г. Москва |
|
23 декабря 2022 г. |
Дело N А40-131472/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России и Министерства Обороны РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2022 по делу N А40-131472/22 принятое
по заявлению ОАО "494 Управление Начальника работ"
к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России,
третьи лица: 1)Министерство Обороны РФ, 2)Департамент строительства Министерства обороны РФ
о признании незаконным решения, о возложении обязанности,
при участии:
от заявителя: |
Шевченко Ю.В. по доверенности от 02.06.2022; Белов В.А. по доверенности от 07.02.2022 |
от заинтересованного лица: |
Полевая С.В. по доверенности от 01.03.2022; |
от третьих лиц: |
1.Кривошеина М.А. по доверенности от 11.10.2022, 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "494 Управление Начальника работ " (далее-заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконным решения ФГКУ "Центральное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее- ответчик, Учреждение), оформленного в письме N 141/1/1341НС от 11 февраля 2022 г. об отказе о предварительном согласовании предоставления в аренду Обществу земельного участка площадью 2,0863 га., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.Немчиновка, в границах, согласно представленной Схеме, о возложении на Учреждение обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду указанного земельного участка, признании за Обществом права пользования частью земельного участка с КН N 50:20:0010207:544 площадью 2,0863 га., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.Немчиновка, в границах, согласно представленной Схеме.
Решением от 28.09.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение и Министерства Обороны РФ обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых указывают на незаконность решения и просят его отменить.
От заявителя поступил отзыв.
Судебное заседание откладывалось в порядке ст. 158 АПК РФ, а также объявлялся перерыв, в порядке ст.163 АПК РФ.
Представитель Департамента строительства Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители апеллянтов доводы апелляционных жалоб и дополнительно представленных письменных пояснений поддержали, решение просили отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заявителя поддержал решение суда, в удовлетворении апелляционных жалоб просил отказать, также заявил ходатайство об оставлении одного из требований- о признании за Обществом права пользования частью земельного участка с КН N 50:20:0010207:544 площадью 2,0863 га., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с.Немчиновка, в границах, согласно представленной Схеме, без рассмотрения, поскольку в рамках дела N А40-154469/22, возбужденного ранее настоящего дела, обществом заявлялось аналогичное требование.
Рассмотрев указанное ходатайство, руководствуясь ст.148, 159, 266, 268 АПК РФ коллегия отказала в его удовлетворении, поскольку из материалов дела N А40-154469/22, рассматриваемого в Арбитражном суде г.Москвы в настоящий период, не усматривается наличие аналогичного предмета требования.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьями 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в дело, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
Из заявления Общества, поданного в суд в порядке, предусмотренном гл.24 АПК РФ, а также материалов дела следует.
В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 02 августа 2005 г. N 1791 "О строительстве жилого комплекса на земельном участке общей площадью 13 га. Минобороны России, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, в районе с Немчиновка", между Обществом (Инвестор) и Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением Московская квартирно-эксплуатационная часть района (заказчик), был заключен Инвестиционный контракт от 02 ноября 2005 г. N 01-8/318 (далее- Контракт) "О застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Минобороны России и расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, в с. Немчиновка". (т.1 л.д.16)
В связи с реорганизацией Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения Московская квартирно-эксплуатационная часть района Министерства обороны, дополнительным соглашением к Контракту N 13 от 03 февраля 2012 г. функции Заказчика по Инвестиционному контракту возложены на ФГУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с п.2.1. Инвестиционного контракта, его предметом является реализация Инвестиционного проекта по застройке земельного участка, общей площадью 13 га., являющегося частью земельного участка 18, 9313 га., расположенного по адресу Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, в районе с. Немчиновка, находящегося в собственности Российской Федерации и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Заказчику, со сносом зданий и сооружений, расположенных на указанном земельном участке, согласно приложению к настоящему Контракту и отселением граждан, проживающих в сносимых жилых домах.
