г. Санкт-Петербург |
|
30 декабря 2022 г. |
Дело N А56-6402/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.А.
при участии:
от заявителя: предст. Сладкова А.В. - доверенность от 12.01.21022, предст. Новосельцева И.А. - доверенность от 07.12.2021
от заинтересованного лица: предст. Лысенкова У.А. - доверенность от 13.10.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33194/2022) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2022 по делу N А56-6402/2022 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании действий по составлению акта проверки от 15.11.2021 N 207-ВВ, предписания от 15.11.2021 N 207-ВВ
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Общество, АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) по составлению акта выездной проверки от 15.11.2021 N 207-ВВ, а также о признании недействительным предписания Управления от 15.11.2021 N 207-ВВ.
Решением суда первой инстанции от 01.09.2022 предписание Управления от 15.11.2022 N 207-ВВ признано недействительным; в остальной части в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда 01.09.2022 отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права Податель жалобы указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства, а также требований проектной документации в отношении объекта рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бутовых отходов по адресу: Россия, Ленинградская область, МО "Сосновоборский городской округ", д. Ракопежи, вблизи СНГ "Березовая Роща" возложена на ООО "ЭКОМО" (субподрядчика), сделан без учета положений пункта 13.10 государственного контракта от 22.09.2022 N 2607247, которым на Общество возложена ответственность за выполнение работ субподрядчиками, а также противоречит положениям пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, уточнил, что Управление обжалует решение суда первой инстанции только в части признания недействительным предписания Управления от 15.11.2022 N 207-ВВ. Представители Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, не настаивали на пересмотре решения суда в необжалуемой Управлением части.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 01.09.2022 в обжалуемой Управлением части проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением на основании решения от 22.10.2021 N 207-ВВ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в связи с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.06.2021 N 265-р проведена выездная внеплановая проверка в отношении объекта рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бутовых отходов по адресу: Россия, Ленинградская область, МО "Сосновоборский городской округ", д. Ракопежи, вблизи СНГ "Березовая Роща" (земельный участок с кадастровым номером 47:15:011101:195), контролируемое лицо АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области".
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 15.11.2022 N 207-ВВ, в котором отражены следующие нарушения:
1) Реализация объекта рекультивации проводится с отступлением от проектной документации "Рекультивация (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов", получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а именно:
- фактическая площадь, занятая терриконом, превышает площадь, предусмотренную под занятие терриконом проектной документацией, на 0,04 га (предусмотрена проектной документацией - 6,39 га, фактическая - 6,43 га);
- после укладки газо-дренажного слоя из щебня проводится укладка слоя геотекстиля плотностью 600 г/м2, вместо укладки трехслойного дренажного геокомпозита из сетки 100 % HDPE и геотекстиля плотностью 450 г/м2;
- отсутствуют дороги из плит для подъезда к месту установки и обслуживания резервуара для фильтрата, в том числе и существующие ранее дороги с твердым покрытием на территории рекультивируемого объекта;
- отсутствует на выезде с территории строительной площадки мойка колес "МОЙДОДЫР-К".
Нарушение пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ); части 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункта 4.3 раздела 4 "Конструктивные и объемно планировочные решения" проектной документации "Рекультивация (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов", пунктов 9, 11.1 раздела 6 "Проект организации строительства" проектной документации "Рекультивация (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов",
2) Непринятие мер по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией "Рекультивация (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов", получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, а именно непринятие мер по направлению на биологические очистные сооружения Сосновоборского МУП "Водоканал" фильтрата, образуемого в дренажной системе для сбора фильтрата в ходе инфильтрации дождевых и сточных вод (нарушение пункта 7 статьи 30 Законв N 174-ФЗ, части 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, пункта 4.4 раздела 4 "Конструктивные и объемно планировочные решения" проектной документации "Рекультивация (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов");
3) Отсутствует программа производственного экологического контроля, в соответствии с Приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" на строительной площадке рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, г. Сосновый Бор, д. Ракопежи, вблизи СНТ "Березовая Роща" (нарушение статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее - Закон N 7-ФЗ).
4) Произведен контроль в области охраны земель и почв не по всем загрязняющим веществам в таблице 6.1.5 Программы ПЭМ, а именно по нитритам и нефтепродуктам (нарушение таблицы 6.1.5 Программы ПЭМ, части 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ);
5) Визуальные наблюдения за состоянием почвенного покрова производятся в недостаточной мере, а именно 1 раз в месяц вместо 1 раза в неделю нарушение таблицы 6.1.5 Программы ПЭМ, части 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ);
6) Не осуществлена обязанность по постановке на государственный учет объекта негативного воздействия строительной площадки рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов по расположенного по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, г.Сосновый Бор, д. Ракопежи, вблизи СНТ "Березовая Роща" (нарушение части 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ, части 1 статьи 21 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; далее - Закон N 96-ФЗ);
7) Не осуществлена обязанность по проведению инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте - строительной площадке рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятой свалкой твердых бытовых отходов по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, г.Сосновый Бор, д. Ракопежи, вблизи СНТ "Березовая Роща", оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (нарушение статьи 22 Закона N 96-ФЗ);
8) Вследствие того, что меры по направлению на биологические очистные сооружения Сосновоборского МУП "Водоканал" фильтрата не предпринимаются, это приводит к загрязнению компонента природной среды - грунтовые (природные) воды (нарушение части 1 статьи 34, части 1 статьи 36 Закона N 7-ФЗ);
9) Отсутствуют паспорта отходов I-IV классов опасности на отходы обрезков труб ПЕРФОКОР-I DN/OD 315 SN8 и лома черных металлов, опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15 %) (нарушение части 1, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ);
10) При работе с отходами, находящимися за пределами территории полигона на определенных земельных участках, и на земельном участке с кадастровым номером 47:15:011101:195 на хозяйственной территории осуществляется накопление отходов лома черных металлов, обрезков пластиковых гофрированных труб на почве (нарушение части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ.
