г. Хабаровск |
|
27 декабря 2022 г. |
А73-11452/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны по ВВО ЖКС: Кузьмин Д.В. по доверенности от 02.12.2022;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Т.П. по доверенности от 23.06.2022;
от Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края: явка не обеспечена;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
на решение от 05.10.2022
по делу N А73-11452/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны по ВВО ЖКС
к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
о взыскании задолженности по выплате гранта в форме субсидии
третьи лица: Министерство финансов Хабаровского края; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление жизнеобеспечения района, Управление, администрация, ответчик) о взыскании задолженности по выплате гранта в форме субсидии в размере 2 702 412,11 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Решением от 05.1.02022 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с прекращением 01.03.2022 ее полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Кроме того, апеллянт ссылается на отсутствие поступлений в период с 01.01.2022 по 28.02.2022 в муниципальный район ассигнования, предусмотренного на выплату данной компенсации.
В судебном заседании апелляционного суда, а также в представленных отзывах на жалобу, представители ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и Министерства ЖКХ Хабаровского края выразили несогласие с доводами жалобы, просили оставить решение суда без изменений, в удовлетворении жалобы отказать.
Министерство финансов Хабаровского края в представленном отзыве, также выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.20217 N 155 осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для нужд военных городов Министерства обороны на территории Хабаровского края п. Ванино, ул. Гарнизонная, 29, 30, 31, 32, 33.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08.12.2021 N 39/61 внесены изменения в постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/28, установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на период с 01.01.2022 по 30.06.2022 в размере 4 711,69 руб./Гкал (без НДС).
В период с 01.01.2022 по 28.02.2022 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло предоставление услуг теплоснабжения, горячего водоснабжения, в том числе населению, проживающему на территории п. Ванино.
Расчеты с населением за оказываемые услуги истец осуществлял по тарифу 2 058,07 руб./Гкал (без НДС), установленному постановлением Губернатора Хабаровского края от 14.12.2021 N 130 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2022 год".
В целях компенсации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению между истцом и ответчиком (получатель субсидии) заключено соглашение N 6 от 14.01.2022 о предоставлении из районного бюджета гранта в форме субсидии на 2022 год.
Грант предоставляется в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 29.04.2021 N 400.
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения, грант предоставляется в 2022 году в размере 24 335 760 руб.
05.04.2022 дополнительным соглашением N 1 стороны расторгли соглашение от 14.01.2022 N 6.
Из подписанного сторонами дополнительного соглашения N 1 следует, что бюджетное обязательство Управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края исполнено в размере 0 руб.; обязательство получателя исполнено в размере 2 702 412,11 руб. (пункты 2.1, 2.2)
Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края в течение 5 дней со дня расторжения соглашения от 14.01.2022 N 6 обязалось перечислить получателю сумму гранта в размере 2 702 412,11 руб. (пункт 2.3).
В связи с неисполнением Управления жизнеобеспечения района обязанности по дополнительному соглашению N 1 от 05.04.2022 в адрес ответчика направлена претензия от 24.05.2022 N 370/У/4/2/4/1525 с требованием погасить возникшую задолженность.
Претензия оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения".
Согласно статье 3 указанного закона, возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края, и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150) органы местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края были наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона N 150 установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Согласно пункту 4.2 Порядка предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Порядок предоставления субвенций), субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В силу пункта 1 Постановления N 35-пр, Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
В соответствии с пунктом 2.3. Порядка субвенции предоставляются Министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на указанные цели в соответствующем финансовом году и согласно распределению субвенций, установленному данным законом края.
Таким образом, на территории Хабаровского края предусмотрен правовой механизм компенсации потерь посредством предоставления целевых субвенций.
Удовлетворяя требование истца, суд правомерно руководствовался положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), регулирующими порядок и цели предоставления субсидий.
Исходя из общего подхода к правовой природе компенсации, высказанного в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, она гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного обязательства. При этом право на взыскание обусловлено общими обязательственными нормами гражданского права.
Из разъяснений пункта 32 "Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018, следует, что в случае нецелевого использования бюджетной субсидии получатель субсидии обязан возвратить указанную сумму как неосновательное обогащение.
Органы местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края самостоятельно производили расчет и компенсацию убытков теплоснабжающим организациям района в период осуществления ими государственных полномочий. Обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии также возложена на органы местного самоуправления.
Судом установлено перефинансирование Ванинского муниципального района по состоянию на 01.01.2022 на сумму 505 655 186,01 руб., в связи с чем, довод ответчика о том, что в период с 01.01.20222 по 28.02.2022 в муниципальный район ассигнования, предусмотренные на выплату данной компенсации, не поступали, является несостоятельным.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, обстоятельства прекращения с 01.03.2022 осуществления Управлением жизнеобеспечения района переданных им государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в связи со вступлением в силу Закона Хабаровского края N 264 от 17.02.2022, не освобождает обязанную сторону произвести возврат долга по выплате гранта.
Отклоняя доводы Управления о том, что оно не является надлежащим ответчиком в связи с прекращением с 01.03.2022 его полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что период, за который образовался долг по выплате гранта, относится к периоду, когда на ответчика были возложены полномочия по компенсации убытков, а также то, что дополнительное соглашение, несмотря на прекращение полномочий с 01.03.2022, заключено 05.04.2022.
Оценив представленные доказательства в совокупности, в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно взыскал ответчика в пользу истца задолженность по выплате гранта в форме субсидии в размере 2 702 412,11 руб.
Таким образом, обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены в полном объеме, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.10.2022 по делу N А73-11452/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11452/2022
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Министерство Жилищно-коммунального Хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края