В Контракте Стороны установили, что для достижения цели совместной деятельности, заявитель (Инвестор) обязуется:
-обеспечить за счет собственных, заемных и (или) привлеченных средств финансирование Инвестиционного проекта в полном объеме (включая снос зданий и сооружений, отселение граждан, проживающих в сносимых жилых домах, являющихся собственниками жилых помещений или постоянно проживающих в квартирах, расположенных в указанных домах) (п.6.3.1. Контракта);
-в соответствии с утвержденным проектом и графиками финансирования и производства работ обеспечить финансирование в полном объеме по строительству Объекта (п.6.3.3. Контракта);
-обеспечить собственными и/или силами привлеченных подрядных организаций строительство Объекта в соответствии с действующими строительными нормами, стандартами, техническими условиями и спецификациями, указанными в проектной документации в установленные графиками финансирования и производства работ сроки (п. 6.3.6 Контракта).
Ответчик в свою очередь обязуется в месячный срок оформить Инвестору договор краткосрочной аренды земельного участка на период строительства, а также предоставить строительную площадку (п.1.13 Контракта) с находящимися на ней зданиями и сооружениями, подлежащими сносу (п.6.2.2 Контракта).
Проект планировки жилого многоэтажного комплекса разработан и утвержден в границах земельного участка площадью 13 га., являющегося частью земельного участка 18,6368 га., расположенного по адресу Московская область, Одинцовский район, с/о Мамоновский, в районе с.Немчиновка, находящегося в собственности Российской Федерации и принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования Правообладателю (кадастровый номер 50:20:0010207:0082).
Из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010207:0082, на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. N 1137 было выделено 5 земельных участков общей площадью 136 702 кв.м.: 50:20:0010207:545 (28 858 кв.м.); 50:20:0010207:546 (13 563 кв.м.); 50:20:0010207:547 (12 418 кв.м.); 50:20:0010207:548 (1 584 кв.м.); 50:20:0010207:544 (80 279 кв.м.).
В последующем, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 964 из земельного участка с кадастровым номером 50:20:0010207:544 выделены 19 нижеуказанных земельных участков, общей площадью 80 279 кв.м: 50:20:0010207:585 площадью 4 091 кв.м.; 50:20:0010207:586 площадью 9 889 кв.м.; 50:20:0010207:587 площадью 3 098 кв.м.; 50:20:0010207:588 площадью 12 742 кв.м.; 50:20:0010207:589 площадью 73 кв.м.; 50:20:0010207:590 площадью 33 кв.м.; 50:20:0010207:591 площадью 42 кв.м.; 50:20:0010207:592 площадью 14 816 кв.м.; 50:20:0010207:593 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:594 площадью 2 468 кв.м.; 50:20:0010207:595 площадью 189 кв.м.; 50:20:0010207:596 площадью 15 235 кв.м.; 50:20:0010207:597 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:598 площадью 3 706 кв.м.; 50:20:0010207:599 площадью 28 кв.м.; 50:20:0010207:600 площадью 11 098 кв.м.; 50:20:0010207:601 площадью 121 кв.м.; 50:20:0010207:602 площадью 32 кв.м.; 50:20:0010207:603 площадью 2 380 кв.м.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0010207:545 (28 858 кв.м.); 50:20:0010207:585 площадью 4 091 кв.м.; 50:20:0010207:586 площадью 9 889 кв.м.; 50:20:0010207:587 площадью 3 098 кв.м.; 50:20:0010207:588 площадью 12 742 кв.м.; 50:20:0010207:589 площадью 73 кв.м.; 50:20:0010207:590 площадью 33 кв.м.; 50:20:0010207:591 площадью 42 кв.м.; 50:20:0010207:592 площадью 14 816 кв.м.; 50:20:0010207:593 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:594 площадью 2 468 кв.м.; 50:20:0010207:595 площадью 189 кв.м.; 50:20:0010207:596 площадью 15 235 кв.м.; 50:20:0010207:597 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:598 площадью 3 706 кв.м.; 50:20:0010207:599 площадью 28 кв.м.; 50:20:0010207:600 площадью 11 098 кв.м.; 50:20:0010207:601 площадью 121 кв.м.; 50:20:0010207:602 площадью 32 кв.м.; 50:20:0010207:603 площадью 2 380 кв.м., поставлены на кадастровый учет.
