г. Москва |
|
26 декабря 2022 г. |
Дело N А40-168997/22 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Никифорова Г.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Провими" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2022 г. по делу N А40-168997/22, принятого в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по заявлению ООО "Провими" (ОГРН: 1027739474751, Дата присвоения ОГРН: 29.10.2002, ИНН: 7705014478) к Московская областная таможня (ОГРН: 1107746902251, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2010, ИНН: 7735573025) о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2022 N 10013000-007740/2022,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Провими" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании об отмене постановления Московской областной таможни (далее - ответчик) от 14.07.2022 N 10013000-007740/2022.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением суда от 13.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, требования удовлетворить.
По мнению заявителя, судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; нарушены или неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены или изменения решения у суда не имеется.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 12.06.2022 ООО "ПРОВИМИ" в Московскую областную таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - статистическая форма): системный номер ED20220612150200514 (регистрационный номер 10013000/120622/С785758).
Согласно указанной статистической форме в июле 2021 осуществлен ввоз товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в рамках договора от 20.05.2019 N 20-05/19 на общую сумму 1 872 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил на ООО "ПРОВИМИ" возложена обязанность по представлению в таможенный орган статистических форм не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Так, дата представления ООО "ПРОВИМИ" статистической формы за отчетный периоде 01.07.2021 по 31.07.2021 установлена не позднее 13.08.2021 включительно.
Таким образом, с 14.08.2021 года обязанность по представлению статистической формы в установленный срок считается не исполненной.
Статистическая форма за отчетный период с 01.07.2021 по 31.07.2021 года ООО "ПРОВИМИ" представлена в таможенный орган 12.06.2022, что является нарушением установленного срока.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
ООО "Провими" вынесено постановление от 14.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10013000-007740/2022 о привлечении ООО "Провими" к административной ответственности по части 1 статье 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части назначенного административного штрафа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 254, части 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в функции (обязанности) таможенных органов, среди прочего, входит ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистических формах учета перемещения товаров и иных источниках информации.
В соответствии с частью 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистические формы учета перемещения товаров и правила ее заполнения определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила), таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 5 Правил, на лиц, заключивших сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения или отгрузки товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, возложена обязанность своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы учета этих товаров, содержащие достоверные сведения. Статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Пунктом 6 Правил установлено, что статистическая форма учета перемещения товаров заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 8 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В соответствии с пунктом 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров. Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным и отмене Постановления таможенного органа, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из обстоятельств дела, в их совокупности, следует, что ООО "ПРОВИМИ" было обязано своевременно представить таможенному органу статистическую форму, однако своей обязанности не исполнило, чем вызвало неблагоприятные последствия в виде привлечения к ответственности.
Имея возможность предоставить в таможенный орган статистическую форму, заблаговременно об этом позаботившись, располагая для этого достаточным периодом времени, а также имея возможность осуществлять постоянный контроль за работой личного кабинета на сайте ФТС России, ООО "ПРОВИМИ" не проявило той степени заботливости и осмотрительности по отношению к обязанностям, определенным таможенным законодательством РФ, и предоставило статистическую форму с нарушением срока установленного.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ООО "ПРОВИМИ" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону административного правонарушения составляет противоправное деяние, выраженное в несвоевременном представлении статистической формы в таможенный орган.
Субъектом административного правонарушения является ООО "ПРОВИМИ".
В силу статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Доказательств того, что несвоевременное непредставление статистической формы произошло в силу каких-либо независящих от ООО "ПРОВИМИ" обстоятельств представлено не было.
Доводы ООО "ПРОВИМИ" о том, что постановление о привлечении к административной ответственности незаконно в связи с нарушением предусмотренных КоАП РФ правил назначения административного наказания ввиду того, что Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ" внесены изменения в правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, которые вступили в силу 06.04.2022, несостоятельны в силу следующего.
Так, отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенному их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 11.04.2022 3 01-11/19860 "О направлении разъяснении", обязательным условием применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ является выявление административных правонарушений в ходе государственного контроля (надзора) при проведении одного мероприятия, к видам которого относится в том числе таможенный, валютный, транспортный контроль.
Таможенные органы выявляют административные правонарушения не только в ходе государственного контроля, но и при выполнении иных видов контроля.
Административные правонарушения, предусмотренные статьей 19.7.13 КоАП РФ, выявляются при выполнении полномочия по ведению таможенной статистики внешней торговли товарами Российской Федерации, которая включает в себя статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС. Указанное полномочие является самостоятельной функцией, возложенной законодательством Российской Федерации на таможенные органы в целях обеспечения контроля за полнотой и доверенностью сведений в статистических формах учета перемещения товаров.
Поэтому, если при выполнении данного контроля выявлено два и более административных правонарушений по статье 19.7.13 КоАП РФ, наказание назначается за каждое административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ).
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что в деянии Заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП Москвы. Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Вина ООО "Провими" полностью доказана, а деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.7.13 КоАП России, что подтверждается собранными по делу доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2022 по делу N А40-168997/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-168997/2022
Истец: ООО "ПРОВИМИ"
Ответчик: Московская областная таможня