.12.2021 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области вынесено уведомление N 5 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
28.12.2021 вынесено требование N 15988 о предоставлении документов (информации) и направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи.
В требовании от 28.12.2021 N 15988 о предоставлении документов (информации) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области обязала ООО "Ростфармснаб-Дешёвая аптека" предоставить следующие документы: главные книги по годам; оборотно-сальдовые ведомости (общие) по годам и поквартально по бухгалтерскому и налоговому учету; оборотно-сальдовые ведомости поквартально по счетам 01,02 по бухгалтерскому и налоговому учету; ведомости по амортизации по месяцам; оборотно-сальдовые ведомости поквартально по счетам 66,67; анализ счетов 66,67 поквартально; оборотносальдовые ведомости поквартально по счету 19 в разрезе субсчетов; оборотно-сальдовые ведомости поквартально по счетам 60, 62, 76 (76.5, 76 АВ, 76 ВА); анализ счетов 19,60, 62 поквартально; оборотно-сальдовые ведомости по следующим счетам и соответствующим им субсчетам по годам: 10,20,21,25, 26,40,41,43,44,50, 51, 71,90,91,99; карточки счетов 68, 70 (за период 21.12.2015r.-30.06.2018 г.), 71 по годам; анализ счетов 50, 51,90,91 поквартально в разрезе субсчетов по бухгалтерскому и налоговому учету; копия лицензии (разрешения) на осуществление деятельности; штатное расписание, штатная расстановка, трудовые договоры; приказы на назначение главного бухгалтера, приказы на назначение руководителя; копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, транспортные средства, земельные участки; расшифровку внереализационных доходов и расходов по налоговому и бухгалтерскому учету.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 29.12.2021 N 4 с 29.12.2021 проведение выездной налоговой проверки приостановлено ввиду необходимости истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации у контрагентов общества: общества с ограниченной ответственностью "Здравсервис Юг", общества с ограниченной ответственностью "Магнит Фарма" и общества с ограниченной ответственностью "Вертекс".
24.01.2022 ООО "Ростфармснаб-Дешевая аптека" направило в Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области жалобу на требование от 28.12.2021 N 15988, в котором общество просило инспекцию признать данное требование незаконным и отменить.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области от 14.03.2022 N 15-18/920 жалоба ООО "Ростфармснаб-Дешевая аптека" была оставлена без удовлетворения.
Считая требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области от 28.12.2021 N 15988 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял во внимание нижеследующее.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах РФ) налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов (ст. 2 Закона о налоговых органах РФ).
Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе: требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли),а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации (пункт 2 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, проведения экспертиз и пр.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Согласно пункту 12 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Согласно пункту 2 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости должностное лицо налогового органа вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Истребование документов у налогоплательщика является самостоятельным мероприятиям налогового контроля. Факт ознакомления должностного лица налогового органа на территории налогоплательщика с оригиналами документов, служащих основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по представлению копии указанных документов по требованию налогового органа.
Согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом. Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
Как следует из материалов дела, обжалуемое налогоплательщиком требование от 28.12.2021 N 15988 о предоставлении документов (информации) вынесено налоговым органом 28.12.2021, направлено в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи 13.01.2022 в 10 час. 54 мин. и получено обществом согласно квитанции о приеме 20.01.2022.
Обжалуемое требование от 28.12.2021 N 15988 о предоставлении документов (информации) вынесено налоговым органом в период проведения выездной налоговой проверки, назначенной в отношении налогоплательщика решением N 5 от 27.12.2021 о проведении выездной налоговой проверки.
Законодательством о налогах и сборах не установлен порядок и срок вручения решений о проведении, о приостановлении выездной налоговой проверки, уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, а также срок вручения требования о предоставлении документов.
Соответственно, факт более позднего вручения данных документов, чем дата их вынесения, при наличии такого решения, уведомления и требования при фактическом приостановлении проверки, не является нарушением порядка проведения проверки и не свидетельствует об ущемлении прав и законных интересов налогоплательщика.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" в соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.
В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.
Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
Решение от 27.12.2021 N 5 о проведении выездной налоговой проверки, уведомление от 27.12.2021 N 5 о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налоговой, а также требование от 28.12.2021 N 15988 отправлены налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи 13.01.2022 в период времени с 00 час. 57 мин. до 10 час. 54 мин.
Данные документы получены обществом 20.01.2022 и 21.01.2022 при том, что решение от 29.12.2021 N 4 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки получено налогоплательщиком 13.01.2022.
Таким образом, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки у налогоплательщика не истребовались документы либо пояснения по иным требованиям, вынесенным в период приостановления проверки, а также не установлено, что в данный период проводились допросы сотрудников (должностных лиц) общества.
Обжалуемое обществом требование N 15988 от 28.12.2021 не повлекло неправомерного взыскания с налогоплательщика недоимки, пени или штрафа, а также не повлекло незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, обязательных предписаний ему не выдано, соответственно, права общества не нарушены.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым требованием прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, обращение налогоплательщика в арбитражный суд с требованием о признании незаконным требования N 15988 от 28.12.2021 не направлено на восстановление нарушенных прав и доказательств нарушения прав не представлено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 по делу N А53-21012/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21012/2022
Истец: ООО "Ростфармснаб-Дешевая аптека", ООО "РОСТФАРМСНАБ-ДЕШЁВАЯ АПТЕКА"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N24 по Ростовской области