Согласно п.1 Дополнительного соглашения N 16 от 09.09.2016 г. стороны установили, что на дату подписания Дополнительного соглашения застроен, без передачи в аренду Инвестору, земельный участок, состоящий из 20 земельных участков: 50:20:0010207:545 площадью 28 858 кв.м., 50:20:0010207:585 площадью 4 091 кв.м.; 50:20:0010207:586 площадью 9 889 кв.м.; 50:20:0010207:587 площадью 3 098 кв.м.; 50:20:0010207:588 площадью 12 742 кв.м.; 50:20:0010207:589 площадью 73 кв.м.; 50:20:0010207:590 площадью 33 кв.м.; 50:20:0010207:591 площадью 42 кв.м.; 50:20:0010207:592 площадью 14 816 кв.м.; 50:20:0010207:593 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:594 площадью 2 468 кв.м.; 50:20:0010207:595 площадью 189 кв.м.; 50:20:0010207:596 площадью 15 235 кв.м.; 50:20:0010207:597 площадью 119 кв.м.; 50:20:0010207:598 площадью 3 706 кв.м.; 50:20:0010207:599 площадью 28 кв.м.; 50:20:0010207:600 площадью 11 098 кв.м.; 50:20:0010207:601 площадью 121 кв.м.; 50:20:0010207:602 площадью 32 кв.м.; 50:20:0010207:603 площадью 2 380 кв.м., общая площадь земельных участков составляет 10,9137 га.
Таким образом, по мнению Заявителя, ответчиком не исполнено обязательство по предоставлению ему по договору краткосрочной аренды земельного участка, площадью 2,0863 га., являющегося частью земельного участка площадью 18,6388 га. (кадастровый номер 50:20:0010207:0082).
Поскольку, в соответствии с п.6.2.2. Заказчик обязался в месячный срок оформить Инвестору договор краткосрочной аренды земельного участка на период проектирования и строительства, а также предоставить строительную площадку (п.1.13) с находящимися на ней зданиями и сооружениями, подлежащими сносу, Заявитель считает, что заключенный между сторонами договор фактически является договором о развитии застроенной территории.
С целью исполнения условий договора о строительстве многоквартирных жилых домов (иных объектов), а также, дополнительных соглашений к нему, в том числе, N 16 от 09.09.2016 г., Заявитель 24 января 2022 г. обратился к ответчику с заявлением (предложением) размежевать земельный участок 50:20:0010207:544 и выделить из него земельный участок, площадью 2,0863га, согласно представленной им схемы расположения земельных участков.
В данном письме Заявитель также просил принять решение по согласованию границ земельного участка площадью 2,0863га., в установленном порядке. (т.1 л.д.79-80)
Ответчик, письмом (оспариваемое решение) от 11 февраля 2022 г.N 141/1/11341НС отказал Обществу в совершении испрашиваемых им действий, указал на фактическое исполнение условий инвестиционного проекта, а также, использование предлагаемого к межеванию земельного участка под объекты инфраструктуры построенного жилого микрорайона (т.1 л.д.88- 90).
Описанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества с заявлением в суд, в котором он, также сослался в обоснование своей правовой позиции, на положения ст.ст.46.1-46.3 ГрК РФ, ст.ст.39.6, 39.14, 39.16 ЗК РФ в суд.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции счел доводы Общества обоснованными и документально подтвержденными.
Рассмотрев повторно спор, апелляционный суд считает ошибочными указанные выводы суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ст. 39.2 Земельною кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляемся уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
В соответствии с ч.1 ст. 11.2 Земельною кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Статья 14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок образования земельных участков путем раздела.