По результатам проверки Управлением вынесено предписание от 15.11.2022 N 207-ВВ, которым Обществу предписано устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал недействительным предписание Управления от 15.11.2022 N 207-ВВ; в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 01.09.2022 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду (пункт 1 статьи 36 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 67 Закона N 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (чать 4 статьи 67 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункту 1 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В силу статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Закон N 96-ФЗ устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу пункта 1 статьи 22 Закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Из приведенных нормативных положений следует, что соблюдение перечисленных в оспариваемом предписании от 15.11.2022 N 207-ВВ требований законодательства (в том числе требований по разработке программы производственного экологического контроля, по осуществлению производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями, по постановке на государственный учет объекта негативного воздействия, проведению инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ, а также соблюдение требований к обращению с отходами производства и потребления и иных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности) возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Управление отходами Ленинградской области" является подрядчиком по государственному контракту от 22.09.2020 N 2607247 (далее - Контракт), заключенному с Ленинградским областным государственным казенным учреждением "Центр Ленинградской области по организации деятельности по обращению с отходами".
В соответствии пунктом 1.2 Контракта Общество обязуется в установленный срок выполнить работы по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бытовых отходов по адресу; Россия, Ленинградская область, МО "Сосновоборский городской округ", д. Ракопежи, вблизи СНГ "Березовая Роща" (далее - Объект рекультивации), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, с целью исполнения принятых на себя по Контракту обязательств Обществом по договору подряда от 07.10.2020 N 175/ОФ/10-20 привлечено третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Экологический контроль и мониторинг" (ООО "ЭКОМО").
По условиям договора подряда от 07.10.2020 N 175/ОФ/10-20 (далее - Договор) субподрядчик (ООО "ЭКОМО") принял на себя обязательства выполнить работы на объекте рекультивации (восстановление) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бутовых отходов по адресу: Россия, Ленинградская область, МО "Сосновоборский городской округ", д. Ракопежи, вблизи СНГ "Березовая Роща" в соответствии с Техническим заданием к договору (Приложение N 1) и Проектно-сметной документацией (Приложение N 5).
Земельный участок с кадастровым номером 47:15:011101:195 общей площадью 90566 кв.м передан ООО "ЭКОМО" для выполнения работ по Договору по акту приема-передачи от 09.10.2020.
Срок окончания выполнения работ по Договору установлен 30.11.2021 (пункт 2.1 Договора).
Таким образом, на момент проведения Управлением проверки с 26.10.2021 по 15.11.2021 и на момент вынесения оспариваемого предписания от 15.11.2022 N 207-ВВ фактически работы на Объекте рекультивации выполнялись ООО "ЭКОМО" в рамках Договора; на момент проверки работы по Договору не были завершены (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).
Следовательно, на момент проведения проверки именно ООО "ЭКОМО" осуществляло деятельность по рекультивации (восстановлению) нарушенных земель, занятых свалкой твердых бутовых отходов по адресу: Россия, Ленинградская область, МО "Сосновоборский городской округ", д. Ракопежи, вблизи СНГ "Березовая Роща" (земельный участок с кадастровым номером 47:15:011101:195).
При таких обстоятельствах, обязанность по соблюдению перечисленных в оспариваемом предписании от 15.11.2021 N 207-ВВ требований законодательства возлагалась на ООО "ЭКОМО" как лицо, непосредственно осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность на Объекте рекультивации, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, в ходе которой образуются отходы и выбросы загрязняющих веществ; именно указанное лицо обязано осуществлять производственный экологический контроль и соблюдать требования проектной документации при выполнении работ на Объекте рекультивации.
Аналогичные выводы содержатся также в решениях Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 10.06.2022 N 12-30/2022, N 12-32/2022, N 12-33/2022, N 12-34/2022, N 12-35/2022, N 12-37/2022, в рамках которых Обществом оспаривались вынесенные Управлением по результатам проверки постановления о привлечении Общества к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, 8.4, 8.7, 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылки подателя жалобы на положения пункта 13.10 Контракта и часть 3 статьи 706 ГК РФ отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку регулируют гражданско-правовые отношения между заказчиком, подрядчиком и субподрядчиком.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание от 15.11.2021 N 207-ВВ выдано ненадлежащему субъекту ответственности по перечисленным в данном предписании нарушениям.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал недействительным предписание Управления от 15.11.2021 N 207-ВВ.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 01.09.2022 в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 сентября 2022 года по делу N А56-6402/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-6402/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-42056/2023
26.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-6402/2022
19.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2629/2023
30.12.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33194/2022
01.09.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-6402/2022