г. Пермь |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А50-18666/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Балдина Р.А.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон, апелляционную жалобу ответчика, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Верх-Язьвенская средняя общеобразовательная школа", на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2022 года (резолютивная часть от 27 сентября 2022 года), принятое в подряде упрощенного производства, по делу N А50-18666/2022
по иску акционерного общества "Пермский региональный оператор ТКО" (ОГРН 1225900008883, ИНН 5903153085)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верх-Язьвенская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1025902266378, ИНН 5941003595)
о взыскании задолженности, неустойки по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО" (далее - АО "ПРО ТКО", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верх-Язьвинская средняя общеобразовательная школа" (далее - ответчик), о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 32 754 руб. 45 коп. за период с 01.04.2019 по 31.12.2019, неустойки в сумме 13 405 руб. 74 коп. (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением суда от 27.09.2022, принятым в порядке упрощенного производства путем вынесения резолютивной части, с ответчика в пользу истца взыскано 32 754 руб. 45 коп. задолженности по оплате за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2019 по 31.12.2019, 13 405 руб. 74 коп. неустойки, а также 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Мотивированное решение изготовлено 17.10.2022.
Ответчик с решением суда первой инстанции не согласился, направил апелляционную жалобу, в которой обжалуемый судебный акт просит отменить, производство по делу прекратить. Заявитель жалобы указывает, что фактически услуги по вывозу ТКО в 2019 г. истцом не оказывались. Отмечает, что на территории ответчика установлена специализированная контейнерная площадка для накопления ТКО. Дополнительно приводит доводы о пропуске истцом срока исковой давности.
Кроме того, ответчиком к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: копии писем руководителей МБОУ "Бычинская ООШ", МБОУ "Паршаковская СОШ", МБОУ "Североколчимская СОШ".
В приобщении к материалам дела дополнительных документов приложенных к апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отказано на основании ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ, поскольку дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями ч. 6.1 ст. 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода в порядке п. 4 ст. 270 АПК РФ к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не установлено.
При отсутствии у апелляционного суда права на принятие дополнительных документов и отсутствии оснований для рассмотрения настоящего дела по существу по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело подлежит рассмотрению по имеющимся в нем материалам.
Истец направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - ПКГУП "Теплоэнерго") является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными (далее - ТКО) отходами на территории Пермского края с 01 января 2019 года.
ПКГУП "Теплоэнерго" 05.05.2022 прекратило деятельность в результате реорганизации в форме преобразования в АО "ПРО ТКО".
Между МБОУ "Североколчимская средняя общеобразовательная школа" (ИНН 5941003468) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 5941003468 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Между МБОУ "Паршаковская среднеобразовательная школа" (ИНН 5941003394) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор, на оказание услуг по обращению с ТКО N 205800121 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Между МБОУ "Бычинская основная общеобразовательная школа" (ИНН 5941003429) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор на оказание услуг но обращению с ТКО N 205800020 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
09.07.2020 потребители прекратили деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к МБОУ "Верх-Язьвинская СОШ" ИНН 5941003595.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Законом N 89-ФЗ.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 9-о установлен и введен единый тариф ПКГУП "Теплоэнерго" для иных потребителей - 4906,24 руб./т без НДС на период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 24.07.2021 N 10-о установлен и введен единый тариф ПКГУП "Теплоэнерго" - 5887,49 руб./т без НДС на период с 01.01.2020 по 30.06.2020, 6049,43 руб./т без НДС на период с 01.07.2020 по 30.06.2021, 6198,49 руб./т без НДС на период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Постановлением Министерства по тарифам и энергетики Пермского края от 20.12.2021 N 40-о внесены изменения в постановление N 10-о.
В соответствии с приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Пермского края", с учетом изменений, внесенных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края" от 31.01.2019 N СЭД-24-02-46-2, для данной категории объекта утвержден норматив: кафе, общеобразовательные учреждения - 62,88 кг/год.
Расчет производится согласно формуле: величина расчетного показателя (количество кв. м.) * на норматив накопления /1000 * единый на тариф /12 месяцев.
Задолженность по расчетам истца составила 32 754,45 руб.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. 309, 310, 779, 781 ГК РФ и исходил из доказанности факта оказания услуг в заявленном объеме и на заявленную сумму, наличия задолженности по их оплате в спорном периоде. Судом первой инстанции установлен факт нарушения ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг, в связи с чем, начисление неустойки признано правомерным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
АО "ПРО ТКО" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пермского края с 01.01.2019, соответственно с этого момента на стороне потребителя возникла обязанность по заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8.18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) установлено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
В случае не заключения или отказа в заключении договора оказания услуг по обращению с ТКО, региональный оператор руководствуется действующим законодательством, и оказывает услуги в соответствии с типовым договором.
Форма типового договора утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с абзацами 3, 4 п. 8 (17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что между МБОУ "Североколчимская средняя общеобразовательная школа" (ИНН 5941003468) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 5941003468 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Между МБОУ "Паршаковская среднеобразовательная школа" (ИНН 5941003394) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор, на оказание услуг по обращению с ТКО N 205800121 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Между МБОУ "Бычинская основная общеобразовательная школа" (ИНН 5941003429) (далее - потребитель, должник) и ПКГУП "Теплоэнерго" (далее - региональный оператор, взыскатель) заключен договор на оказание услуг но обращению с ТКО N 205800020 от 01.01.2019, (далее - договор). Согласно п. 24 вышеуказанного договора условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2019.
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что объект ответчика в спорный период не располагал оборудованной контейнерной площадкой, уведомление о включении контейнерной площадки в реестр мест (площадок) накопления ТКО, наличие собственной контейнерной площадки в адрес истца не поступали. Доказательств обратного ответчик арбитражному суду не представил.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Поскольку ответчик не имеет собственной контейнерной площадки для накопления ТКО, расчет производится региональным оператором по нормативу, подписание актов оказанных услуг не зависит от объема вывезенных ТКО.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств фиксации нарушений исполнения обязательств региональным оператором в порядке, предусмотренном разделом 5 договоров.
В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с п.п. "а" п. 5 настоящих Правил. Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет регионального оператора ответчиком документально не опровергнут, контррасчет не представлен (ст. 9, 65 АПК РФ).
Учитывая обязанность потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках согласно территориальной схемы, суд приходит к выводу, что истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Исходя из изложенного, ответчиком не доказано наличие иной задолженности или ее отсутствие (ст. 9, 65 АПК РФ).
Довод о пропуске срока исковой давности в суде первой инстанции не заявлен (п. 2 ст. 199 ГК РФ, п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2022 года (резолютивная часть от 27 сентября 2022 года) по делу N А50-18666/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18666/2022
Истец: АО "ПРО ТКО"
Ответчик: МБОУ "Верз-Язьвенская средняя общеобразовательная школа"