Согласно данному порядку, при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При разделе земельного участка, который находится в государственной собственности, уполномоченный орган государственной власти в течение одного месяца со дня поступления oт заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обязан принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
Таким образом, решение о разделе оформляемся соответствующим решением уполномоченного органа государственной власти (собственника).
Согласно статьям 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании также подается в уполномоченный орган.
В данном случае, требования Общества вытекают из отношений Заявителя и ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России по инвестиционному контракту от 2 ноября 2005 г. N 01-8/318 "О застройке земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации, находящегося в пользовании Минобороны России и расположенного по адресу: Московская обл., Одинцовский район, с/о Мамоновский, в районе с.Немчиновка", который согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 02.08.2005 года N 1791 был заключен по итогам конкурса.
В силу статьи 209 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно данным ЕГРН, собственником земельного участка площадью 4,9421 га. с кадастровым номером 50:20:0010207:544 (из которого путем раздела Заявитель планирует образовать земельный участок площадью 2,0863 га.) является Российская Федерация, которая согласно ст. 125 ГК РФ осуществляет свое участие через уполномоченные органы государственной власти.
В соответствии с действующей на настоящий момент редакцией Земельного кодекса Российской Федерации в ст.39.2 определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти.
В силу действовавшей на момент заключения Инвестиционного контракта ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью Правительство РФ осуществляет через свой федеральный орган государственной власти, наделенный для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.
На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", функции по управлению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, переданы из ведения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (осуществлявшего полномочия собственника на момент заключения Инвестиционного контракта), в ведение Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пунктов 1 и 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, а также осуществляет правомочия собственника отношения земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования у подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Таким образом, именно Министерство обороны Российской Федерации, согласно действующему законодательству, является представителем собственника в отношении спорного земельного участка, с кадастровым номером 50:20:0010207:544.
Казенное учреждение, которым является Заинтересованное лицо, в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, не относилось и не относится к уполномоченным исполнительным органам государственной власти, осуществляющим полномочия собственника.
Доказательства же того, что Министерство обороны Российской Федерации (а ранее ФАУФИ), принимало какое- либо решение о разделе (или отказе в разделе), о предварительном согласовании (либо отказе) предоставления в аренду Обществу земельного участка, с кадастровым номером 50:20:0010207:544 по правилам, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, Заявителем не представлены.
Таким образом, Ответчик не является лицом, которое, в соответствии со ст.39.2 ЗК РФ (так и согласно действовавшей на момент заключения Инвестиционного контракта ст.29 ЗК РФ), наделенным правом распоряжения и предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, а, следовательно, письмо Ответчика от 11 февраля 2022 г. N 141/1/1341 НС по своей правовой природе, в том числе и по его тексту, не может быть квалифицировано, как решение уполномоченного органа об отказе предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка, согласно представленной схеме.
Как следует из материалов дела, Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010207:544 закреплен за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу ст.269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, однако не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования, на котором закреплены земельные участки за ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, не предусматривает возможности распоряжения земельными участками.
Коллегия также отмечает, что и на момент заключения Инвестиционного контракта, право постоянного (бессрочного) пользования не предусматривало возможности распоряжения земельными участками, в том числе, передачу в аренду.
Следовательно, выводы суда со ссылкой на редакцию ст.270 ГК РФ, которая утратила силу с 8 декабря 2006 года, противоречат действовавшему на тот период времени законодательству.
Более того, в п.1.1 Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 02.08.2005 года N 1791, на основании которого был заключен Инвестиционный контракт, каких-либо решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Заинтересованного лица земельными участками, не имелось.
Кроме того, более поздние распоряжения собственника, которые приняты во внимание судом первой инстанции, в том числе, Приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 19 сентября 2012 г. N П37, Приказ директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 964, на основании которых производился раздел земельных участков, под реализацию Инвестиционного контракта, также не содержали каких-либо решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, распорядительные документы собственника (как на момент заключения Инвестиционного контракта, так и в более поздние периоды его реализации) не содержали каких-либо указаний о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, так и условий о передаче Обществу земельного участка в аренду.
Более того, в Распоряжении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 02.08.2005 года N 1791 среди существенных условий Инвестиционного контракта, порядок заключения договора аренды не установлен, предоставление земельного участка в аренду, не являлось существенным условием заключения Инвестиционного контракта.
В силу ст.422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора не должны противоречить положениям действующего законодательства, регулирующего определенный вид отношений сторон.
Коллегия также считает несостоятельным довод Общества, принятый во внимание судом первой инстанции, о применении к взаимоотношениям по Инвестиционному контракту, по аналогии норм права, позволяющих квалифицировать его, как договор о развитии застроенной территории, и как следствие, применить порядок предоставления земельного участка для целей исполнения такого договора, а именно, п.2.1 ст.30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения контракта.
В соответствии со статьей 46.1 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, решение о развитии застроенной территории должно приниматься органом местного самоуправления.
Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены:
1)многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу;
2)многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления.
Вместе с тем, на застроенной территории, в отношении которой принимается решение о развитии, не могут быть расположены иные объекты капитального строительства, за исключением, многоквартирных домов, объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающие исключительно функционирование многоквартирных домов, а также объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур, необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан, проживающих в таких домах.
Однако, все вышеуказанные основные предпосылки для заключения договора о развитии застроенной территории, в настоящем споре отсутствуют.
Согласно пункту 2.1 статьи 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения Контракта) земельный участок, находящийся в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется лицу, с которым заключен такой договор, для строительства без проведения торгов.
Одним из ключевых моментов для предоставления земельного участка, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 ЗК РФ, являлось то, что земельный участок, который предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке, заключен договор о развитии застроенной территории, должен находится в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, и который, не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам.
В данном случае, как указано выше, согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:20:0010207:544 находится в собственности Российской Федерации и принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России. Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок не прекращалось.
При этом, заказчиком- застройщиком по реализации Инвестиционного контракта является ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, а Общество не является застройщиком.
Следовательно, не являясь застройщиком по Контракту, Общество не может обладать правом на получение земельных участков в аренду по настоящему Инвестиционному контракту, в том числе, на основании пункта 2.1 статьи 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения Контракта.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, и, следовательно, быть предоставлен Заявителю, как инвестору (не являющемуся застройщиком по Контракту), в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент заключения Инвестиционного контракта) без проведения торгов, не может.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" по специальному инвестиционному контракту одна сторона- инвестор, в предусмотренный этим контрактом срок, своими силами или с привлечением иных лиц, обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона- Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта.
Из системного толкования ст.ст.2, 4, 16 указанного выше Закона, цель таких контрактов является социально значимой- формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, а предметом специального инвестиционного контракта, выступают деятельность инвестора по созданию либо модернизации и (или) освоению производства промышленной продукции.
С учетом действующих норм о специальном инвестиционном контракте, Инвестиционный контракт от 2 ноября 2005 г. N 01-8/318, предметом которого являлось строительство жилого комплекса, невозможно отнести к специальным инвестиционным контрактам, а, следовательно, применить положения пункта 23.2 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ, в качестве основания для предоставления Заявителю земельного участка без торгов.
Коллегией также отклоняется довод Общества о том, что место размещения объектов капитального строительства предварительно согласовано, ссылаясь на ст.30 ЗК РФ, в редакции действовавшей на дату заключения Контракта от 23.06.2025, в которой было предусмотрено предоставление в аренду земельных участков для строительства из земель публичной собственности, без проведения торгов, если место размещения объектов капитального строительства, предварительно согласовано.
Действительно, до 1 марта 2015 г. действовал отдельный порядок предоставления земельных участков для строительства из публичных земель, с предварительным согласованием места размещения объекта или без него.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке:
1)выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта (или об отказе);
2)выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3)принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусматривалось, что исполнительный орган государственной власти, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Из приведенных норм следует, что принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является одним из первоначальных этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства. Принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду возможно на основании заявления заинтересованного лица и, лишь после утверждения материалов, предварительного согласования места размещения объекта.
Таким образом, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации выбор и формирование земельного участка с постановкой на кадастровый учет являются неотъемлемой частью процедуры согласования места размещения объекта, при отсутствии решения о предварительном согласовании места размещения выполнение кадастровых работ и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет невозможны.
В данном случае, Общество с заявлением об утверждении материалов предварительного согласования места размещения объектов, в период 23.06.2005- 10.02.2022 годы, предусмотренных земельным законодательством, необходимых для обеспечения выбора и утверждения схемы расположения земельного участка, в уполномоченный исполнительный орган государственной власти, не обращалось.
Довод заявителя о том, что распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 02.08.2005 г. N 1791 по сути предварительно согласовано место размещения объекта инвестиционного строительства", отклоняется, поскольку в указанном Распоряжении отсутствуют данные и сведения, которые предъявлялись к выбору земельных участков для строительства, действовавшей на тот период времени ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая приведенные ранее действовавшие правовые нормы, договор аренды земельного участка для строительства не может быть заключен при отсутствии решения о предварительном согласовании размещения объекта и решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Более того, согласно п.1 ст.4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно п.15 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу, предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона (абзацы 4 и 5).
При таких обстоятельствах и положениях земельного законодательства, исключена возможность предоставления в аренду Обществу земельного участка площадью 2,0863 га для жилищного строительства, так как процедура о предварительном согласовании места размещения объекта, не была соблюдена.
Довод заявителя о незаконности действий Учреждения, так как "исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в аренду содержится в ст.39.16 Земельного кодекса РФ", противоречит содержанию данной нормы.
Как уже отмечалось выше, письмо от 11 февраля 2022 г. N 141/1/1341 НС по своей правовой природе не может быть квалифицировано как решение уполномоченного органа об отказе предварительного согласования предоставлении в аренду земельного участка согласно представленной схеме.
Коллегией также учтено, что в соответствии с условиями Инвестиционного контракта оформление земельно-правовых отношений для строительства входило в содержание первого этапа реализации инвестиционного проекта.
Согласно ст.5.1 Инвестиционного контракта, регулирующей первый этап инвестиционного проекта, продолжительность его этапа составляла- до 30.06.2006 года.
Несмотря на то, что Стороны Контракта впоследствии вносили изменения в другие пункты и этапы, в данную статью изменений больше не вносилось и срок для требований, входящих в первый этап реализации инвестиционного проекта, на настоящий момент истек, как и срок исковой давности для предъявления такого требования.
Коллегия также полагает необходимым отметить следующее.
В силу пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Защита гражданских прав осуществляется способами защиты, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ и иными способами, предусмотренными законом; заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (статья 4).
Выбор конкретного гражданско-правового способа защиты в предпринимательской сфере зависит от природы правоотношения, существующего между его участниками, от правового статуса лица, допустившего нарушение, от характера самого допущенного нарушения, его вида, продолжительности действия, механизма реализации, от последствий правонарушения.
Согласно ст.4 АПК РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, а выбор способа защиты предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
Учитывая, что фактически спорные правоотношения возникли из разногласий сторон при реализации инвестиционного договора, Заявителем выбран неверный способ защиты нарушенных, по его мнению, прав, через положения гл.24 АПК РФ.
С учетом изложенного, оспариваемые обществом решения ответчика не противоречит закону и, не нарушают прав и законных интересов общества, в связи с чем, в удовлетворении заявленных по делу требований, в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ надлежит отказать.
Учитывая приведенные данные, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2022 по делу N А40-131472/22 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "494 Управление Начальника работ" отказать в полном объеме.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131472/2022
Истец: ОАО "494 УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА РАБОТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